Женщины в бизнесе

Несмотря на драконовское законодательство в отношении малого бизнеса, наши героини готовы рисковать комфортом и стабильностью ради собственного дела.

Женщины в бизнесе

Как показывают опросы, проведенные рекрутинговыми агентствами, о собственном деле сегодня мечтают порядка 88% белых воротничков. О том, какую долю из них составляют женщины, история умалчивает, но думаем, их наберется немало.

Главное — найти идею, которая тебя зажжет, а реализовать ее пусть и сложно, но возможно. В этом на своем опыте уже успели убедиться наши героини.

ЕСТЬ ИДЕЯ

Шоу-рум, открытый сестрами Викой (35) и Леной (30) Мусса на Тверской, по совместительству является и офисом, и местом встреч с друзьями и знакомыми. Правда, уютные магазинчики на квартирах, где можно и платья примерить, и чаю попить, открываются сегодня по всей России. Помимо эпатирующего ассортимента, Moussa Project имеет одно существенное отличие — здесь не продают одежду, а дают напрокат. «Сегодня это единственный в Москве рентал, — гордо заявляет Лена. — Если в Нью-Йорке уже привыкли, что ты можешь взять эксклюзивный наряд к определенному случаю, то у нас это новая история». Сама Лена, много лет проработавшая стилистом в Нью-Йорке и Москве, неоднократно сталкивалась с тем, что ей не хватает оригинальных вещей. Так появилась идея убить одним выстрелом двух зайцев: создать комфортную среду себе как стилисту, а также попробоваться в новой роли — хозяйки собственного дела, где нет места капризным заказчикам и дэдлайнам, но есть совсем другой уровень ответственности, от которого зависит не гонорар, а успех всего предприятия.

«У многих женщин, которые к нам приходят, все начинается именно с идеи, — объясняет со-основатель сообщества StartUp Women Мария Косенкова (28). — Девушки сегодня — активные потребители товаров и услуг в интернете. Когда они не находят чего-то, какого-то ресурса, который соответствовал бы их требованиям, понимают: вот ниша, которую при наличии деловой жилки можно освоить и зарабатывать на ней».

О том, как идея может зажечь и изменить всю твою жизнь, Мария узнала на собственном опыте. Работала пиар-директором крупной компании, которая занимается разработкой и локализацией онлайн-игр. Во время одной из рабочих встреч познакомилась со своим будущим партнером по бизнесу — Аленой Поповой. Вместе девушки решили сделать интернет-форум для женщин, решившихся открыть собственный бизнес. Из практики Мария знала: на западе бизнес-сообщества для женщин — распространенное явление. У нас же девушки со своими идеями тонули в общей массе многочисленных проектов и благотворительных фондов, связанных со старт-апами. Мария с Аленой решили не дать им потеряться. Отклик оказался таким, что ограничиваться одним форумом не стали — продолжили начатое дело, а когда времени на совмещение собственного проекта с постоянной работой стало не хватать, у Марии не осталось сомнений, в пользу какого из предприятий делать выбор. «Жаловаться на свою предыдущую работу не могу, — говорит она. — Мне повезло: там всячески поощрялась креативность и инициативность сотрудников. Благодаря этому и появилась возможность заняться собственным проектом. А когда получила первые отклики, поняла, что это невероятно вдохновляет и дает заряд трудиться дальше, даже если работать приходится без отпусков и выходных».

Девушек, решивших начать свое дело, не так мало, особенно когда дело касается интернет-проектов. Чтобы организовать стартап, не обязательно иметь солидный капитал. Мария признается: этот факт для нее, как и для многих других «вольноотпущенников», запускающих собственные проекты, стал решающим. «Здесь важна вовлеченность, коммуникация с нужными людьми, общение, — рассуждает девушка, — тут нет производства, не нужно делать больших закупок, никакой логистики. Основные затраты — это зарплаты сотрудникам и создание сайта».

ДЕЛОВАЯ ХВАТКА

Благодаря всемирной паутине, рисковать сегодня стало легче — в конце концов, тебе не надо закладывать последнюю пару туфель, чтобы купить партию товара. И все же, отказавшись от стабильной работы, кинуться в омут с головой способна далеко не каждая девушка с идеями. «Самое главное тут — смелость, — рассуждает Вика, — а еще целеустремленность и терпение. Эти качества, наверное, основные. Ну и, конечно, идеей надо гореть так, чтобы позитивной энергией тебя питал даже самый скромный успех». Без этого азарта преодолеть все бюрократические препоны — наладить контакт с налоговыми, пожарными и прочими службами, без которых бизнес не будет легальным, — вряд ли было бы так просто. Предпринимателями, уверены эксперты, не рождаются, а становятся.

«Когда человека все устраивает, он находится в так называемой яме комфорта, из которой не так легко выбраться и рискнуть попробовать себя в чем-то новом, — комментирует психотерапевт Сергей Михайлов, — поэтому, чтобы начать собственное дело, чтобы накопилась критическая масса, которая заставляет сделать первый шаг, человека что-то должно не устраивать. Это могут быть нереализованные амбиции».

У микробиолога Лилии Анисимовой (27), которая сегодня является руководителем проекта «Биолэнд» и лауреатом ряда премий за развитие инноваций, все началось с такого легкого неудовлетворения, а точнее — непонимания действий коллег. «Дело в том, что лаборатория, в которой я работала, проводила исследования с бактериями на предмет их способности метаболизировать различные токсичные соединения в чистом виде, — рассказывает девушка. — Проще говоря, мы занимались генетикой бактерий, но почему-то не задумывались, что их уникальные свойства нужно использовать, чтобы создавать средства, позволяющие удалять токсичные вещества из сельскохозяйственной почвы, или использовать в очистных сооружениях химических предприятий. У нас в руках, по сути, была основа для средства безопасной утилизации токсичных пестицидов. Но тогда, в 2006 году, все относились к этому просто как к науке».

Дальше Лилия понемногу начала изучать аналитические материалы на эту тему, «сканировать» рынок, чтобы понять потребность в таких продуктах, а параллельно занималась наукой, работала в экологическом центре в Уфе, где рассказывала детям об экологии, проводила с ними мероприятия по защите окружающей среды. Однако хотелось сделать что-то по‑настоящему глобальное.

«Это такой экзистенциальный момент, — говорит Сергей Михайлов, — когда у человека возникает острое ощущение, что сделать это надо именно сейчас». Как отмечает специалист, подобное чувство может быть продиктовано массой эмоций, направленных как на созидание, так и на разрушение. Однако не стоит рассчитывать на успех, если приступаешь к делу с настроем: «Я вам всем покажу!» Показать получится только на первых порах, но стоит агрессивному задору пропасть, ты поймешь: он был единственным двигателем машины под названием «собственный бизнес», а без него она моментально глохнет.

Конечно, при отсутствии определенных качеств — организованности, решительности, способности рисковать — здесь не обойтись, но большую роль играют и семейные установки, примеры, которые были перед глазами. «Как правило, у девушек, начинающих свой бизнес, с детства перед глазами есть пример успешного человека, — объясняет психолог, кандидат психологических наук Галина Турецкая, — но не обязательно родитель. Это может быть друг семьи или родственник, который является авторитетом для ребенка. Тогда уверенность, что успех вполне реален и достижим, фиксируется на подкорке. Бывают, впрочем, и случаи от противного. Когда девочка видит перед собой мать-домохозяйку, которая не смогла реализовать себя, вырастая, она делает все, чтобы не повторить ее судьбу».

У Карины Сртлян (24) будущее было расписано на годы вперед. Девушка получила образование в Англии, устроилась в серьезную консалтинговую фирму, где начала строить карьеру, а потом почувствовала неуверенность в том, что такое будущее — для нее. «Где-то в глубине души я понимала: рано или поздно займусь предпринимательством, — говорит Карина. — Тем более у меня и мама, и папа занимаются бизнесом. Однако вдруг почувствовала — надо попробовать именно сейчас: позже, когда карьера пошла бы вверх, решиться на такой шаг было бы сложнее, страх все потерять был бы существенно сильнее». Мысль о риске удачно совпала с появлением идеи. Поработав по 5−6 дней в неделю с утра до вечера, Карина заметила: почти все свободное от работы время она тратит на решение бытовых проблем, а на собственные увлечения его совсем не остается. Тогда и поняла, что это самое свободное время можно выгодно продавать таким же, как она, деловым людям. Так возник проект Value Your Time, торгующий часами и минутами в буквальном смысле слова. Заказчик дает сотрудникам компании поручение, на подготовку которого требуется много времени — например, разработать маршрут поездки или скоординировать все службы для проведения вечеринки, — а сам занимается более приятными для себя делами. Оказалось, попала в точку. «К нам стали обращаться не только с частными, но и с корпоративными просьбами, — говорит Карина. — Например, начинающие компании, которым пока нет необходимости держать ту или иную штатную единицу, платить человеку зарплату за небольшой объем работ».

Сама девушка, пытаясь описать потенциальную предпринимательницу, дает ей конкретную характеристику: «Сколько ни общалась с теми, у кого есть свой бизнес, замечала у всех одну черту — они в некотором роде неспокойны, им всегда недостаточно того, что у них есть».

По мнению Галины Турецкой, это впечатление беспокойства, которое производят деловые женщины, создает ложный стереотип, будто бизнес-вумен — мать-кукушка, для которой традиционные ценности — не ценности. На деле их энергии хватает на то, чтобы объять необъятное. «Есть у нас несколько женщин, у которых в руках все горит, — говорит Маша Косенкова. — Они и семьей заниматься успевают, и вести деловые переговоры, и сделки заключать». Естественно, сжатые рамками быта или придавленные карьерным потолком, они ищут выход своей неуемной энергии, и собственный бизнес — прекрасный способ направить эту энергию в мирное русло, иначе есть риск получить на выходе отчаянную домохозяйку.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Галина Турецкая отмечает, стереотип жесткой бизнес-леди в брючном костюме и с повадками мужчины давно в прошлом — он годится разве что для богатых на штампы сериалов. У современных предпринимательниц акцент делается на слове «леди».

В мире, где женщина — активный потребитель различных благ, зачастую именно бизнес-леди знают, чего хотят покупательницы. И в том, что они ведут себя по‑женски, их партнеры научились вместо минусов видеть плюсы. «Среди инвесторов на наших форумах в основном были мужчины, — говорит Мария Косенкова, — и я не заметила с их стороны какого-то пренебрежения. Скорее, настороженность по отношению к определенным идеям. Например, один инвестор-мужчина искренне не мог понять, как может быть эффективным онлайн-магазин детской обуви. Хотя для молодых мам, не раз сталкивавшихся с проблемой покупки обуви для малышей, такой ресурс необходим».

В свое время борьба женщин за свои права привела к тому, что они получили возможность во всем вести себя как мужчины, в том числе и в бизнесе, однако не всегда агрессивный метод ведения дел с жестким выдавливанием конкурентов является эффективным. «Женщины, выбирающие агрессивную стратегию поведения, зачастую проигрывают, поскольку потенциальные партнеры относятся к ним настороженно, — утверждает Галина Турецкая. — Когда женщина ведет себя по‑мужски, в ней чувствуется внутренний конфликт, и его ощущают окружающие». Работа на себя, несомненно, меняет характер, но то, что ошибочно принимают за жесткость, является повышенной ответственностью и, как результат, высокими требованиями к себе и окружающим. А резкость путают со способностью молниеносно принимать решения, которая развивается у предпринимателей. Специалист отмечает интересную вещь: как только женщины, увлеченные карьерой или бизнесом, давали слабину, а точнее — выпускали на волю свое женское начало, переключившись временно на семью или устройство личной жизни, в их профессиональной деятельности наблюдался неожиданный прорыв.

Многие девушки, скрывающиеся за скромной аббревиатурой ИП — индивидуальный предприниматель, знают, что решение уйти в свободное плавание такой же важный шаг, как рождение ребенка, и зачастую одно серьезное изменение в жизни тянет за собой последующие. «Мы все формально знаем, что несем ответственность за свою жизнь, говорим, что все зависит от нас, — объясняет Сергей Михайлов, — однако когда ты управляешь собственным бизнесом, это ощущение становится полным. То, что все зависит от тебя, ты видишь на примере работы конкретной системы, которой является твое предприятие, и можешь переносить это ощущение на всю свою жизнь». Отсюда и перемены характера — повышенная ответственность, требовательность к окружающим, желание двигаться вперед. А ведь кто-то мог подумать, будто девушки в бизнесе безрассудны, раз решают, подобно знаменитому фантазеру барону Мюнхгаузену, вытащить себя за волосы из обустроенной ямы комфорта. Скорее, наоборот — поверив в сказку о деловой принцессе, они попрощались с детством и повзрослели.

ТЕКСТ: Надежда Васильева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить