Час расплаты

Что делать, если покупка по каким-то причинам не доставила удовольствия? Распространенные ситуации.

Час расплаты

Чтобы пройти мимо январских распродаж, надо иметь железную силу воли. Но как быть, если ты не просто ходишь по магазинам, а теряешь голову, забывая в процессе шопинга обо всем на свете? Просто возьми с собой эту статью. Она поможет в ситуациях, когда покупка по каким-то причинам не доставила удовольствия.

Ты пришла домой, померила новое платье и поняла, что купила его сгоряча. Вроде и размер подходит, и цвет красивый, но носить его ты не собираешься. Что делать?

Все мы уже давно выучили, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей мы можем обменять качественную вещь в течение 14 дней, если эта вещь не была в употреблении, сохранены внешний вид, пломбы и фабричные ярлыки. Но многие забывают: это относится только к ситуациям, когда вещь НЕ ПОДОШЛА по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Такая причина, как «передумала», тут, как видишь, не фигурирует.

Помни: если ты в заявлении укажешь причину «не подошло по размеру», будь готова к тому, что тебе взамен сданного предложат точно такое же платье, но… Нет, не с перламутровыми пуговицами, а просто-напросто того размера, который ты указала. И только в случае, если в момент твоего обращения у продавца необходимого для замены товара нет, ты по закону имеешь право расторгнуть договор купли-продажи и в течение 10 дней получить уплаченную за товар сумму. Конечно, в большинстве подобных случаев магазин идет навстречу, но злоупотреблять этим не стоит. Хорошо подумай, прежде чем совершить покупку! Так ли нужна тебе очередная зелененькая блузочка, и сможешь ли ты ее вернуть на следующий день?

Не виноватая я!

У туфель, купленных на распродаже, через неделю отвалился каблук. А в магазине ты заметила надпись «Товар, приобретенный со скидкой, обмену и возврату не подлежит». Что делать?

Не обращая внимания на надпись, неси туфли в магазин! Закон на твоей стороне. Сдать «распродажную» вещь ты не можешь только в том случае, если она была уценена из-за брака, и тебя об этом предупредил продавец! Да и то, если блузку уценили из-за отсутствия пуговицы, а она потом разошлась по шву из-за фабричного брака, тебе никто не вправе отказать в возврате денег. Во всех остальных случаях товар ненадлежащего качества в течение гарантийного срока ты можешь бесплатно отремонтировать, заменить на аналогичный, потребовать еще большей скидки или даже возврата денег. Но знай: магазин имеет право отправить туфли на экспертизу, которая определит, не произошла ли поломка по твоей вине. И если виновата ты, то тебе и придется возвращать деньги продавцу за экспертизу.

Теле-еле-видение

Ты купила телевизор в кредит, а он сломался уже через месяц. Что делать?

Не имеет значения, приобрела ты товар в кредит или заплатила за него сразу. Если он оказался некачественным, и экспертиза подтвердила это, ты имеешь право расторгнуть договор купли-продажи. При этом продавец обязан вернуть тебе полную сумму стоимости телевизора. Поскольку продавец не имеет права вмешиваться в твои отношения с банком по договору кредита, то рассчитываться с банком тебе придется самой — из этих самых возвращенных денег. В случае, если магазин сразу не вернет тебе всю сумму, то ему придется возмещать еще и убытки, вызванные платой за твое пользование кредитом.

Если ты не готова к таким непростым схемам, то советуем пойти более простым путем. Требуй не возврата денег, а бесплатного ремонта телевизора либо, что еще лучше, замены его на такой же новый!

В посудной лавке

В супермаркете, где в дни распродаж обычно огромное количество народу, ты в толпе не заметила витрину и задела ее своей сумкой, дорогая ваза упала и разбилась. Что делать?

По закону, продавец должен сам обеспечивать безопасность своего товара. Если ты уронила вазу (бутылку в продуктовом магазине или любой другой предмет) потому, что проход между витринами был недостаточно широким или, например, ты поскользнулась на свежевымытом полу, то виноват в этой ситуации магазин, и платить за испорченный товар не нужно. Но вот если ты разбила что-то с умыслом или по неосторожности (например, знала, что твой ребенок может задеть вазу, но все равно отпустила его побегать около витрины), то, скорее всего, придется раскошелиться. Но в любом случае никто не может заставить тебя платить на месте, если свою вину ты не признаешь. Это прерогатива суда.

Большая разница

Ты выбрала товар, а на кассе тебе сказали, что цена на самом деле больше, просто продавцы не успели переделать ценник или по ошибке переделали его неправильно. Как платить?

Самый верный выход в этом случае — добиться продажи по той цене, которая указана на ценнике. Дело в том, что это обязанность продавца — своевременно предоставлять потребителю необходимую и, главное, достоверную информацию о товарах. И потому требовать цену больше обозначенной он просто не имеет права. Если это все-таки произошло, зови администратора. Конечно, иногда, чтобы сэкономить время и нервы, бывает проще отказаться от покупки. Но тем самым ты лишь поощришь нарушение магазином закона.

Не мелочись!

Ты забыла забрать на кассе свою сдачу, уже ушла и только дома заметила оплошность. Как получить свои деньги обратно?

Если у тебя сохранился чек и ты спохватилась в этот же день, то все можно исправить. Приходишь в магазин, объясняешь ситуацию администратору и просишь снять кассу. Если после всех пересчетов там останется лишней именно та сумма сдачи, которая указана в твоем чеке, то считай, тебе повезло! Но ведь возможна и такая ситуация, что твою сдачу забрал кто-то из следующих покупателей. И тогда остается только сетовать на свою невнимательность.

Семь раз примерь

Ты купила юбку, дома отрезала все бирки, а упаковку и чек выбросила. Перед тем как надеть вещь в первый раз, заметила, что нет одной кнопки, а без нее носить юбку невозможно. Что делать?

Конечно, без чека требовать замены сложнее, но доказать, где ты купила вещь, можно и другими способами. Самый распространенный, упомянутый в законе, это свидетельские показания. Вместо чека берешь с собой бойфренда или подругу, с которыми приходила в магазин. Доказательствами также могут служить бирка, этикетка, маркировка или фирменная упаковка. Ах да, ведь ты их выбросила! Тогда попробуй договориться с магазином миром — такие случаи не редкость. Если удастся доказать, что ты купила вещь в этом магазине и что кнопка отпала не по твоей вине, сможешь обменять юбку на новую или получить назад деньги, если второй такой уже нет. И все же запомни: не стоит торопиться все отпарывать и выбрасывать. Сначала осмотри вещь и еще раз померь. Семь раз примерь, один — отрежь!

Лето с уценкой

Ты купила на зимней распродаже летние босоножки с прошлого сезона. Но начала их носить, только когда наступило лето, то есть через полгода после покупки! В первый же день у них порвался ремешок. Гарантия в 30 дней давно кончилась. Можно вернуть деньги?

Существуют так называемые сезонные товары. И гарантия на них по закону действует 30 дней не с момента продажи (хотя именно так пишут в памятках некоторые продавцы), а с начала сезона, то есть в случае с летними босоножками — с 1 июня. Так что требуй экспертизы и, если товар оказался некачественным, — обмена, бесплатного ремонта или возврата денег.

Кроме того, не забудь: даже если гарантийный срок истек, закон все равно пока еще на твоей стороне. Там записано примерно так: «Если в разумный срок, но не более двух лет, потребитель докажет, что причина недостатка была заложена в изделии до его передачи потребителю, то продавец обязан выполнять требования потребителя». Понятно, что такие случаи редки, но знать свои права никогда не помешает.

Журналистика

Ты зашла в супермаркет с сумкой, в которой был недавно купленный в другом месте журнал. На выходе тебя попросили оплатить журнал, потому что в этом магазине такие тоже продаются. Что делать?

Когда целый день с утра до вечера ходишь по магазинам, вылавливая максимальные скидки, немудрено вообще забыть, что, где и когда ты купила. Тем более журнал! Помни: презумпция невиновности у нас никуда не делась, поэтому обвинять тебя в краже и заставлять оплачивать товар, за который ты уже заплатила в другом месте, никто не вправе! Ты можешь потребовать провести инвентаризацию в магазине, чтобы доказать, что этот журнал лишний. Но, как понимаешь, доказывать в этом случае свою невиновность — дело долгое и неприятное. Так что лучше сразу сдавать сумки с покупками в камеры хранения или упаковывать в специальные пакеты. Если же все-таки забыла, то проще попробовать объяснить ситуацию администратору и договориться по‑хорошему. Впрочем, это правило действует и во всех остальных случаях!

Куда обращаться в спорных ситуациях

Екатеринбург

  • Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей, тел.(343) 354−55−82
  • Роспотребнадзор, тел. (343) 355−21−64
  • Челябинск

  • Организация по защите прав потребителей, тел. (351) 263−93−70
  • Роспотребнадзор, тел. (351) 263−85−96
  • Пермь

  • Центр защиты прав потребителей, тел. (342) 236−15−28
  • Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей, тел. (342) 296−26−55
  • Тюмень

  • Роспотребнадзор, тел. (3452) 51−77−97
  • Управление по товарному рынку и услугам, тел. (3452) 28−09−11
  • Уфа

  • Отдел защиты прав потребителей, тел. (347) 223−83−15
  • Роспотребнадзор, тел. (347) 229−90−99
  • Екатерина ЗВЕЗДИНА

    Фото: CAMERA PRESS/FOTOLINK

     Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
    Комментарии

    Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

    Текст комментария
    Всё, что нельзя пропустить