Фламенко как терапия

Благодаря фламенко можно и в обычной жизни научиться высоко держать голову — даже в трудных обстоятельствах.

Фламенко как терапия

Зародившееся в XV веке на юге Испании, в Андалузии, фламенко сегодня распространилось по всему миру, а особенно популярным стало в Латинской Америке, США и, как ни странно, Японии и Скандинавии. В России стук кастаньет тоже слышен от Калининграда до Владивостока. Нам не хватает южных страстей, или дело в чем-то другом?

КОРОЛЕВСКАЯ СТАТЬ

Первое, что замечаешь, когда встречаешь танцоров фламенко, — их гордую осанку, расправленную грудь, уверенно поднятую голову. Но это не жесткая балетная (или военная) выправка: испанский танец учит сочетать твердость и силу с гибкостью и плавностью. Поначалу это дается непросто — отбивать громкий и четкий ритм ногами, в то время как руки выводят свою мягкую и чувственную партию. Зато, хоть немного овладев этим умением, понимаешь: вот именно то, что требуется от современной жительницы мегаполиса. Быть уверенной, напористой, четко идти своим путем, оставаясь при этом женственной и нежной.

«Я всегда считала: главные достоинства женщины — скромность, мягкость, способность к компромиссам, — удивляется Лидия (25). — Но оказалось, иногда стоит быть другой. После пары месяцев занятий фламенко я отважилась на эксперимент: выключила тургеневскую девушку и включила Кармен. Когда меня в очередной раз попросили поработать сверхурочно, вместо того чтобы согласиться, как обычно, с тяжелым вздохом — выпрямила спину, подняла голову и твердо ответила: на вечер другие планы. Как ни странно, кажется, меня стали ценить даже больше».

Преподаватель фламенко Марта Ларриба Адель подтверждает: любой танец дает внутреннюю дисциплину и организацию, а также осознание ценности каждого своего действия. Все это, безусловно, помогает обрести уверенность. К тому же фламенко — танец очень экспрессивный, он учит открыто выражать себя, а потому действительно может сделать скромных людей смелее.

Впрочем, возможен и противоположный вариант, считает танцевально-двигательный терапевт Светлана Гааб: властная и сильная женщина, увидев во фламенко близкий образ, способна научиться мягкости. Ведь в одних случаях необходимо действовать решительно и резко, а в других стоит вести себя более мягко и деликатно.

ЦЫГАНСКИЕ СТРАСТИ

Фламенко — танец экзальтированных, максимально проявленных чувств, у которых даже есть собственные стили: «сигирия» (страдание, драматизм) и «тангос» (веселье), «солеа» (одиночество) и «фанданго» (влюбленность), «фаррука» (воздержанность и строгость) и «булериас» (феерия и безумство). Именно поэтому здесь можно позволить себе выплеснуть наружу то, что не находило другого выхода.

Для Сары (35) фламенко начиналось как праздник: яркие юбки с множеством оборок и туфельки в горошек. Но по-настоящему она смогла понять этот танец только после тяжелейшего удара — смерти близкого человека. «Фламенко вытащило меня из пропасти, — признается девушка. — Это мое единственное средство самовыражения, передачи эмоций, переживаний и самых сокровенных желаний».

В обычной жизни мы вынуждены скрывать сильные чувства, особенно отрицательные, и это вызывает мышечные спазмы, «зажимает» тело, становится причиной заболеваний, сетует психокинезиолог Александр Богомолов. Именно поэтому «узаконенная» возможность проявить их в безопасном пространстве танцевального зала просто бесценна.

Фламенко побуждает прислушиваться к порывам своего сердца, учиться понимать и раскрывать их — в этом его великая освобождающая сила, убежден учитель фламенко Росарио Кастро. «Благодаря танцу вся энергия человеческих переживаний превращается в движения, таким образом делая нас свободными и даря возможность использовать универсальный язык тела, не имеющий границ и «трудностей перевода», — говорит он.

Именно фламенко, при всей кажущейся узости рамок, — одна из самых богатых форм выражения себя и своих переживаний, уверена тренер Наталья Гарсия-Уидобро. Ведь оно позволяет изобразить всю гамму чувств, включая крайнюю степень эйфории и боли.

Но не может ли исключительная экспрессия фламенко навредить? Скажем, расшатать еще больше нервную систему, если человек и без того излишне эмоционален? Светлана Гааб убеждена, что нет: «Искусство как раз учит управлять своими чувствами и проявлять их не деструктивным, а созидательным, творческим образом. Даже отрицательные эмоции, даже горе благодаря этому превращаются в ресурс. Хотя танец не может полностью заменить психотерапию, это тем не менее древнейший способ, помогающий людям справляться с сильными переживаниями».

ДУХ И ДУША

И все же главная задача фламенко — не просто покорить зрителя феерией красок и чувств, и даже не только дать выход эмоциям, но и обрести «дуэнде». Как свидетельствовал гениальный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка, «однажды на танцевальном конкурсе в Херес-де-ла-Фронтера первый приз у юных красавиц, с кипучим, как вода, телом вырвала восьмидесятилетняя старуха — одним лишь тем, как она вздымала руки, закидывала голову и била каблуком по подмосткам». Это и было проявление «дуэнде», но в определении мистического духа фламенко затрудняются даже сами испанцы. «Это как любовь, — говорит Марта Ларриба Адель. — Ее можно ощутить внутри и даже вокруг, но сложно облечь в слова. Я бы описала это как энергию, которая входит в меня через ноги, пронизывает все тело, высвобождается через голову и… остается в атмосфере зала. Тогда и другие люди тоже ее чувствуют».

Похожее описание освобождающей и очищающей энергии можно встретить в цигуне и йоге. В момент, когда она проходит через тело, вдруг проясняются неразрешимые прежде вопросы, а негативные эмоции уступают место гармонии и радости. Может быть, фламенко — это темпераментная «испанская йога»?

«Одна из задач цигуна и йоги — устранить блоки в теле, препятствующие здоровому течению энергии, — поясняет Александр Богомолов. — Фламенко решает эту задачу своими методами. Но результат в идеале один: очищенные от физических зажимов, мы снова можем свободно двигаться, дышать, чувствовать — и жить».

Так может, в этом и заключается секрет не увядающей уже несколько веков популярности фламенко, эволюционировавшего из дворовых танцев испанских цыган в высокое искусство?

ПРАКТИКИ

Дом фламенко «Фламенкерия», тел.: (499) 921−0246, e-mail: info@flamenqueria.ru, www.flamenqueria.ru

Студия Flamencocenter, тел.: (495) 920−0860, e-mail: pasionflamenco@yandex.ru, www.flamencocenter.ru

Школа-студия Алены Шульгиной, тел.: (926) 87−87−876, e-mail: alena@shulgina.com, www.shulgina.com

ТЕКСТ: Ирина Куминова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить