Продолжение следует

На вопрос «Кем работаешь?» они совершенно искренне отвечают: «Я на пенсии». Профессия такая… Короткая. А ты бы смогла в 30 лет поставить жирную точку в своей карьере?

Продолжение следует

На вопрос «Кем работаешь?» они совершенно искренне отвечают: «Я на пенсии». Профессия такая… Короткая. А ты бы смогла в 30 лет поставить жирную точку в своей карьере? Впрочем, наши героини считают, что пенсия — это не точка. Это запятая. Или даже восклицательный знак!

МАРИЯ БУТЫРСКАЯ фигуристка

33 года

Трехкратная чемпионка Европы в одиночном женском катании, шестикратная чемпионка России, серебряный призер чемпионата России 2000 и 2002 годов, бронзовый призер чемпионата мира 1998 и 2000 годов… Чемпионка мира 1999 года. Уйти из спорта Мария решила накануне 30-летнего юбилея.

В 4 года я попала в единственный в Москве детский сад, где был настоящий каток. В 5 лет я уже лихо каталась в ЦСКА и не ушла оттуда, даже когда мы переехали на другой конец города. Тренировки начинались в 7 утра — приходилось вставать в 5 и добираться до места на трех трамваях. Я даже сейчас помню их номера: 21, 28, 23. У меня была целая система, как с одного трамвая успеть на другой, ведь опаздывать было нельзя ни в коем случае.

Впервые я «выпала» из спорта в 15 лет: Нифонтова, мой тренер, ушла в декретный отпуск, а с новым наставником отношения не сложились. Дошло до того, что мне пришлось уйти из группы. Друзья и родные в один голос твердили: «Ничего. Спорт еще не вся жизнь!» Но в 15 лет все максималисты. Мне казалось, если я перестану тренироваться, жизнь закончится. К счастью, через 3 месяца мне удалось вернуться в ЦСКА к другому тренеру.

Дальше я уже каталась, не думая о том времени, когда мне придется уйти. Я рассчитывала только на свои силы: могу побеждать — значит, двигаюсь дальше. Хотя не раз на соревнованиях я слышала за спиной шипение 16−17-летних девочек, что, дескать, им дорогу не даю! Конечно, в 25 приходится больше работать над собой — с возрастом какие-то элементы выполнять сложнее. Но, что уж скромничать, своей победой на чемпионате мира почти в 27 лет я доказала: возраст значения не имеет! Если, конечно, тебе хватает упорства и веры в себя.

К окончательному уходу из спорта я начала готовиться заранее. Всем, кто меня окружал, было известно, что я решила поставить точку после Олимпийских игр — незадолго до своего тридцатилетия. Я до сих пор считаю, что время я выбрала верно. Тот сезон был очень удачен для меня — всегда приятно уйти на взлете.

Но я не вычеркнула из жизни фигурное катание: я создала свое шоу «Лед и пламень». Также я попробовала себя в роли телеведущей, ради эксперимента снялась в нескольких сериалах, участвую в фотосессиях. А в прошлом году вместе с друзьями мне удалось осуществить свою заветную мечту: мы открыли школу фигурного катания. Так что, надеюсь, мне еще не раз удастся ощутить вкус победы — вместе с моими будущими чемпионами!

ТАТЬЯНА ЧАПЫГИНА модель

53 года

«Самая красивая женщина Советского Союза» — этот титул Татьяна получила после участия в проекте западного издательства «Женщины мира». Она шагала по подиумам Европы, Америки, Японии… Из профессии ушла в 37 лет. Но в традиционной «Неделе моды» Татьяна ежегодно участвует до сих пор.

Я и не мечтала о карьере модели. После школы получила профессию медицинского работника и преспокойно трудилась в санэпидемстанции. Пока в 23 года за меня не взялась соседка: ей попалось на глаза объявление о наборе манекенщиц в Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту. Тогда это было учреждение, диктующее моду всем женщинам СССР. Я долго отнекивалась, стеснялась, боялась… Но потом все-таки, зажмурив глаза, перешагнула порог этого храма моды. И завертелась совсем другая жизнь!

На работу меня принимал сам Вячеслав Михайлович Зайцев. Нагрузки были колоссальные: 10−12-часовой рабочий день, ежедневно по три показа плюс съемки для журнала мод. Спустя два года я первый раз оказалась за границей. Мы выехали в Германию (тогда еще ГДР). Потом были Америка, Мексика, Япония, словом, за границей нас видели едва ли не чаще, чем в Москве. И везде к русским моделям был повышенный интерес! У нас не было ни одного свободного вечера: журналисты буквально рвали на части. Жить в таком сумасшедшем ритме было очень трудно.

Те, кто не выдерживал, переходили в «цех»: это была работа с художниками, которые шили экспериментальную одежду. Здесь были ниже требования к внешности, к «параметрам». Теоретически там можно было работать хоть до 55 лет, поэтому вопрос пенсии меня не пугал: я знала, что все равно где-нибудь да пригожусь.

Но в 35 в моей жизни случился поворотный момент. Я встретила человека, который стал мне дороже подиума и славы. Хотя поняла я это не сразу. Два года еще разрывалась между будущим супругом и работой, которая практически не оставляла времени на личную жизнь, пока однажды вдруг не почувствовала, что теряю свою любовь. Вот тогда-то я и приняла решение сменить профессию манекенщицы на профессию жены!

Конечно, я не поставила на профессии крест. Я и сейчас еще изредка участвую в показах, телевизионных передачах, рекламе. Но главное для меня сегодня — дом и муж, а все остальное уже второстепенно. Хотя я безумно благодарна своей работе: очень многое она дала мне, да и половинку свою встретила тоже благодаря ей.

АНАСТАСИЯ ЯЦЕНКО балерина

32 года

Первая солистка Большого театра, обладательница первой премии конкурса «Арабеск-96», призер конкурса «Майя-96» и «Лучшая Анна Каренина» (так называлась дополнительная номинация в конкурсе «Майя-96»). Сейчас Насте 32 года. В 36 лет ее ждет оформление официальной пенсии, и она активно к этому готовится: окончила Институт культуры и учит английский язык, чтобы не остаться не у дел.

Балет — это неосуществленная мечта моей мамы. Поэтому с раннего детства мы с сестрой начали заниматься танцами очень серьезно. Я окончила хореографическое училище, Академию хореографии и в 1991-м попала в Большой театр. Это было огромное счастье и… разочарование: в первые годы работы я могла рассчитывать лишь на роли в кордебалете. Психологически очень тяжело быть на заднем плане, когда чувствуешь в себе силы для ведущих партий. И я очень благодарна моему педагогу Раисе Стручковой, которая поддерживала меня в то время и говорила: «Настя, все еще будет!»

И вот моя мечта сбылась: после победы в конкурсах я начала получать ведущие партии. Станцевала Анюту в одноименном балете. Потом — в «Щелкунчике», в «Дон Кихоте»… Это был такой насыщенный, такой счастливый год! Но тут оказалось, что я жду ребенка. Пришлось уйти в декрет. Хотя я на 100% была уверена, что вернусь на сцену! Страха, что я располнею, потеряю форму, не было абсолютно. После родов я даже похудела и вернулась к работе. А теперь вот — пенсия на носу! Иногда мы обсуждаем в гримерке, куда же будем девать свободное время. Сейчас день любого из нас расписан по минутам. Вот сегодня, например, у меня: в 10.00 — класс: это наша разминка (станок, прыжки), в 11.00 — прогон, в 13.00 — репетиция вечернего балета, в 14.30 — благотворительный бесплатный показ (бывает у нас и такое), в 16.00 — репетиция нового балета, в 19.00 — вечернее выступление… В условиях такого цейтнота иногда о пенсии я просто мечтаю: хоть ребенка своего буду видеть. А то дочь почти все время с бабушкой, ведь муж живет по такому же сумасшедшему графику — мы вместе танцуем.

Оформление пенсии вовсе не означает финал танцевальной карьеры. В нашем театре есть балерины, которые, даже имея двоих детей и перешагнув пенсионные 36 лет, по-прежнему танцуют первые партии. А звезды мирового уровня — Уланова, Максимова, Кондратьева — вообще очень долго держались в профессии. И самый яркий пример творческого долголетия — Майя Михайловна Плисецкая.

Я думаю, что на самом деле для человека любой профессии выход на заслуженный отдых — сложный этап. В этом плане ранняя пенсия, может быть, даже имеет больше плюсов. Все-таки когда ты обретаешь свободу в 36 лет, то можешь попробовать себя в разных сферах. Хотя, конечно, уйти в нетворческую профессию после нашей работы невозможно. Кто-то остается преподавать в театре, многие идут в спортивные секции, были случаи, когда люди переквалифицировались в художников по костюмам. Кто-то открывает свои танцевальные школы. То есть большинство остаются связаны с танцем.

Благодарим Спортивный комплекс «Крылатское» за помощь в организации фотосъемки.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить