Жалобный мотив

У каждого хотя бы единожды возникала ситуация, когда пожаловаться просто необходимо

Жалобный мотив

Мы можем не сойтись во взглядах на отношения с мужчинами и глобальное потепление, но неприязнь к «ябедам» объединяет нас крепче «Одноклассников». И все же у каждого хотя бы единожды возникала ситуация, когда пожаловаться просто необходимо. Как это сделать грамотно?

Детский лепет
Очевидно, что, прежде чем идти жаловаться, необходимо трезво проанализировать ситуацию. Что толкает тебя на данный шаг? Какие мотивы на самом деле движут тобой? Так или иначе, все виды жалоб можно разделить на три основные категории: «неуставные отношения», «бытовой карьеризм» и проблемы, связанные с исполнением прямых служебных обязанностей.
Ситуация, когда по каким-то причинам тебя не принимает коллектив или возникает конфликт с кем-то из сослуживцев, к сожалению, не редкость. Наверное, за свою карьеру тебе хотя бы раз приходилось сталкиваться с чем-то похожим. Понятно, что неприязненное отношение или открытая травля на работе могут серьезно портить жизнь, но являются ли данные проблемы достаточной причиной для похода «на ковер»? Это большой вопрос. Даже если правда на твоей стороне и ты собственными глазами видела, как Тамара из бухгалтерии специально опрокинула кофе на твой отчет, в глазах начальства подобные разбирательства, скорее всего, будут сродни жалобам в детском саду: Марьиванна, а Вася моим платьем нос вытирает!

АННА ИВАНОВА, бизнес-коуч:
«Если есть сомнения в правильности жалобы, то лучше не жаловаться вообще. Понаблюдай, что происходит вокруг, как коллеги решают возникающие у них проблемы, выясни, с кем можно посоветоваться, чтобы не наломать дров.
Лично мне симпатичны люди, которые открыто высказывают свое недовольство, а не те, кто копит в себе обиды и потом исподтишка мстит. В любом случае офис — не поле боя, и здесь будет разумным сдерживать эмоциональные порывы и искать мирные способы урегулирования конфликтов.
Подумай о том, на что ты хочешь пожаловаться. Веская ли причина? Нет ли другого способа решить проблему? Может быть, просто утро было хмурым и твое желание — результат плохого настроения и хандры?
Если жалоба относится к так называемым неуставным отношениям, конфликтам, просто неприязни между двумя людьми, то очень легко прослыть неуживчивым и склочным человеком, и избавиться от этого имиджа почти невозможно. Окружающие не хотят иметь дело с „трудными“ людьми, а раз создав себе подобную репутацию, потом очень трудно будет доказать, что ты не „стукач по призванию“, а честный работник, болеющий за свое дело».

ОФИС — НЕ ПОЛЕ БОЯ: ЗДЕСЬ РАЗУМНЕЕ СДЕРЖИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОРЫВЫ

Ябеда я. Беда!
Как ни грустно это признавать, но на одного искателя справедливости, как правило, приходится десяток тех, кто «доводит до сведения» тот или иной проступок коллеги, преследуя далеко не самые высокие цели.

Так произошло, например, в случае с ОКСАНОЙ:
«Это было на заре моей карьеры, в то время я работала в художественном салоне. К нам устроилась молодая женщина, Саша. Я сама ей оказала протекцию, и поначалу она мне казалась очень милой. Но прошло какое-то время, и Саша начала своего рода соревнование со мной: по любому поводу она устраивала выяснения, кто из нас умнее, кто лучше работает… Я была моложе ее и старше по должности, не знаю, может быть, это ее задевало. Словом, в конечном счете она не придумала ничего умнее, как пойти к хозяйке салона и просто так, на пустом месте, обвинить меня в воровстве. Пусть обвинения были смехотворны и абсолютно бездоказательны, но нервы она мне тогда попортила очень сильно. Самое интересное, что нужного результата она так и не добилась — по салону поползли неприятные слухи, постепенно большая часть коллектива перестала с ней общаться, и вскоре она уволилась. По собственному желанию. Если честно, до сих пор не могу понять, зачем ей все это было нужно».

Резюме этой истории очевидно: мало того, что желание «подсидеть» кого-то из коллег трудно назвать этичным или профессиональным, оно еще и довольно рискованное. Любая интрига — палка о двух концах: здесь есть шанс оказаться не только в фаворитах у начальства, но и в перьях у позорного столба…

Благие намерения
Вместе с тем можно обладать самым уживчивым и неконфликтным характером на свете и все равно попасть в ситуацию, когда жалоба в «выше-
стоящую инстанцию» остается единственной надеждой на решение проблемы.

ЛЮБАЯ ИНТРИГА — ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ: ЕСТЬ ШАНС ОКАЗАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В ФАВОРИТАХ У НАЧАЛЬСТВА, НО И В ПЕРЬЯХ У ПОЗОРНОГО СТОЛБА

ТАТЬЯНА, менеджер:
«Год назад я работала в одном журнале, в числе прочего в мои обязанности входила организация съемок — координация работы фотографа, стилиста, моделей и т. д. Эффективность моей работы напрямую зависела от арт-директора: он должен был прописывать задание для каждой съемки, выбирать фотографов, создавать общую концепцию. При этом Леша, занимавший должность арт-директора, был человеком крайне необязательным, он никогда ничего не делал вовремя. Из раза в раз выходило так, что задание не написано, фотографа выбрали в последний момент (и тот, естественно, оказался занят), а на носу дедлайн. Все шишки, понятное дело, сыпались на меня: я должна была организовать — и не организовала.
В результате дело дошло до разговоров о моем „неполном соответствии“. При этом попытки по‑человечески урегулировать данную ситуацию изначально были обречены на провал: Леша у нас „звезда“, он и слышать ничего не хотел о таких мелочах, как написание в срок каких-то там заданий. Словом, когда мое терпение кончилось, я пошла к главреду и все ему рассказала. Леша получил устное предупреждение и целый месяц после этого все сдавал в срок. Однако прошло время, и все вернулось на круги своя, да к тому же наши с ним отношения испортились вконец — он так и не смог забыть мне „стукачества“. В итоге я не выдержала и уволилась. Понятно, что в этом конфликте последнее слово все равно осталось за тем, кто выше рангом».

Правила подачи
Как бы то ни было, если, взвесив все pro и contra, ты приняла решение доложить о своих «производственных трудностях» начальству, делать это надо грамотно.

АНТОН НЕСВИТСКИЙ, психолог (zerkalodushi.ru):
«В вопросе о жалобах прежде всего стоит сделать акцент не на ситуациях, в которых жалобы уместны или неуместны,
а на то, каким образом эти жалобы высказываются. Если жалоба подана правильно, она может быть уместна в любой ситуации. Если хочешь, чтобы твоя жалоба была услышана и воспринята, она должна быть:
1) Адресной, а именно лицу, компетентному принимать решения по данному вопросу.
Если ты жалуешься всем сослуживцам без разбора, есть шанс вместо решения проблемы приобрести звание „стукача“ или прослыть нелояльным сотрудником, вносящим смуту в трудовой процесс.
2) Аргументированной. В любой ситуации нужно детально объяснить, почему тебя не устраивает та или иная форма организации труда, взаимодействие с тем или иным сотрудником. Главный критерий эффективной аргументации — то, каким образом не удовлетворяющая тебя ситуация влияет на рентабельность проекта, общую прибыль компании, каким образом твои проблемы завязаны на бизнес-процессах компании. То есть ты должна логично объяснить руковод-ству, как помехи в твоей работе влияют на прибыль и на эффективность организации в целом.
3) Конструктивной. Это означает, что ты не просто должна высказать недовольство, но предложить пути решения проблемы, по крайней мере те, которые видишь ты. Ориентир тот же: повышение прибыльности за счет твоих действий и решения твоих настоящих проблем».

ЕСЛИ ЖАЛОБА ПОДАНА ПРАВИЛЬНО, ОНА УМЕСТНА В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ. НО ЖАЛОВАТЬСЯ НАДО НЕ ВСЕМ СОСЛУЖИВЦАМ БЕЗ РАЗБОРА

Дело сделано
Итак, твои претензии достигли вышестоящей инстанции. Что дальше? Ждать послед-
ствий. Во многом их характер будет зависеть от твоего статуса в компании, от места, занимаемого в конторе твоим оппонентом, от серьезности твоего «иска» и от общей лояльности начальства.

АНТОН НЕСВИТСКИЙ:
«Будь готова к тому, что какое-то время после жалобы начальство станет относиться к тебе с недоверием. Однако, если твои аргументы были сильны, а начальство не лишено здравого смысла, ситуация нормализуется. Не жди немедленного результата и не торопи события. Собирай доказательства своей правоты и, если вопрос остается нерешенным в течение длительного времени, попробуй еще раз поднять его спустя месяц-два. Если и это не даст желаемого результата, придется выбирать: или увольняться, или смириться с ситуацией».

В любом случае главное, что должно всегда оставаться с тобой, — чувство собственного достоинства и осознание себя как самоценной личности. Если ты понимаешь, что правда в данной ситуации за тобой, ты со своей стороны сделала все, чтобы решить проблему по‑хорошему, но результат не оправдывает ожиданий, возможно, пришло время подыскивать другое место работы.

АНТОН НЕСВИТСКИЙ:
«Бизнес — это сотрудничество, и, если начальство не желает сотрудничать с тобой, не стоит постоянно прогибаться и давить в себе свежие идеи, профессиональные качества и самоуважение. На психологическом уровне это все равно приведет к страхам, заниженной самооценке и потере уверенности в своей профессиональной пригодности. А до этого лучше не доводить».


 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить