С риском по жизни

Они уже не мыслят свою жизнь без взрывов, аварий, падений, подводных погружений и прочих опасных трюков.

С риском по жизни

Они уже не мыслят свою жизнь без взрывов, аварий, падений, подводных погружений и прочих опасных трюков. Наши героини — каскадеры. И это не просто профессия. Это призвание. Не зря же говорят: чтобы работать в кино, мало его любить, надо им жить. ВарвараХотя я с детства занималась художественной гимнастикой, всегда мечтала лишь об одном — стать каскадером. После школы решила во чтобы то ни стало осуществить мечту. В 1989 году в стране еще не было школ и курсов для начинающих каскадеров, но я верила в успех. Отправилась на киностудию «Мосфильм» в трюковой отдел. Дяденьки лет сорока посмотрели на меня, посмеялись и показали, где дверь. Чтобы продумать, как действовать дальше (и не расстраивать родителей), поступила в Горный университет. А потом случилась перестройка, кино совсем перестали снимать (если раньше на «Мосфильме» за год снимали около 100 картин, то в 90-х только 2), и каскадеры, оставшиеся без работы, открыли школу. Информацию об этом я нашла в крохотном объявлении и, конечно, не смогла его пропустить. Варвара Никитина, 39 лет
Первая женщина-каскадер России, руководитель студии каскадеров VARVARA-STUNT
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: сценическое движение, акробатика, автомобильные трюки, работа с огнем и пиротехникой, высотные трюки, подводные работы, скалолазная подготовка, актерское мастерство.
ОПЫТ: 18 лет.
Оказалось, объявление не смогли пропустить еще 1200 человек. Я понимала, что столько каскадеров никому не нужно, но для меня это был шанс. И удача мне улыбнулась. На одну из тренировок заглянул каскадер, актер и режиссер Андрей Ростоцкий, готовящийся к съемкам фильма «Зверобой». Внешне я подошла под образ ирокезки. Так попала в мир кино и… заболела им. Хотя я работала в мужских трюковых группах наравне со всеми, мое имя не писали в титрах, а гонорар платили через раз, либо урезали вдвое. Обычно перед выполнением трюка я использовала элементарные средства защиты: наколенники, эластичные бинты. Каскадеры советской закалки воспринимали это в штыки: «Ты что не каскадер? Бинты тут наматываешь!" Как будто, если ты каскадер, тебе не должно быть холодно, больно. Плюс у меня как у женщины не было права на ошибку. Но я не сдавалась. Точно знала, чего хочу, и шла к цели.

Каскадеры горят на работе. Буквально.
Упорство принесло плоды. Когда за плечами было уже немало съемок, мне позвонили из Ассоциации каскадеров России. Официально я стала первой женщиной-каскадером в нашей стране. Чуть позже стала первой женщиной — постановщиком трюков. А в 2000 году вместе с коллегами создала свою студию
Кто знает, не будь в кадре Варвары, может, их догнали бы (клип «Тату») в 2001 году.
Я люблю свою работу, актеров, особенно старой гвардии, уважаю их мастерство и отношение к профессии. Могу с уверенностью сказать: такие мэтры, как Александр Абдулов, Михаил Боярский, Сергей Шакуров, сами выполняли сложнейшие трюковые сцены. Из молодых актеров могу выделить Алексея Чадова. Он удивительно способный. Никогда не лезет на рожон, но в деле безупречен. Или Дмитрий Нагиев. На съемках во Вьетнаме Дима получил серьезнейшую травму (сильно повредил глаз), но ни разу не пожаловался. Эти люди, если бы не стали актерами, стали бы отличными каскадерами!
Шпагат на крыше движущегося авто? Легко!
Я очень счастливый человек. Но грустно, что пока в нашем кино нет места уникальным трюкам. Все, что мы делаем сейчас, — в Голливуде вчерашний день. Да и гонорары наши не сравнить. Но не стоит забывать, что на американских каскадеров работает исследовательский центр, нам такой уровень только снится. Мы продолжаем разрабатывать и отрабатывать трюки в гаражах и на базах. Но я верю, что рано или поздно ситуация изменится!
СОВЕТЫ ВАРВАРЫ НИКИТИНОЙ НАЧИНАЮЩИМ КАСКАДЕРАМ
Спорт крайне важен. Регулярные интенсивные занятия — залог успеха. Но не стоит забывать, что для каскадера главное не мышцы, а голова. Нужно быть психологически готовым к большой ответственности и нагрузкам.Если честно, это не женская профессия. Падения, удары, ушибы — ощутимая встряска для организма. Поэтому, если нет твердой уверенности, что это твое призвание, пытаться не стоит. А вот для молодых людей, напротив, это большая школа жизни, как армия. Стать каскадером можно, поступив в специальную студию/клуб, ну, а дальше все зависит от везения. Удачи вам!

Евгения Девять лет я занималась эстрадными танцами в родном Липецке. Наш коллектив часто выступал на праздничных концертах. Вот на одном из них я и увидела номер молодых людей в костюмах черепашек-ниндзя. Они выполняли акробатические элементы, сражались на мечах. Очарованная зрелищем, я подошла к ним после представления. Ребята пригласили меня в свою трюковую студию. Разве я могла устоять?
Евгения Юрьевская, 23 года
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: высотные падения, акробатика, работа с пиротехникой и огнем, драки, альп-подготовка, сценическое движение.
ОПЫТ: более 30 картин.
Через четыре года, когда исполнилось 18, я с подругой отправилась в Москву — покорять большое кино. Попала в студию к Варваре Никитиной, успешно прошла собеседование и смотровую тренировку.
Профессиональные взлеты и…
Получаю огромное удовольствие от всего, что выполняю на съемочной площадке. За 4 года еще ни разу не возникало желания бросить работу. Скрывать не стану: страх испытываю перед каждым трюком. Но гораздо тревожнее наблюдать, как трюк выполняет кто-то из друзей.
…падения (на скорости из авто).
Мне трудно выделить какую-то одну свою работу. Но точно запоминающимся был трюк падения на скорости из авто. Это кадр из сериала «Человек без пистолета»: женщину без сознания выкидывают на ходу из джипа. Скорость движения 40 км/час. Задача усложнилась и просьбой оператора: он разметил в траве «по кадру» ромашку и попросил падая примять ее — для красоты картинки. Было сделано дублей семь, но ромашку я все-таки примяла. (Улыбается.)С психологической точки зрения самые сложные трюки — это высотные падения. Но тем они и интересны! Каждый раз, когда готовишься сделать шаг в никуда, переживаешь. Но знаешь, что постановщик трюков все рассчитал, и команда тебя страхует. Стоишь, настраиваешься и… преодолеваешь себя. Я падала (прыгала, выбегала) с балконов, мостов, крыш. Высотные падения, можно сказать, моя узкая специализация. Может, потому, что мой дебют был именно таким? Это был vip-корпоратив. В неожиданный для гостей момент наша команда ниндзя спустилась по тросам с вертолетов (высота 25 метров) и «захватила» праздник.
В воде не тонем, в огне не горим!
Признаюсь, для меня профессия каскадера — осуществившаяся мечта. Я отдаю этому занятию большую часть своего времени. Каждый день — тренировки: акробатика, верховая езда, плавание, боевые искусства (дзюдо, капоэйра, тхэквондо). В нашем деле я выступаю за полное равноправие мужчин и женщин, а также за адекватную оплату нашего труда.
Недавно я начала писать трюковый сценарий, насыщенный зрелищными сценами и захватывающим сюжетом. Надеюсь, по нему когда-нибудь снимут фильм. А я с удовольствием выполню большинство трюков в нем!

  • varvarastunt.ru
    Студия каскадеров VARVARA-STUNT (время от времени объявляет набор людей, владеющих различными талантами (циркачи, актеры, спортсмены). Всем желающим встать на учет в студии необходимо заполнить анкету в разделе «Приглашаем»).
  • kaskadery.ru
    Ассоциация каскадеров России.
  • stuntclub.ru
    «Стантмен» (на базе спортивного клуба работает трюковая школа/студия. Изучаются основные дисциплины, необходимые для работы в трюковом кино).


ЮлияС 7 лет занимаясь конным спортом (и «заболев» лошадьми навсегда), я, конечно же, хотела связать с ними свою жизнь. В 14 лет я ушла из спорта, но жить без лошадей уже не могла. Искала себе применение и нашла! В 16 попала в группу конных каскадеров «КАРО». Юлия Кривцова, 30 лет
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: конные трюки, сценическое движение, фехтование, работа с огнем, основной набор трюков.
ОПЫТ: 54 картины

Впервые я побывала на съемочной площадке фильма «Сибирский цирюльник». По эпохе и сюжету участие в съемках лошадей было оправданно. Но, к сожалению, кино с лошадьми было и остается большой редкостью. Не удивительно, что в моей жизни был период, когда я уходила из профессии и пробовала работать в офисе. Но сидеть ежедневно на одном месте — не для меня. Снова начала ездить на конюшню к лошадям. Как раз в этот момент для фильма «Турецкий гамбит» требовалась девушка, чтобы снять сцену падения с лошади и из кареты. С лошади мне упасть не довелось, а вот из кареты — да. Эта сцена стала моим трюковым дебютом. С лошади же впоследствии падала не раз.

Съехать по стеклу или выпрыгнуть из окна — без каскадеров никак.
Мне интересно проверять свои возможности. Но ошибочно думать, что каскадеры бесстрашны. Важно трезво оценивать свои способности. Если знаешь, что сможешь сделать, — делай! Например, я всегда боялась глубины, но когда появилась возможность ходить в бассейн и прыгать с вышек, не упустила ее. Начала с трехметровой, постепенно дошла до 10 м. Позже, на съемках фильма «Пелагия и белый бульдог», дублируя Полину Кутепову, прыгала с обрыва в воду. Хотя в жизни просто так не рискую. Да и в кадре риск не всегда оправдан.
Задача — пробежаться по самому краю моста…
Как-то на съемках я должна была пройти сквозь горящие декорации и упасть на лестнице, «потеряв» сознание. На мне не было никакой защиты, только охлаждающий гель на волосах. Было неприятно, но все закончилось хорошо. Работа с огнем — это вообще всегда сложно. В одном из эпизодов сериала «Зона» одной из героинь присылают подарочную коробку, а в ней — бомба. Горела вместо героини я. На меня надели защитный костюм и маску, в которой было трудно дышать. И вот, ожидая режиссерской команды и последующего взрыва, я больше боялась потерять сознание от нехватки воздуха, чем огня. Из опыта знаю, что лошади непредсказуемы. Если животное не подготовлено, то самый простой трюк, такой как прыжок через горную речку, становится трудновыполнимым. Поэтому в конечном итоге на съемочной площадке все решает опыт и мастерство каскадера.
…и вместо Миры Сорвино — по минному полю («Ленинград»).
Многие считают, что каскадерство не женское дело. Но я уверена, что каждый человек стремится найти что-то свое. Я нашла. Помимо того что трюки — это страшно и опасно, это еще и чрезвычайно интересно. Я никогда не стремилась стать актрисой. Меня полностью устраивает, что мое лицо никто не видит. Сама-то я знаю, что это сделала я. Хотя, если быть до конца честной, мечтаю, что однажды режиссер попросит меня красиво проскакать на роскошном жеребце по полю. (Смеется.) Ну, а если серьезно, мне нравится, что в Голливуде снимают фильмы, главная героиня которых — спортивная девушка, которая борется со злом. В нашем же кино по старинке пытаются сделать героя из мужчины. Мне же кажется, российский зритель уже созрел для женского экшна. Тогда и нам, девушкам-каскадерам, будет где развернуться. ВикторияВ 16 лет от друга узнала о спортивном клубе «Стантмен», при котором действует школа каскадеров. Записалась. А вскоре начались и съемки в кино.Виктория Токарева, 18 лет
Региональная общественная организация каскадеров и спортсменов «Стантмен»
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: сценическое движение, конные трюки, постановочные бои, падения с высоты, скалолазная подготовка, актерское мастерство.
ОПЫТ: участие в 8 кинокартинах.
Дебют состоялся в «Самом лучшем фильме-2». В сцене, где Тимур Батрутдинов дрался на ринге с Сергеем Лазаревым, я и еще три девушки живым щитом защищали Лазарева от реальных фанаток. Они же, потеряв голову от близости кумира, били нас по‑настоящему! В память о съемках всем нам достались разбитые носы.
Разбитый в кровь нос — кино требует жертв.
А недавно делала сложный, прежде всего психологически, трюк. Место действия — склон горной реки. По сценарию — битва на мечах, во время которой я должна упасть в воду (вода ледяная, течение сильное). Было страшно. В таких ситуациях помогает одно: каскадеры всегда подстраховывают друг друга и переживают, как будто сами выполняют трюк. Командный дух придает уверенность и решимость. Вообще я смелая. Хотя кто-то и пытается меня образумить. И родители волнуются, но я всех успокаиваю. Во‑первых, я внимательно слушаю учителей — это бережет от травм. Во‑вторых, мне это занятие нравится. Я получаю удовольствие от самого нахождения на съемочной площадке. Недавно мне доверили крошечную роль с одной репликой в фильме «Варвара». Получила не меньший адреналин, чем во время исполнения трюков!
Передышка — и… снова в бой, на мечах.
Тем не менее каскадерство пока на первом месте. Хочу набраться опыта и умений, например освоить подсечку, будучи верхом, и сдать на права (ради автомобильных трюков!). Без опасности и приключений я уже не представляю свою жизнь. К тому же это занятие приносит мне доход, открывает новые горизонты, а главное — знакомит с интересными людьми, каскадеров и вовсе считаю своей второй семьей. И я знаю, это — только начало.


Беседовала Ксения Круглова
ФОТО: ИЗ АРХИВОВ ГЕРОИНЬ

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить