Думая о вечном... (студенте)

Учение — свет. Только вот, стремясь к этому злополучному свету, мы порой забываем, что без тени жить было бы скучновато. Нет, это не призыв забросить учебники и конспекты. Это призыв задуматься — чему мы учимся и зачем.

Думая о вечном... (студенте)

Учение — свет. Только вот, стремясь к этому злополучному свету, мы порой забываем, что без тени жить было бы скучновато. Нет, это не призыв забросить учебники и конспекты. Это призыв задуматься — чему мы учимся и зачем. Не всегда в нашей жизни учеба — это ступень к чему-то новому и нужному. Иногда знания становятся для нас тем самым песком, в который мы, как страусы, прячем головы.

Ты никогда не думала, что учиться вредно? И не только потому, что мы радостно приближаем сколиоз, потерю зрения и психические срывы. Порой мы собственными руками душим прекрасные порывы попробовать жизнь на вкус. Пощупать ее, понюхать и почувствовать, какая она удивительная и непредсказуемая.

ЕСЛИ ТВОЙ ПАПА — ДОКТОР НАУК, РАССЛАБЬСЯ: ДО 30 ТЫ УЖЕ АНГАЖИРОВАНА.

В детском саду нас учат лепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги и ябедничать на соседей. В школе мы запоминаем вагоны и маленькие тележки самых невероятных знаний. Потом нас образовывают в институте-университете-академии. Счастливчиков продолжают закалять в магистратуре. Просвещать в аспирантуре. И помогают выйти в окончательный астрал в докторантуре. Опасаться следует не знаний как таковых, а того водоворота, в котором мы рискуем из-за них оказаться.

В теориях
Есть много причин, по которым мы учимся. И увы, большинство из них не внушают особого оптимизма.

Андрей Мерзликин, в одночасье прославившийся после «Бумера», немного расстраивается, когда его отождествляют с Димоном Ошпаренным. Еще бы, ведь у Андрея аж три высших образования! Актерское как раз третье, вторым стало экономическое, ну, а самая первая специальность — радиотехник космического машиностроения. Наверное, этот удивительный человек знает, как можно наладить связь с инопланетным разумом.
Альберт Эйнштейн не очень жаловал гимназию и самостоятельно читал интересовавшие его книги по естествознанию. Недоучившись, он поехал в Цюрих, где провалил экзамены по истории и языкам в политехническое училище. Училище он все-таки закончил, но после этого два года не мог найти работу. Карьера, может, и не задалась, зато кто, кроме папуасов Новой Гвинеи, не знает сейчас про E = mc2?..
Вот Костя Цзю свое призвание нашел сразу. К тому же он оказался востребованным не только на ринге, но и на поприще телевидения — он постоянно участвует в телешоу и читает лекции, причем не только о боксе. Несмотря на свою бешеную занятость, не так давно он поступил в Уральский университет. Наверное, потому что положение обязывает, а может, стремится не отставать от жены, у которой три высших образования.
Все знают, что музыкант и кулинар Андрей Макаревич окончил Московский архитектурный институт? Причем вечернее отделение, поскольку был отчислен с дневного по установке «очистить ряды советских студентов от волосатой нечисти».
В 15 лет Иосиф Бродский бросил школу. Просто вышел из класса и больше туда не вернулся. Что не помешало ему стать великим русским поэтом, нобелевским лауреатом и 24 года профессорствовать в нескольких американских университетах. Вместо школы он стал ездить в геологические экспедиции, работал на заводе, в морге, в котельной и прочих экзотических местах. Расширял кругозор. Его эрудиция и интеллектуальные способности поражали современников.
Кейт Бекинсейл — комсомолка, спортсменка и просто красавица, будучи подростком дважды получала премию молодых писателей, а потом и вовсе специализировалась в Оксфордском университете по русской и французской литературе. Однако не побоялась на третьем году обучения оставить престижный университет ради карьеры актрисы. Ей пришлось поездить с гастролями по Англии и сняться в нескольких не бог весть каких фильмах, прежде чем к ней пришла слава… Но ведь риск — дело благородное! А могла бы девушка остаться ни с чем.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ
желание довести все до совершенства.

«Синдромом отличницы» в школе страдают многие. Зубрежка и война за пятерки становятся смыслом жизни и после школы: это ожидание постоянной похвалы.

Одна замечательная девушка изучала в вузе историю костюма. Пока ее однокурсники-двоечники сбегали с пар, чтобы шить невероятные одеяния для артхаусного «шедевра» другого такого же прогульщика с режиссерского факультета, она прочитывала и запоминала в подробностях тома по истории декоративного искусства. И что в итоге? Бывшие двоечники до сих пор не могут назвать детали кокошника, но у них за плечами столько опыта и практических знаний, что им нетрудно изобрести кокошник заново, да такой, что он станет писком моды. Девушка же пошла преподавать историю костюма в собственный вуз. А чему может научить человек, который все знает только чисто теоретически?

ПРИЧИНА ВТОРАЯ
желание не отставать от других.

Раз в нашей школе все хотят учиться в классе с гуманитарным уклоном — мне туда. Подумаешь, что я историю терпеть не могу. Анька решила поступать на эконом — я за ней. Ну и что, что у меня к языкам способностей больше, чем к математике. Теперь без второго образования никуда, я его, конечно, получу. Что я, глупее других?

Конечно же, нет. И наверняка даже умнее — только в чем-то своем. Обидно, что в стремлении быть на гребне волны и делать так, как считается правильным, ты тратишь свои энергию, ум и время на то, чего ты, по-хорошему, не очень-то и хочешь, а значит, на то, что тебе не очень-то и нужно. А жизнь будет идти дальше. И что, если Аня в один прекрасный день запишется на курсы помощника машиниста? Подумай, может быть, пришло время понять, что ты всегда хотела открыть свою турфирму, а не водить поезда.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ
уверенность в том, что чем больше учишься, тем светлее твое будущее.

Прекрасное далеко может сколь угодно долго манить радужными перспективами, но пока ты не потолкаешься как следует, пока пару раз не получишь по носу и пока твои стройные теории не сломаются о суровую правду жизни, оно, это прекрасное далеко, не приблизится к тебе ни на шаг. Как бы много ты о нем ни знала из умных книжек. Чтобы будущее засияло, как медный таз, его нужно упорно и долго драить на кухне.

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ
желание оправдать ожидания родителей.

Или других близких родственников. Если твой папа — доктор наук, расслабься и считай, что лет до тридцати ты уже ангажирована. Научной карьерой. Ты же не захочешь шокировать знакомых родителей тем, что после школы создашь психоделический джаз-бэнд?

Часто второе образование помогает исправить недостатки первого. Дети нередко идут по стопам родителей и, увы, не сразу понимают, что эти «стопы» ведут не туда, куда им хочется. Дедушка одного моего друга был известным филологом и литературным критиком. Считалось само собой разумеющимся, что и внук окончит филфак со всеми вытекающими последствиями. Внук окончил. А потом подумал еще немного и стал режиссером. Талантливым и успешным.


ПРИЧИНА ПЯТАЯ
неуверенность в себе.

Когда друзей заводить не очень получается и не знаешь, куда себя деть, учеба может помочь самоутвердиться. Но порой можно так ловко убедить себя, что ты счастлива, отгородившись от всех и вся своими «Руководствами для…» и «Пособиями по…», а жизнь твоя полноценна и состоялась как нельзя лучше, что в это начинают верить и окружающие тебя люди.

Моей родственнице Кате уже под тридцать, она замужем за любимым человеком. Более того, за очень состоятельным человеком. Он ее любит и считает делом чести, чтобы Катя была всем обеспечена и ей не приходилось работать. Недавно она добавила к диплому истфака догадайтесь сами какого университета и второму диплому по специальности «Искусствоведение» еще один диплом — по психологии образования. Если честно, общаться с ней сложно, потому что о жизни нормальных людей она имеет весьма приблизительное представление. Для большей уверенности в собственных силах и для применения этих сил надо бы Кате пойти работать.


ПРИЧИНА ШЕСТАЯ
нежелание взрослеть.

Конечно, проще ходить всю жизнь на необыкновенно познавательные лекции по бухучету и перекусывать мамиными бутербродами в перерывах между ними, чем самолично составлять годовой отчет и планировать бюджет фирмы — в том числе и со статьей расходов на питание сотрудников. Но детство на то и детство, чтобы оставаться маленьким ярким пятнышком в прошлом.

Библиотечная пыль

Никто не говорит, что учиться вредно. Но чтобы жить полноценной жизнью, не нужно становиться ходячей энциклопедией. Один очень мудрый преподаватель на первом курсе доходчиво объяснил нам, что университетское образование в принципе нужно для того, чтобы человек понимал, какая информация ему нужна и где ее искать. Чем поверг нас в некоторое изумление.

Не надо баррикадироваться учебниками от проблем, которых хватает у каждой из нас, как и не стоит рассчитывать на то, что в книжках отыщется рецепт счастья. Не нужно бояться, что тебе чего-то еще не хватает для того, чтобы наконец сказать: «Это мое дело, и я хочу им заниматься». Чаще яблоко (в данном случае — плод познания или мудрости) падает на макушку тому, кто не сидит под деревом, а методично и упорно его трясет.

Антонина Подзорова,
социальный психолог:

Зубрежка и поглощение книг тоннами на фоне стресса могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Нарушения сна, головные боли, нервные срывы. Все зависит от того, как сам человек относится к учебе и ради чего он учится. Ради хорошей оценки или ради собственного удовольствия и развития? Учеба может быть формой избегания жизни. С точки зрения общества это намного безопаснее, чем наркотики, и намного полезнее, чем Интернет и компьютерные игры. Любое увлечение можно превратить в источник неприятностей и в новую возможность для роста, поэтому учитесь с удовольствием, но «без фанатизма».



STONE/FOTOBANK.COM. МИХАИЛ КОРОЛЕВ. PHOTOXPRESS
PHOTOXPRESS. REX/FOTOBANK.COM. ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА А. ПОДЗОРОВОЙ

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить