Твой выход на новую работу

Эксперты уверены: залог успеха на новой работе — умение находить общий язык с коллегами и тонко чувствовать правила игры, а вовсе не трудолюбие и ответcтветственность.

Твой выход на новую работу

Большой брат

«Текст „Руководства для сотрудников“ занимает больше одной страницы!» — жаловались новички, пришедшие в Goog1е — компанию, которая долгие годы возглавляет список лучших работодателей. Остается им только позавидовать: руководители делают все возможное, чтобы помочь новичку освоиться на новом месте как можно скорее. «Корпоративную культуру компании, которая стремится поскорее ввести нового человека в курс дела, называют открытой, — объясняет бизнес-тренер, коуч Елена Бочарова. — Специалисты разрабатывают программы адаптации, проводят ознакомительные экскурсии, представляют начальству и даже специально организуют корпоративы». Нам остается только слушать, задавать вопросы и радоваться такому внимательному отношению. Потому что более трети отечественных работодателей (37%), увы, не считают нужным адаптировать новых сотрудников. Начало работы в таком месте — тест на стрессоустойчивость. Но с ним легко справятся те, кто четко понимают: зачем пришли в эту компанию, чего хотят добиться. И главное — готовы взять на себя ответственность за свою адаптацию. «Для новичка социализация — задача первостепенной важности, в отличие от компании, у которой совсем другие приоритеты», — объясняет бизнес-тренер, руководитель корпоративного университета Людмила Городничева. И даже если нам посчастливилось попасть в компанию открытого типа, hr-специалист или наставник прежде всего будет наблюдать за динамикой адаптации, чтобы понять: станет ли новичок эффективным сотрудником. Это не персональный гид или нянька, как ошибочно полагают многие. «Период адаптации на самом деле занимает первые три месяца — весь испытательный срок, — рассказывает Людмила Городничева. — И в это время важно продемонстрировать такое поведение, которое ожидает видеть руководитель». Чтобы не теряться в догадках, чего хотят боссы, стоит прямо спросить: «Каких результатов работы от меня ожидают в ближайшее время? Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный сотрудник?» Дело в том, что в разных компаниях представления об одном специалисте могут существенно отличаться. Эти вопросы и помогут понять, как выстроить свое поведение вне зависимости от того, куда пришли работать: в огромную корпорацию с правилами формального общения или небольшую фирму семейного типа.

Специалисты тренинговой компании Leadership IQ провели, исследование среди 20 000 сотрудников и узнали: 46% вновь прибывших увольняются в течение полутора лет. Причина такого исхода событий кроется не в некомпетентности специалистов, а в неумении принимать обратную связь от коллег, то есть — общаться. Оказалось, социализироваться как можно скорее, чтобы показать свою эффективность, — вот один из главных навыков современного карьериста.

Менеджеры по персоналу считают, что новый сотрудник должен:

  • Слушать и молчать — 10%
  • Принимать правила компании — 7%
  • Быть доброжелательным — 7%
  • Быть коммуникабельным — 6%
  • Присматриваться к коллективу — 4%
  • Быстро включаться в работу — 3%
  • Быть собой — 2%
  • Быть ответственным — 2%
  • Быть лояльным — 2%
  • Быть осмотрительным — 2%

Коллективный разум

После того как мы узнали, где находится кухня, выяснили, как пользоваться местной кофеваркой, и на сколько можно опаздывать к началу рабочего дня, приходит время найти общий язык с новыми коллегами. Конечно, мы сразу хотим показать себя во всей красе. Однако, как бы ни старались, новая команда все равно отнесется к нам настороженно. «Все роли поделены, каждый соблюдает негласные правила. А новичок угрожает безопасности членов группы, — объясняет менеджер по персоналу Ульяна Калинина. — Потребность в стабильности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне, вот почему она так ценна для нас». Как завоевать доверие? Главная ошибка всех, кто приходит в новый коллектив, — думать, что здесь все так же, как было на старом месте. «Мы проецируем свой прошлый опыт на принципиально другую ситуацию, — объясняет Людмила Городничева. — Именно такая стратегия поведения и мешает найти общий язык с коллегами». Поэтому не стоит предпринимать в первый день никакой активности, лучше молча понаблюдать за сотрудниками: как они общаются, какие приняты ритуалы (например, угощать друг друга печеньем, ходить вместе на обед). Эта техника называется «подстройка» — мы учимся быть «как они», и реализовать ее можно даже на уровне языка. К примеру, не стоит в первый рабочий день делать рассылку с текстом «Уважаемые коллеги, с сегодняшнего дня я буду исполнять обязанности штатного копирайтера, надеюсь на плодотворное сотрудничество». Может оказаться, что в компании принят неформальный стиль общения, и уместнее будет простая фраза вроде «Всем привет, я ваш новый копирайтер, обращайтесь!».

«Непривычная обстановка запускает физиологические и гормональные изменения в теле, которые отражаются на нашем поведении, — объясняет специалист по управлению стрессом Татьяна Сайханова. — Столкнувшись с непривычным, наш организм пытается найти что-то знакомое, чтобы реагировать стандартным способом, но вынужден придумывать новую программу действий». Именно в этот период мы ведем себя не совсем адекватно: говорим невпопад, ощущаем скованность, реагируем слишком быстро или медленно. По мнению Людмилы Городничевой, это даже хорошо. Ведь мы ведем себя как новички — а именно такое поведение коллеги воспринимают как предсказуемое и безопасное. И быстрее нас принимают за «своего». И уже после этого полезно проявлять активность. Стоит спросить: «Как я справляюсь со своими задачами?» — у босса. И у коллег: «Если вы не возражаете, я бы предложила парочку идей — у меня как раз есть подходящий опыт». «Именно такая техника позволит зайти в чужой монастырь со своим уставом, — объясняет Елена Бочарова. — Особенно, если мы действительно видим, что можем улучшить производственный процесс». Этот способ общения поможет не только влиться в коллектив, но и завоевать авторитет.

Бескорыстный интерес

Первые несколько дней любой новичок в центре внимания. Все новое неизбежно вызывает интерес у людей, и это нормально. Важно, что этот интерес нейтрален, поэтому можно извлечь выгоду из ситуации. Мы становимся информационным поводом. О нас будут говорить, рассматривать, словно сквозь увеличительное стекло. Коллегам будет интересно абсолютно все: как мы выглядим, на каком автомобиле ездим, какую одежду носим, как разговариваем и что за модель у нашего мобильника. Причем чем выше должность, тем сильнее любопытство. И второго шанса произвести первое впечатление не будет. Поэтому поначалу особенно важно приходить вовремя, хорошо выглядеть, проявлять дружелюбие. «Окружающие запоминают не то, что мы говорили или делали, а ту эмоцию, с которой мы ассоциируемся у них, — объясняет Елена Бочарова. — И все вышеописанные рекомендации направлены именно на то, чтобы создать позитивную ассоциацию».

Еще одна важная деталь, которая поможет легче пережить период адаптации, — внимание к своим чувствам. Ведь понимание, что на новом месте все не так и все не то и теперь нужно ко всем заново привыкать, серьезно удручает. «В этот момент важно быть особенно внимательным к себе и не проецировать свое состояние на коллег», — предостерегает Елена Бочарова. Действительно, мы чувствуем себя некомфортно вовсе не потому, что коллеги или руководство — плохие, а потому, что сами грустим о прошлом. Можно позволить себе немного ностальгии, ведь к этому моменту окружающие уже примут нас в качестве «своего» — человека, который имеет полное право иногда быть не в настроении.

Как наладить отношения с коллегами?

  • открыто рассказывать о своем опыте и интересоваться, как устроен рабочий процесс на новом месте
  • благодарить за подсказки и объяснения
  • быть позитивно настроенным
  • если что-то не получается, сообщать об этом руководителю, просить о помощи
  • спокойно признавать свои ошибки

ТЕКСТ: Марина Зыкова, Валерия Гутская
Благодарим портал www.superjob.ru за предоставленную статистику.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить