«Пряники» от Евгении Любко

Евгения Любко (Шатилова) — предприниматель, основатель корпоративной социально-мотивационной сети Pryaniky.com, а также ведущий эксперт в области HR-геймификации. Она на собственном опыте знает, что такое Girl Power. В День шефа она делится с нами секретами успешного бизнеса.

«Пряники» от Евгении Любко

Специально для Cosmo Евгения рассказала о своей истории успеха, а также поделилась подробностями о «сладком» стартапе «Пряники».

Инна Деречей: Евгения, расскажи, как ты попала в HR-индустрию?

Евгения Любко: До боли банально, как это бывает со многими выпускниками школ, не знающими, кем быть. На Дне открытых дверей в РЭУ им. Плеханова меня заинтересовала специальность «Психология управления персоналом». Во время студенчества успела попробовать себя HR-ом «in house», пройти стажировку в крупном кадровом агентстве и прийти к выводу, что HR в чистом виде — это не мое, хочу либо писать про HR, либо работать в интернет-проекте по HR-тематике. Rabota.ru в какой-то момент стала, с этой точки зрения, настоящей работой мечты.

И.Д.: Давай с этого момента поподробнее. Несколько лет ты была руководителем популярного job-сайта. А почему решила все-таки покинуть проект почти сразу после его перезапуска?

Е.Л.: Уперлась в потолок. Есть такая замечательная Теория потока, которую придумал и описал психолог Михай Чиксентмихайи. Так вот перезапуск Rabota.ru стал для меня огромным вызовом, который был успешно и в очень сжатые сроки преодолен, и потом наступило опустошение и непонимание, куда двигаться дальше. И я приняла решение уйти, хотя эти 3,5 года до сих пор вспоминаю как один из лучших этапов карьеры.

И.Д.: А почему не осталась в Mail.ru? Неужели там не было возможностей для развития и применения твоих навыков?

Е.Л.: Очень быстро поняла, что это просто не мой проект. Да, проект Почта@Mail.ru — ведущий российский почтовик. Но вот любви не получилось, и когда я уже на второй неделе работы поняла, что с трудом отрываю себя с утра от подушки, а в воскресенье вечером мне хочется плакать из-за наступающего понедельника, то осознала, что выбор был ошибочный.

И.Д.: И вот пришла идея создания «Пряников». Расскажи, как это было?

Е.Л.: Предпосылки, честно говоря, зарождались давно. Мне запала в душу идея компании i-Free и виртуальной валюты «фришки». Возникло смутное желание сделать некое тиражируемое решение, которое бы сочетало в себе все такие инструменты и давало бы возможность использовать их в любой компании — быстро и просто. И вот где-то здесь родились «Пряники» как набор готовых инструментов для создания мотивационных программ.

И.Д.: Как давно ты задумалась о создании собственного проекта? Возможно, ранее уже были попытки запустить какой-нибудь стартап?

Е.Л.: Я — никогда! Вообще никогда не собиралась строить свой бизнес.

И.Д.: Проект вы начали создавать на пару со своим молодым человеком. Как вы распределили роли? Каково работать в таком семейном тандеме?

Е.Л.:Роли распределили просто — кто что лучше всего умеет, тот тем и занимается. Алексей — айтишник, не только предприниматель, но и талантливый разработчик — 70% кода «Пряников» написаны им самим. Я прорабатывала методологию проекта и занималась контентом и маркетингом.

Работать вместе, с одной стороны, непросто, с другой — мы быстро научились находить компромиссы, проявлять терпимость и поддерживать друг друга. Я считаю, что раз мы не поубивали друг друга в первый год совместной работы, а вместо этого сделали классный продающийся продукт, то у нас большое будущее!

И.Д.: А почему проект назвали «Пряники»?

Е.Л.: Да как-то само собой получилось. В обсуждении, как бы нам использовать идею «фришек», возник примерно такой диалог: «…ну и они будут благодарить друг друга виртуальной валютой…» — «Ага, пряниками!».

Для Запада будет адаптация, пока не скажу какая, но не «морковки» (прим.: в английском языке аналогом «кнута и пряника» является carrot and stick — «морковка и палка». И если «пряник» имеет положительную коннотацию, то «морковка» — мотиватор, висящий перед ослом, и ассоциация здесь совершенно не та, что нам нужна).

И.Д.: С какими трудностями в своей «сладкой» работе ты столкнулась? Далеко не каждая девушка сможет вынести такой режим?

Е.Л.: Да, действительно, напряженный график работы — такого в моей практике еще не было. Никаких выходных. Если что-то случается, ты подрываешься в любое время дня и ночи, чтобы исправить ошибку, чтобы клиент остался доволен. Это трудно, это выматывает, но силы двигаться дальше дают те результаты, которые мы получаем, отзывы от клиентов, как в словесном, так и в материальном выражении. Кстати, еще одной сложностью для меня стала необходимость научиться делать ошибки. Парадоксально? Нет. Стараюсь извлечь из них пользу и опыт для дальнейшего развития.

И.Д.: А какова была первая реакция твоих коллег на проект? Поверили ли они в тебя и в твой стартап? Каковы были их прогнозы?

Нет. На этапе идеи практически не было тех, кто бы поверил. Мнения экспертов на стартап-тусовках разделились: кто-то говорил «вау, круто», кто-то пророчил крах… И в какой-то момент я для себя сформулировала правило: «Слушай всех. Делай, как считаешь нужным».

И.Д.: Расскажи немного о самой «пряничной» системе. Что она из себя представляет?

Е.Л.: Пряники — это программный продукт, представляющий собой корпоративную социальную сеть с конструктором игровых механик для решения различных HR-задач, связанных с мотивацией сотрудников, вовлечением, развитием корпоративной культуры, повышением продаж и т. п. Мы называем это «корпоративная социально-мотивационная сеть».

Корпоративные социальные сети давно и успешно внедряются на Западе, сейчас этот тренд развивается и в России. Основную ставку в «Пряниках» мы делаем на развитии мотивационной составляющей: например, при помощи виртуальных «пряников» сотрудники могут благодарить друг друга за помощь и различные подвиги и взамен могут потратить заработанные пряники-благодарности во внутреннем магазине — «Лавке пряников», и это механика полуигровой благодарности.

И.Д.: Как раз это и называется модным словом «геймификация»?

Е.Л.: Да, верно, все проходит в игровой форме. Как раз при помощи виртуальных наград-бейджей формируются профили достижений сотрудников и, опять же, работники обеспечиваются признанием своих заслуг, а успех, подкрепленный признанием, укрепляет установку на дальнейшие успехи.

И.Д.: А в чем ты видишь популярность сервиса?

Е.Л.: Популярность обусловлена тем, что, как я уже говорила, количество способов нематериального стимулирования сотрудников ограничено, но каждый раз в каждой компании приходится заново изобретать свой «велосипед». Мы же даем готовый «велосипед».

И.Д.: Откроем секрет: недавно ты вышла замуж. Каково это совмещать работу и семью? Что меняется? Замужество тебе помогает?

Е.Л.: Какой уж тут секрет, с нашей-то активной жизнью в социальных сетях и необходимостью личного «ребрендинга» со сменой фамилии. На рынке меня еще по Rabota.ru многие знают как Шатилову, и теперь новая фамилия часто вызывает недоумение. А так в нашей жизни ничего не поменялось, мы уже давно семья по сути, а не по паспортам.

И.Д.: Немного о женском. Пришлось ли тебе сменить платье на брюки с таким-то графиком?

Е.Л.: Да нет, я продолжаю с одинаковым удовольствием носить и то, и другое. Комфортно себя чувствую в одежде, которая позволяет выделяться — не люблю серые официальные костюмы, всегда стараюсь подобрать что-то с изюминкой, но не кричащее, элегантное. Очень люблю стиль Desigual, если уж заносит в их магазин, то вечно оставляю там кучу денег, неважно, в России или в Европе.

И.Д.: А есть ли у тебя кумиры, вдохновители? С кого ты берешь пример или на кого ориентируешься?

Е.Л.: На Дмитрия Сатина и Андрея Себранта. Я очень «шапочно» знакома с ними лично, но читаю их в социальных сетях и периодически встречаю на IT-конференциях и неизменно восхищаюсь — умом, любовью к своему делу, результатами работы и умением совмещать все это с увлекательным досугом, семьей, путешествиями, увлечениями, ведением здорового образа жизни…

Есть ли у меня вдохновители-женщины? Кроме мамы — нет.

И.Д.: Какие можешь дать советы девушкам, решившим открыть свое дело?

Е.Л.: Решить сперва всякие личные проблемы, чтобы не отвлекали, заручиться поддержкой близких, предупредить любимого мужчину, что в ближайшие 5 лет тебе будет не до борщей и гнездышка. А дальше, как в «Чародеях»: «Вижу цель, не вижу препятствий, верю в себя». И любить то, что делаешь, как мужа, как ребенка. Только будучи подпитанным твоей безграничной любовью и энергией, дело сможет вырасти и принести плоды.

И.Д.: Сейчас ты любимая жена, у тебя свое любимое дело. О чем еще можно мечтать?

Е.Л.: О выходных! Очень хочется дотрудиться до той поры, когда можно будет совершенно спокойно оставить «на хозяйстве» коллег (и быть уверенной, что команда не подведет) и смотаться… на байдарках в Карелию…

Детей хочу, чего уж скрывать! Одна моя подруга как-то пошутила, мол, «Вы вместо детей завели себе программистов». Так что, в какой-то степени они у меня, конечно, есть, причем вполне взрослые, но материнский инстинкт уже активно требует продолжения рода «по-честному». Совершенно не представляю пока, как это можно совместить с бизнесом, но уверена, мы что-нибудь придумаем!

Беседовала Инна Деречей

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить