Как научить ребенка искусству невербального общения

Не суетись и вынь руки изо рта — вот, пожалуй, и весь язык тела, которому многие родители учат своих детей. А ведь так важно передать ребенку умение расслабляться, осознавать движения и считывать сигналы.

Как научить ребенка искусству невербального общения Fotobank / Getty Images

Родом из детства

То, как нас воспринимают другие люди, лишь на 30% зависит от того, что мы говорим, и на 70% — от того, как мы это делаем. Поза, интонации, жесты оказываются гораздо важнее слов. И это самые оптимистичные цифры. Некоторые ученые полагают: соотношение «что» и «как» составляет 10% к 90%. Можно, конечно, объяснять этот факт с точки зрения эволюционной психологии. Встретившись на лесной тропе, наши предки должны были за считанные секунды определить, кто перед ними: враг, который отберет мамонта, или друг, готовый помочь его завалить. Но даже если не заглядывать так далеко, ясно, что все наши жесты, позы и интонации — из прошлого. Мама любила повышать голос, и вот мы втягиваем голову в плечи. Родители постоянно критиковали — стараемся быть как можно незаметнее, сутулимся, сжимаемся в комок, любим не просто закидывать ногу за ногу, а буквально заворачиваем одну за другую. Дети, выросшие в семьях, где не принято было открыто проявлять свои чувства, будут испытывать сложности с прикосновениями. Взяться за руки в хороводе на детском утреннике, обняться при встрече с друзьями — невыполнимая миссия для такого человека. А те, кого все время призывали «сидеть тихо», всю жизнь будут говорить слабым, невыразительным голосом. Сложно представить себе успешного, счастливого человека — а ведь именно таким мы хотим видеть своего ребенка, — который бы ссутулившись и втягивая голову в плечи что-то шелестел себе под нос.

Говорит и показывает

  • Существует несколько эффективных стратегий обучения языку тела. Американский психолог Джо Новарро в своей книге «О чем говорит наше тело» предлагает в понятной и увлекательной форме объяснять детям азы этой науки. Он выделяет 10 основных правил обучения языку тела, понять которые (при грамотном изложении) сможет даже двухлетний малыш.

  • Любое движение имеет смысл. Важно подчеркнуть, что какие-то вещи могут ему сейчас казаться бессмысленными, но потом, с помощью родителей или друзей, он поймет смысл любого жеста.

  • Мозг управляет каждым нашим движением. Ребенку будет полезно узнать, что он может контролировать свои интонации, мимику, жесты и вообще ту информацию о себе, которую он с их помощью сообщает миру.

  • Тело выражает все наши эмоции. И это невозможно скрыть. Предложи малышу понаблюдать за собой, когда он счастлив. Он увидит широкую улыбку, ноги, которые не идут, а буквально приплясывают, и руки, которые сами тянутся кого-то обнять.

  • Язык тела точнее языка слов. Предложи ребенку прислушаться к себе и почувствовать, что ощущает, когда говорит, например, «я люблю тебя». Если эмоция подлинная, он не станет произносить это со стиснутыми зубами и взглядом в пол (а так часто бывает, когда ребенка принуждают ответить на проснувшиеся раз в пять лет чувства не самой милой на свете бабушки или тетушки). Не надо заставлять сына или дочь выражать те чувства, которые они не испытывают. Это создаст огромные сложности в общении. Особенно когда дети вырастут.

  • Чувства можно научиться считывать. Предложи ребенку увлекательную игру: присмотреться к другим ребятам в парке, людям в кафе, родственникам. Пусть попробует угадать, какие чувства испытывает каждый из них в данный момент. Объясни ребенку, как именно он это понял. Тут важно подать пример: показать, скажем, тетю Машу с поджатыми губами и рассказать, что тетя Маша сейчас, скорее всего, испытывает обиду.

  • То, что мы «говорим» с помощью тела, может обидеть собеседника даже сильнее, чем слова. Высокомерно посмотреть, повернуться спиной, выкатить глаза — все эти способы бессловесной коммуникации не способствуют установлению дружеского контакта.

  • Любовь можно выражать телесно. Продемонстрируй это ребенку, взял его за руку, обняв его. Этот язык тела понятен без слов.

  • Наши желания и стремления кодируются языком тела. Познакомь ребенка с самыми распространенными «словами».

  • У каждого своя дистанция, на которой ему комфортно общаться с другими. Существуют общие правила, но, в любом случае, необходимо объяснить ребенку: если человек пятится от него во время разговора, не стоит на него наступать. Лучше остановиться на удобном для собеседника расстоянии.

  • Ребенку нужно знать, что родители видят и слышать его потребности. И когда он скажет: «Мама, не подходи ко мне слишком близко, мне некомфортно», просто отойди подальше, а не начинай увлекательную лекцию на тему «Зачем я тебя рожала».

Всем ребятам пример

Однако как бы ни старались рассказать ребенку о языке телодвижений, он ничего не поймет, если мы не в ладах с собственным телом. Например, произносим сакраментальное «не сутулься!», втянув голову в плечи. Устав считывать двойные сигналы, ребенок воспримет тот, который близок его каналу восприятия. Аудиал услышит слова. Визуалы и кинестетики считают язык тела. И все будут чувствовать жуткую усталость. Пойди пойми, что хотела сказать мама. На курсах подготовки к родительству часто предлагают провести интересный эксперимент. Положить рядом с любящим поплакать младенцем зеркало, чтобы мама, наклоняясь к кроватке, видела, с каким выражением лица она это делает. Чаще всего оно выдает такую тревогу и озабоченность, что со стороны выглядит просто угрожающе. Не удивительно, что ребенок часто плачет.

Прежде чем учить ребенка основам невербального общения, стоит прислушаться к себе. Понимаем ли мы, что хочет сказать нам тело с помощью тех или иных сигналов? Телесно-ориентированные терапевты предлагают несколько упражнений, помогающих научиться слышать свое тело. Можно освоить их самостоятельно, а потом предложить ребенку, но уже в качестве игры. Начать можно с такого: ты занимаешься привычным делом — варишь ребенку кашу, сидишь за рулем, работаешь. Обрати внимание на свое тело, какие мышцы в тонусе, а какие расслаблены. Посмотри, напряжены ли мышцы, не задействованные в приготовлении каши (в управлении машиной, в сиюминутной работе — нужное подчеркнуть)? Расслабь их. Повторяй упражнение несколько раз в день хотя бы в течение недели. С его помощью научишься понимать, что в данный момент нужно твоему телу. И осознавать простое: когда посреди трудового дня затекла спина, лучше растянуться на полу или сделать несколько движений на расслабление, чем терпеть боль. Коллеги поймут. К тому же такая осознанность повышает КПД любого действия: мы тратим меньше сил, а результаты улучшаются.

Текст: Марина Петрова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить