Ветер перемен

Чем хороша была большая перемена в школе? Ее указывали в расписании, и начиналась она всегда с громкого звонка. Неплохо было бы сохранить эту традицию и во взрослой жизни. Тогда ко всем переменам мы были бы готовы заранее и переживали их гораздо спокойнее.

Ветер перемен

Чем хороша была большая перемена в школе? Ее указывали в расписании, и начиналась она всегда с громкого звонка. Неплохо было бы сохранить эту традицию и во взрослой жизни. Тогда ко всем переменам мы были бы готовы заранее и переживали их гораздо спокойнее.
До недавнего времени для меня самой большой переменой в жизни был переезд из славного маленького поселка в столицу Сибири. Чтобы получить высшее образование. Прилежно проучившись три курса, я попала на практику в небольшое маркетинговое агентство. Для студентки без опыта работы это была прекрасная возможность проявить себя. И непростое испытание на прочность. Но когда заветная мечта почти сбылась, на первой ступени карьерной лестницы меня настигло новое потрясение. У нас в фирме случилась реорганизация.
До сих пор это слово ассоциировалось с чем-то казенно-канцелярским. Вроде инвентаризации. А в общих чертах это выглядело примерно так: у персонала меняется униформа, скажем, у магазина — вывеска, а в офисе делается ремонт. Через пару месяцев все привыкают к новым униформам и вывескам, и работа входит в прежнее русло.
На деле все оказалось сложнее и запутаннее, чем сюжет мексиканского сериала. Вместо того чтобы украшать свежеиспеченное рабочее место цветочками и рамочкой с фотографией любимого, пришлось вникать в сложный процесс фирменной перестройки.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА
После каникул мы вышли отдохнувшие и готовые с удовольствием поработать даже сверхурочно. Прошла неделя, другая, а работы не было. Все вроде чем-то заняты, но как-то не очень активно. Я вяло доделывала сто лет назад начатую презентацию проекта. Потом, обсудив с Татьяной из отдела маркетинга новую коллекцию в Mango, переключилась на сравнительный анализ осенних моделей из Terranova и Promod. Через неделю мне пришлось объяснить удивленному бой-френду, почему количество sms-ок, присылаемых мной в день, возросло в три раза.
-Вы чем там занимаетесь? Не мешай хотя бы другим работать! — обидно сказал он и отсоединился.
«А ведь действительно, — подумала я, — даже планерки в этом году еще не было!» просидев в расслабляющем ничегонеделании еще недельку, мы дружно решили, что пора как-то выходить из этого состояния. Буквально в тот же день, как знамение свыше, к начальству пришли какие-то важные толстые дядьки с кожаными портфелями.
-Слава Богу, — с облегчением вздохнула Татьяна. — Надеюсь, что это новые заказчики, которых надо будет изо всех сил обслуживать. А то от безделья я стала постоянной клиенткой кондитерской на соседней улице.
Важные дядьки ходили к начальству день за днем, а нам так и не провели планерку и не поставили новых целей. Дядек было много, они смеялись громко и засиживались подолгу. Через пару недель все разговоры были только о них.
-Приходили уже?
-А сколько человек на этот раз?
-Опять играли в дартс?
-Смеялись? А над чем, не слышно?
В один прекрасный момент мы окончательно перестали считать их потенциальными заказчиками. Один, особенно большой и наглый, зайдя к нам в отдел, осмотрелся и сказал, обернувшись к товарищу:
-А что, вот здесь у нас будет бухгалтерия!
-Ага, неплохо! — подтвердил другой, поправляя запонки. И оба удалились, повергнув нас в шоковое молчание.
После драматической паузы Макс, пиар-менеджер, наконец-то озвучил вопрос, который мучил всех уже давно:
-Не понял, что это у нас происходит?
-Может, мы переедем в другой офис, а этот останется им? — робко предложила копирайтер Настя.
-Ты думаешь, ради этого уже вторую неделю ведутся переговоры? — не унимался Макс.
-Я думаю, надо не строить догадки, а пойти и спросить у шефа, — прервала спор рассудительная Татьяна. Идея показалась замечательной, тем более что Таня согласилась и на ее осуществление.
Вечером того же дня, когда начальник перед уходом заглянул к нам попрощаться, она решилась:
-Андрей Владимирович, мы скоро переезжаем?
Реакция нашего ироничного и всегда невозмутимого Андрея Владимировича была неожиданной — он как-то дернулся, смешался и даже покраснел:
-Нет-нет, девочки, с чего вы взяли?
Не дожидаясь дальнейших вопросов, он поспешно удалился. И тут до всех дошло, что в фирме наступают перемены, о которых сотрудникам говорить явно не хотят. Что с нами будет?

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
Неожиданная догадка о предстоящих переменах внесла смуту в наши дружные ряды. Неизвестность породила кучу вопросов, на которые не было ответа.
Что тут началось! На обед мы начали ходить всем коллективом, несмотря на то, что еда нас интересовала меньше всего. Вместо горячего актуальным стали темпераментные дискуссии с десертом из разных предположений.
Трудно поверить, что взрослые здравомыслящие люди, каковыми я доселе считала своих коллег, превратились в любопытных школьников и уже не стеснялись подслушивать разговоры начальства. Если кто-то улавливал фразу, касающуюся перемен, тут же озвучивал ее остальным. Честное слово, нам даже стыдно не было! Рабочий день начинался так: Макс приставлял к стене стакан и подслушивал, я подкрадывалась к кабинету шефа и подглядывала в замочную скважину. Для полного счастья не хватало только распределить обязанности и организовать наружное наблюдение.
-Представляете, вчера шеф сказал мне мимоходом, что нас ждут большие перемены, — однажды заявила Татьяна.
Вот и все. Наверное, каждый из нас предпочел бы дальше играть в шпионов, чем принять этот неприятный факт. Повисла гнетущая тишина. И только Макс с невозмутимым видом продолжал изучать какую-то газету.
-Макс, как ты можешь в такой важный для всех момент читать? — возмутилась Настя.
-А здесь, между прочим, толковая статья. Называется «5 признаков того, что у вас реорганизация». Вот смотрите, как будто про нас написано:
1. Начальство давно не созывало планерку.
2. Вам нечем заняться, и перед вами не ставят новых целей.
3. В офисе появляются незнакомые люди.
4. Начальство избегает любых вопросов.
И, последнее. Выдержав драматическую паузу, Макс многозначительно произнес:
5. Вы не знаете, что будет происходить в вашей фирме дальше, и боитесь, что вас скоро уволят.
-Вы тоже об этом думали?! — удивленно воскликнула Настя. — Наверное, поэтому нам ничего и не объясняют! Потому что наберут новых!
Все закивали, воодушевились и начали обсуждать, кого и за что могут уволить. Татьяну — за то, что у нее маленький ребенок, и она часто берет работу на дом. Макса — за то, что как журналист он пишет еще для нескольких изданий. И меня — за то, что я студентка и работаю неполный рабочий день. Единогласно было принято решение завтра же штурмовать кабинет начальника.
На следующий день обошлось без бунта. Шеф сам объяснил, что в связи с постигшим фирму кризисом он действительно задумал реорганизацию. Что будет новый распорядок дня и план на месяц для каждого сотрудника. А сообщать нам ничего не хотел, потому что до конца не продумал детали.
-Будем продолжать работу дальше, — резюмировал он. — Частично с новыми сотрудниками. И частично без старых.
Ну вот, а мы только вздохнули с облегчением.

НОВОЕ — НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ
Как выяснилось позже, шеф хотел добиться объединения фирм. Но так удачно задуманное слияние грозило превратиться в поглощение, поэтому все осталось, как есть. Практически.
Так и не украсив рабочее место, я не торопилась этого делать. Потому что Андрей Владимирович каждый божий день стал проводить собеседования. Преимущественно с девушками. Я была твердо уверена, что все они — претенденты на мое место менеджера. Татьяне в каждой виделся маркетолог. Настя боялась, что ищут более талантливого копирайтера. Только Макс оставался невозмутимым:
-Мы такие дружные, нас не могут разлучить! Скорее всего, наконец-то ищут штатного дизайнера!
Никто не угадал. Через некоторое время на специально подготовленное место пришла… начальница! Сорокалетняя молодящаяся дама. Мы очень растерялись, потому что самому старшему сотруднику было всего 26 лет. А шефу 35.
После того, как ее кандидатуру утвердили, она вошла к нам в отдел поздороваться:
-Всем привет! — неестественно бодрым голосом сказала она. — Маня зовут Елена, с этого дня я буду работать в вашем замечательном коллективе.
-Здравствуйте! — натужно улыбаясь, мы хором поздоровались. И каждый почувствовал себя воспитанником детского сада.
До этого момента мы сами планировали свой рабочий день. Теперь в обязанности Елены входил строгий контроль за деятельностью каждого сотрудника.
Утро начиналось с заполнения поминутного плана на день. Строго в 13:00 начальница вставала с места и шла обедать. А в 18:00, собрав отчеты о проделанной работе, она молча уходила домой. Никаких разговоров, шуток и высказывания собственного мнения вслух. Вместо этого у всех сразу появилась аська, и отдел заполнил звук равномерного перестука клавишей. Актуальную ранее тему «толстых дядек с портфелями» сменила более краткая: «Елене здесь не место».
Шеф же, наблюдая уткнувшихся в мониторы сотрудников, с довольным видом восклицал:
-Вот теперь работа кипит!
Макс был прав, мы действительно оказались на редкость дружными. И даже новая ненужная начальница не смогла нас разлучить. Не признавали мы никакого другого руководителя, кроме нашего любимого шефа. Примерно через неделю Елена поняла, что попала не в такой уж замечательный коллектив. Дружить мы стали как раз против нее. Начальница так и не смогла ни с кем, кроме шефа, наладить нормальных отношений. Поэтому по окончании испытательного срока ему ничего не оставалось, как отказаться от ее услуг.
Как любой успешный бизнесмен он сумел продать даже такой печальный опыт. В качестве наглядного примера на своих обучающих семинарах и тренингах:
-Новый сотрудник может быть опытным и действительно стоящим. Но если он не может найти общий язык с коллективом, никакие положительные качества не компенсируют этот недостаток.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
После ухода Елены я купила небольшой фикус и торжественно водрузила его на стол. Как символ освобождения от ненужного руководства. Это было преждевременным решением, потому что мое место вскоре занял принятый в штат дизайнер. А при переезде в другой кабинет фикус сломался. Но и это еще не все. Шефа посетила очередная гениальная идея. Он решил, что фирме не хватает отдела продаж. Предполагалось, что он будет сформирован из меня и еще одного человека. Так у меня появилась перспектива разделить рабочее пространство с новой, персональной начальницей.
Со словами «Все равно не сдамся!» я перебинтовала фикус и поставила его на самое видное место. Морально настроилась воевать в одиночку, ведь остальные товарищи по борьбе остались в другом отделе!
На удивление, моя начальница Евгения оказалась очень умной, доброжелательной и искренней. Мы подружились еще сильнее, когда выяснилось, что она тоже неравнодушна к комнатным растениям. Но ложка меда не могла подсластить всего объема перемен. План продаж в месяц, поставленный передо мной, казался просто невыполнимым. Круг обязанностей расширился до поиска новых клиентов, проведения встреч, переговоров и подготовки предложений. А ведь я мечтала стать копирайтером! Писать тексты для рекламы, придумывать новые названия и проводить интересные акции.
Страдала, конечно, не я одна. Нас всех мучила ностальгия по прежним временам. Ведь раньше можно было выбежать в киоск и купить свежую булочку. А вместо обеда пройтись по магазинам и выбрать новую кофточку. Можно было залезть в Интернет и поделиться через аську забавной ссылкой с коллегой.
А теперь обед в строго определенное время и за опоздание полагается штраф. Все постоянно заняты написанием планов, сдачей отчетов, защитой проектов. Уважаемый и глубоко любимый, самый демократичный в мире шеф стал какой-то строгой колючкой. Начал придираться к каждой формулировке и устраивать допрос с пристрастием по любому поводу. Из его уст теперь можно было услышать только один комментарий по поводу выполненной работы:
-Плохо. Очень плохо.
У меня очень даже хорошо получалось организовывать по пять встреч в неделю. А плохо было то, что никто из потенциальных клиентов не хотел становится действительным. Я так и не смогла достичь поставленной передо мной цели.
В последнем разговоре шеф мне сказал:
-Не расстраивайся. Просто подумай, для тебя ли это занятие. Может, я мало времени уделил для твоего обучения. Или ты слишком много времени проводишь в институте. В любом случае без обид.
Хоть я и была настроена на подобный исход дела, но при этих словах обида нахлынула на меня. Пережить всю реорганизацию с самого начала до конца (прошло полгода, между прочим) для того, чтобы понять, что в обновленной фирме мне не место!
Немного погоревав, я признала правоту шефа. Может быть, все и к лучшему — мне не нужно будет тратить время и силы на то, что мне совсем не интересно. Пусть у меня пока нет работы, зато появилась отличная возможность пройти курсы копирайтеров при институте и начать заниматься делом, которое действительно нравится.
Кроме столь ценных выводов итогами реорганизации для меня стали: один сломанный фикус, одно увольнение и опыт целого года работы в агентстве. Который уж точно пригодиться на новом месте. По крайней мере, если еще где-то начнется реорганизация, это уже не будет такой катастрофой.
А фикус я оставила в офисе, под надежной опекой Евгении. На память о нашей дружной работе. В следующий раз лучше заведу золотую рыбку. Чтобы все желания сбывались.

Советы психолога
Как отнестись к переменам?
Человек устроен так, что привыкает к определенным вещам и событиям. Благодаря чему и чувствует себя комфортно. Поэтому любые перемены всегда сопровождаются стрессом. Как с ним справится?

1. Во‑первых, внутренне примириться с мыслью о неизбежности перемен. Настроить себя на то, что это хорошо и правильно. То есть изначально воспринять изменения позитивно.

2. Во‑вторых, занять активную позицию — не пускать дело на самотек. Идти к руководству с вопросами, предложениями и пожеланиями. Потому что реорганизация — это путь прогресса и развития. А также реальный шанс проявить себя и показать все свои способности.

Что делать, если в обновленной фирме для тебя не нашлось места?
1.
Увольнение — событие достаточно неприятное и вызывает разные эмоции. Например, обиду, разочарование, неприязнь. Первое, что нужно сделать, это успокоиться. Потеря работы — далеко не самая большая потеря в жизни. У тебя есть молодость, здоровье, хорошие друзья, и вообще вся жизнь впереди.

2. В такой ситуации важно поговорить с близким человеком, которому ты доверяешь. Высказать все накипевшее и получить поддержку. Или, на языке психологов, эмоциональное поглаживание.

3. Затем, когда эмоции утихнут, нужно трезво проанализировать ситуацию. Почему тебя уволили? Чего ты не сделала, чтобы остаться? Все полученные выводы пополнят копилку личного опыта, без которого не обойтись в дальнейшем.

4. Вот после всего этого тебе уже не составит труда найти новую работу, а может, даже попробовать себя в другой сфере деятельности.

Удачи!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить