Работа с детьми

Воспитание детей и карьерный рост — это… почти одно и то же. Мама-босс с успехом может совершенствоваться и в той, и в другой роли.

Работа с детьми

Мама-босс Хэдхантеры из Korn/Ferry International опросили 200 женщин — руководителей крупнейших мировых компаний и выяснили, что 95% из них применяют в управлении опыт воспитания детей. Наши соотечественницы поступают по‑другому: эффективно используют опыт управления бизнесом у себя дома. Ответственности здесь не меньше, ведь родственников нельзя повысить, уволить или заменить новым кадром, поэтому навыки менеджмента особенно необходимы.

Логичное продолжение

«Меня не интересует, почему нет. Меня интересует, что вы сделали, чтобы было «да», — объясняла подчиненным одна из первых бизнес-леди советского кинематографа, героиня не верящей слезам Москвы. Конечно, речь идет не о том, чтобы требовать у младенцев письменный отчет по количеству израсходованных памперсов, а у мужа — заявку на блины к завтраку. Но деловой подход помогает решать многие семейные конфликты.

Недавно я был в гостях, где играл в «Монополию» (кстати, эта игра, принесшая создателю славу и богатство, была создана им для семейных вечеров) с другом, его женой и сыном. В разгар вечера из детской раздался плач пятилетней дочери хозяев. Родители поспешили на помощь. Девочка, как и полагается младшим сестрам, стояла посреди детской и ревела. Вместо утешений, поглаживаний по головке и причитаний «Что с тобой, солнышко-лапушка-заюшка?» мама спокойным тоном попросила объяснить причину. Малышка замолчала, шмыгнула носом и сообщила, что ей страшно спать одной, а старший брат еще и стащил любимую подушку. Решение оказалось таким же простым, как причина слез: подушку вернули, сказку рассказали, а меня, чтоб не скучно было, напоили чаем.

Родители объяснили, что эмоциональные всплески в их семье не гасят, а переводят в конструктивное русло. Этот полезный принцип взят как раз из опыта управления кадрами в компании. Как известно, там, где хорошо налажены коммуникационные каналы, как горизонтальные, между коллегами, так и вертикальные, с руководством, интриги и склоки — большая редкость. Нет, конечно, мать семейства не бездушная акула империализма, и чай у нее вкусный, и печенье ароматное, и детей она когда нужно выслушает и утешит. Но потом обязательно сменит эмоции на логику, и все вместе будут конструктивно решать проблему.

Популярный мотив

Фундамент современных систем мотивации работников заложил Генри Форд. Суровый американец был убежден, что только два стимула заставляют людей трудиться — зарплата и боязнь ее потерять. Используя, когда нужно, кнут, на пряники этот бизнесмен тоже не скупился. Он составил целый список условий для получений бонуса. Среди них были отказ от курения и злоупотребления алкоголем, а также благопристойный образ жизни (соблюдение последнего пункта оценивали члены комиссии, навещавшей семьи).

Подобный полушутливый-полусерьезный меморандум помогает решать и многие проблемы в семье (без привлечения комиссии, разумеется). Что же до системы мотивации, мамы давно пользуются ей при воспитании детей. И если в глубоком детстве чаще применяют метод кнута (запрет на мультики), то школьникам предлагают пряник, обещая новый мобильный или велосипед за окончание четверти на отлично. А мамы-руководители еще и показывают, как можно достигнуть высоких результатов в учебе, как спланировать свой день.


Лишний интерес

Недавно руководство одной известной российской компании пригласило к себе британских коучей, дабы те помогли боссам лучше организовать трудовой процесс. Директор по персоналу считала свою работу вполне организованной и не понимала, как именно ей могут помочь.

Коуч зашла в ее кабинет, вытащила все ящики стола и, опрокинув их содержимое, загадочно произнесла: «Попробуем отделить главное от второстепенного», и, вручив стикеры трех цветов, попросила разобрать документы на три стопки: те, которые нужны сегодня и сейчас, те, что понадобятся на следующей неделе, и те, что вообще не пригодятся в ближайшее время.

После того как задание было выполнено, коуч хладнокровно переместила третью стопку в корзину. «Это балласт, мешающий вам жить», — пояснила британка. По ее мнению, и в семейной жизни есть ценности реальные и мнимые. Трезвую переоценку стоит проводить не реже раза в месяц: выбрасывать из нее все лишнее и решать те проблемы, которые действительно стоит решать. Это срабатывает как в мелочах, так и по-крупному.

И на практике воспитанный мамой-коучем ребенок будет точно знать, что нужно сделать непременно, а что отбросить, если ты, скажем, опаздываешь в школу. А в идеале он вообще не будет опаздывать, поскольку еще вечером поймет, что здоровый сон перед контрольной важнее не слишком здоровых приключений галактических пиратов.

Весело со вкусом

Науку управления стоит применять и во время досуга. Спроси себя: как часто семейный отдых тебя разочаровывал, а культпоход в кино или прогулка в парк оказывалась тоскливой (и пробившей серьезную брешь в бюджете)? А ведь корпоратив, организованный профессионалом, никогда не бывает скучным. Его проводят в нужное время и в нужном месте; конкурсы веселят, призы не вызывают разочарования, а приглашенная звезда улыбается, шутит и машет точно как полагается.

Дома же руководитель виртуозно определяет бюджет семейного отдыха, планирует время и подготавливает все нужное (в том числе и пару запасных вариантов, если пицца будет холодной, клоун — страшным, а спектакль — сказкой «Репка», неподходящей для подростков переходного возраста).

Мама может?

Аля Баданина, главный редактор журнала Сosmopolitan: «Приступая к новым для себя обязанностям, я была рада, что у меня есть хотя бы материнский опыт. У меня растет девочка, девушки окружают и на работе — похожего много. Это и эмоции, с которыми надо справляться в дедлайн (перед сном), и желание поговорить в то время, когда нужно настроиться на работу (уроки), и распределение дел. Умышленно или нет, но я пользовалась своим опытом. Прошло почти два года, я уже не замечаю особой разницы в общении дома и на работе. Зато перемены заметили близкие. Недавно восьмилетняя дочка попросила меня «не быть дома главным редактором». Это уже звоночек. Все-таки черту, пусть и пунктирную, проводить стоит: родные — это родные, а коллеги — это коллеги, даже если работа — весомая и приятная часть твоей жизни».

ТЕКСТ: Михаил Малыхин

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить