Профессия: режиссер

Без диплома ВГИКа, связей в кино и родителей-бизнесменов простой 25-летний парень из Уфы Роман Каримов в двадцать пять лет снял свой первый полнометражный фильм «Неадекватные люди».

Профессия: режиссер
Бюджет проекта попал в историю как самый маленький для российской ленты, вышедшей в прокат. Чтобы сэкономить, Роман выступил в картине сценаристом, режиссером, монтажером и композитором. Фильм покорил фестиваль «Окно в Европу», а критики назвали Романа новой надеждой нашего кино.

Роман, как тебе удалось снять фильм в таком, можно сказать, юном возрасте?

РОМАН: Родился сценарий, по которому можно было снять фильм очень дешево. Это был для меня единственный путь. Без интересной идеи никто не дал бы денег.

C: Благодаря каким твоим качествам у тебя все получилось?

Р: Наверное, благодаря моей интровертности. Я долгое время был и сейчас в определенной степени остаюсь человеком одиноким. И это время, когда я не вовлечен в тусовки и прочие мероприятия, я использовал, чтобы покопаться в себе, в своих впечатлениях, а затем придать этому интересную форму.

C: Как удалось найти необходимые на фильм сто тысяч долларов?

Р: Их нашел не я, а мой продюсер Миша Кукушкин, который, кстати, родом из Кургана. Миша, как и я, многостаночник, умеет работать с маленькими бюджетами. Ему понравились мои ранние короткометражки и сценарий «Неадекватных». И он нашел прекрасных ребят — Антона и Андрея, которые стали нашими инвесторами. Они себя хотели попробовать в кино как продюсеры. Но готовы были потратить такую сумму, чтобы если пропадет, то не жалко: погоревали немножко и ладно…

C: А как ты заполучил в проект медийных лиц — бывшего солиста Smash Влада Топалова и звезду «Питер FM» Евгения Цыганова?

Р: Мы многим сценарий отправляли. И они говорили: «Вы что сумасшедшие?» Мы же тогда были никем. Я, помню, звонил актеру Сергею Гармашу. Он, как услышал, что проект малобюджетный, сказал: «Да ну! Еще чего…» И таких было большинство. Сейчас, когда я уже нахожусь в несколько ином статусе, я понимаю, что вряд ли с этими людьми буду когда-нибудь работать. А таких, как Влад Топалов и Цыганов, которые хотят делать что-то интересное, даже если на этом особо не заработают, — крайне мало. Им просто сценарий понравился, и они сказали, что помогут.

C: То есть тебе удалось объединить вокруг проекта энтузиастов?

Р: Иначе не снять такое кино!

C: А когда ты попал в нашу киношную тусовку, что тебя больше всего поразило?

Р: Поразило, насколько все гнило. Есть кучка людей, которые все контролируют. Они решают, какому фильму быть, какому — нет. Это национальная идея нашей страны: люди сидят на каком-то ресурсе. Единственная их задача не в том, чтобы сделать что-то хорошее, а в том, чтобы «распилить» этот ресурс между собой и своими родственниками.

Я долгое время был и сейчас остаюсь человеком одиноким.

C: После успеха фильма «Неадекватные люди» на фестивале «Окно в Европу» кто-нибудь из столпов кино предлагал сотрудничать?

Р: Практически все позвонили. Но не после победы на фестивале, а после того, как фильм вышел в прокат. Они видели, что были аншлаги, билет невозможно было купить.

C: А сам как думаешь, ты все-таки сумасшедший? Взял и кино снял…

Р: Нет. Я просто знаю, что мне это по силам. Когда я жил в Лондоне, я видел куда более масштабные проекты, сделанные совсем за копейки. Многие просто не понимают, что можно уговорить людей сниматься бесплатно, что можно самому сочинять музыку. А это все реально.

Р: Я туда поехал сразу после окончания вуза, по образованию я юрист-финансист. Мечтал увидеть мир и собирался продвигать свою музыку. Я уже тогда ее сочинял и немного диджействовал. Хотел попасть на какой-нибудь лейбл. Но попал на телевидение. Я быстро понял, что мой музыкальный уровень низкий. Точнее, он хороший, но недостаточный, чтобы зарабатывать на жизнь. Телевидение стало альтернативой.

C: А почему вернулся из Лондона?

Р: Мама заболела, и надо было за ней ухаживать.

C: Ты рос в интеллигентной семье?

Р: Я бы так не сказал. Меня не отдавали в музыкальную школу или в какие-то кружки. Я рос как обычный здоровый пацан. Слушал музыку, пил пиво по подъездам.

C: Какие у тебя воспоминания связаны с Уфой?

Р: В Уфе я жил в районе кондитерской фабрики. Не самый благополучный район. Но и не самый плохой. Что касается воспоминаний… Мне не важно, где жить. Например, в первый год моей жизни в Лондоне я даже ни разу не видел Биг Бен. Меня география мало волнует. Больше волнуют люди, жизнь, истории интересные.

C: Когда ты пишешь сценарии, многое берешь из своей жизни?

Р: Практически все. В истории «Неадекватных людей» я был свидетелем и участником половины событий.

C: И начальница к тебе тоже приставала, как и к главному герою?

Р: Ко мне приставали представительницы слабого пола. Но не начальницы. Образ начальницы — собирательный образ всех этих девушек. Офисная атмосфера мне тоже знакома.

C: И как ты вел себя, когда к тебе приставали девушки? Как герой в фильме?

Р: В принципе, да. А как иначе? Ты же не будешь бить сильно настойчивую женщину. Стараешься выйти из ситуации с малыми потерями. Понимаешь, что происходит невероятный трэш, но стараешься найти форму вежливого отказа. Чтобы человек вернулся на землю и понял, наконец, что он тебе не нравится.

C: А какие девушки тебе нравятся?

Р: По типажу такие, как Мила Кунис в «Черном лебеде». Интересные, органичные, чувствующие себя везде в своей тарелке, которые знают себе цену, но не превозносят себя над другими. Не люблю меркантильных, эгоистичных, которых волнуют только шмотки, деньги и парни.

C: Где ты познакомился со своей будущей женой?

Р: Мы познакомились как раз на съемках «Неадекватных». Ольга там была директором по кастингу. Кстати, именно она нашла Ингрид Олеринскую, девочку без актерского образования, которая сыграла в фильме главную роль. Нашла прямо на улице.

C: Быстро созрело желание сделать Ольге предложение?

Р: Это было абсолютно органичное продолжение отношений. Когда ты долго живешь с человеком, понимаешь: единственное, что можешь сделать дальше, — это надеть кольца. И еще важно, что у нас нет пресыщения друг другом. Мы с Ольгой проводим вместе двадцать четыре часа в сутки, и это не надоедает. Поэтому она, скорее всего, тот человек, который мне нужен. Мы поженились в декабре прошлого года.

C: Ты помнишь свое первое впечатление, когда увидел Ольгу?

Р: Помню, конечно! Я подумал: «Клевая девчонка! Необычная. Разбирается в музыке. С мозгами все в порядке».

C: А сейчас что больше всего в ней ценишь?

Р: Да, пожалуй, сам факт, что она со мной может ужиться.

C: Ты такой сложный человек?

Р: Я не сложный человек. Я просто всегда ищу в людях недостатки. Если моральные качества человека не совсем меня устраивают, возникают проблемы. А в Ольге я не вижу таких недостатков. Либо их нет, либо они не мозолят мне глаза.

C: Ты сказал в одном интервью, что тебе часто становилось скучно в работе, и это тебя двигало дальше. А как ты стараешься сделать нескучной личную жизнь?

Р: Моя личная жизнь, в отличие от фильмов, вряд ли имеет какую-то турбулентность. У меня спокойная жизнь, размеренная. Меня это полностью устраивает. Мы оба с Олей домашние. Я моногамный и вообще мало с кем общаюсь. Даже если у меня есть желание познать что-то, общаясь с новыми людьми, это не перерастает в дружбу или близкие отношения. И потом, у меня нет разграничения между работой и жизнью. Я не приезжаю на работу в офис. Я живу и работаю дома. И жену обнимаю, и параллельно отбираю музыку для нового фильма.

C: Как так получилось, что Ольга стала твоим директором?

Р: Просто мы живем вместе. Иногда я настолько занят, что не могу ни трубку поднять, ни сказать что-то. Она это делает, общается, договаривается. Помогает мне. Я ведь человек, в общем, безалаберный. Можно сказать, разгильдяй.

C: А ты советовался с ней, когда делал фильм «Неадекватные люди»?

Р: Да, на этапе монтажа, когда я не знал, в каком направлении двигаться. Ведь Оля еще и фотограф, это у нее большое хобби. Есть момент в фильме, когда герой Артема Душкина подъезжает к героине Ингрид, чтобы познакомиться. Сначала я смонтировал эту сцену очень агрессивно и жестко. А Ольга сказала: «Зачем ты берешь эти кадры? Можно же взять вот эти». И получилось намного лучше. В сцене появилась легкость.

C: Сейчас вы заканчиваете работу над новым фильмом «Вдребезги». Расскажи про него.

Р: Именно с проектом «Вдребезги» я хотел стартовать в режиссуре. Но никто не верил в меня. Поэтому мне пришлось сделать такой маленький промежуточный проект — «Неадекватные люди», чтобы доказать, что я смогу.

C: А чем тебе так нравится «Вдребезги»?

Р: Это довольно анархическая история. Там много драйва. Без грязи, но с черным юмором. Экшн плюс элементы хоррора. У фильма довольно необычный саундтрек — стонер-рок, дабстеп. В прокат должен выйти этим летом.

C: Уже есть на примете следующий проект?

Р: Я мог бы засесть опять на два-три месяца и написать какую-то замечательную историю, но дело в том, что и на «Неадекватных людях», и на фильме «Вдребезги» я ничего не зарабатываю особо. Поэтому сейчас выбираю какой-то коммерческий проект. Я понимаю, когда ты делаешь что-то не совсем свое, получается не так искренне и клево. Но надо заработать немножко денег, а потом уже заняться творчеством.

C: А есть у тебя режиссерская мечта?

Р: Да! Мне хочется снять хороший международный проект, чтобы он попал на западные фестивали, имел коммерческий успех. При этом был очень качественным. Для людей и про людей. А вообще мне хотелось бы снимать кино разное: страшное, веселое — всякое. Хочу как можно больше жанров перепробовать.

C Романом Каримовым беседовал Андрей Кон
ФОТОГРАФ: МАРИЯ ЖЕЛЕЗНОВА. АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: СЕРГЕЙ ОВАНЕСЯН. ПРОДЮСЕР: ЮЛИЯ ТКАЧЕНКО. ВИЗАЖИСТ: АННА БУЙВИД. СТИЛИСТ: ЛАДА АРЗУМАНОВА. НА РОМАНЕ: ПОЛО, POLO RALPH LAUREN; ФУТБОЛКА, ПИДЖАК, H&M; КЕДЫ, SANTONI

Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан «Марк сказал» (Москва).

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить