Почетная грамота

Помнишь историю, как в гости к профессору зашел студент и удивился, какая у того огромная библиотека. «На самом деле, — сказал ученый, — по‑настоящему мне пригодились только четыре из этих книг». — «Так скажите какие!» — «А вот чтобы это понять, мне пришлось прочитать все».

Почетная грамота

Деловой литературы сейчас издается много. Чтобы тебе не пришлось повторять подвиг профессора, мы решили дать ориентиры в этом потоке информации.

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Доказывать, что деловые люди должны читать деловые книги, никому не надо. Практический опыт — вещь бесценная, но те, у кого нет времени зарабатывать его долго и мучительно, набивая дорогостоящие шишки, предпочитают получать знания из книг. Зачем изобретать велосипед, когда многое уже давно открыли, систематизировали и преподнесли тебе в ясном и понятном виде хорошей книги? Поэтому вопрос не в том, читать или нет, а в том, какого рода бизнес-литература нужна именно тебе.
«Я бы выделил два аспекта знаний, которые можно почерпнуть в книгах: теоретические и практические, — говорит Сергей Турко, заместитель главного редактора издательства „Альпина Бизнес Букс“. — Теоретические знания представляют собой обобщение опыта компаний, бизнесменов, консультантов относительно того, как правильно управлять бизнесом. Практические знания — это примеры внедрения теорий, рассказы об успехах и ошибках».


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Если попробовать углубиться в классификацию (что вообще-то очень сложно даже для специалистов, так как разделить всю массу деловой литературы по одному-двум принципам невозможно), можно выделить знания базовые (то есть такие, без которых сложно понять, как устроен бизнес) и специализированные (те, в которых нуждаются профессионалы какой-то конкретной специальности). Базовые очерчивают основы менеджмента и управленческого учета, системного и процессного подходов, теории принятия решений, мотивации, лидерства и тому подобных предметов. Специализированные — это книги по бухгалтерии, продажам, юридические и все остальные, где ты найдешь более глубокое описание основных дисциплин.
«К основным знаниям я бы отнес науку о системах (в популярном изложении, как, например, в книге Дж. О'Коннора и И. Макдермотта „Искусство системного мышления“ или П. Сенге „Пятая дисциплина“), — резюмирует Сергей Турко. — А также философию доктора Э. Деминга, которая тесно связана с процессным и системным подходами („Пространство доктора Деминга“, „Выход из кризиса“), теорию Стивена Кови („Семь навыков высокоэффективных людей“), модель Элии Голдратта („Цель“). Эти теории формируют общее понимание сути вещей и дают модель, которая помогает понять, правильно ты действуешь в какой-то ситуации или нет. Ведь если человек не знает основы, он любые инструменты, даже хорошие, может использовать неправильно или, что еще хуже, во вред себе и своей организации».


ПУТЬ САМУРАЯ
Когда общее представление о том, как работает любой бизнес, в целом сформировано, можно приниматься за «практическую» литературу. Она не менее полезна, чем «теория», но читается почти как детектив. Что вполне объяснимо: эти книги написаны теми, кто сам прошел нелегкий путь в бизнесе, а он, как правило, полон острых сюжетных поворотов, комедий и драм. Личный взгляд и опыт, изложенные в книге, тем ценнее, чем громче имя автора. Книги Генри Форда («Моя жизнь, мои достижения»), Ли Якокка («Карьера менеджера»), Акио Мориты («Сделано в Японии»), Ричарда Брэнсона («Теряя невинность», «К черту все») помогут тебе проследить за процессом принятия решений изнутри. Кто может дать совет, как добиться успеха, лучше того, кто его уже добился?
Истории взлетов и падений целых бизнес-империй не менее поучительны. Почитай «Лидерство Мацуситы» Джона Коттера, «Сагу об ИКЕА» Бертила Торрекуля, книги о компаниях Xerox, Apple, IBM и других гигантах бизнеса.

Не верю!
На прилавках есть произведения, которых вообще надо остерегаться. Это книги, которые:
* Обещают быстрый результат — их можно узнать по ключевым словам в названиях: «успех», «успешный», «за пять минут» и им подобные. Авторы, их написавшие, скорее всего, мало что понимают в бизнесе.

* Делят людей на «плохих» и «хороших» и вообще каким-либо образом их оценивают и классифицируют.

* Рассказывают, как строить карьеру, идя по головам и добиваясь своего любой ценой: избавляться от неугодных сотрудников, плести интриги и т. п. Их авторы наивно полагают, что, если жизнь настолько жестока, надо быть ей под стать и только тогда все получится.



ОТЛИЧАЮТСЯ С УМОМ
При определенной тренировке можно научиться с ходу, прямо у прилавка, отличать действительно нужную книгу от бесполезной траты времени и денег. Вот советы Сергея Турко:
1. Прежде всего изучи аннотацию и содержание, прочитай несколько страниц. Посмотри, кто ее написал. В любой области, в том числе и в бизнесе, можно условно выделить три типа авторов:
~ Авторы концепций (например Р. Нортон и Д. Каплан, Э. Деминг, С. Кови, Э. Голдратт, К. Маркс и другие) — это основоположники (как правило — теоретики), «изобретатели», предложившие принципиально новые методы и подходы.
~ Интерпретаторы «первой волны», специалисты по внедрению, авторы мемуаров. Часто бывает так, что авторы даже самых гениальных концепций не сильны в их внедрении. «Привязать» теорию к практике иногда не легче, чем разработать саму теорию. Эти авторы много добавляют и от себя, переосмысливая фундаментальные концепции и учитывая локальную специфику (например, как внедрить японские методы управления в других странах). К интерпретаторам можно отнести, к примеру, Генри Нива — популяризатора теории Деминга.
~ Интерпретаторы «второй волны» и все остальные. Популярность какого-то метода ведет к росту числа последователей. Как правило, большинство из них не знакомы с автором концепции, не чувствуют ее глубинной сути и не могут похвастаться богатой личной практикой внедрения. Книги таких далеких от реального бизнеса людей читать не стоит.
~ Отдельно стоит рассматривать учебники, у которых специфическая форма подачи материала. Хотя большинство их авторов относятся к категории интерпретаторов «второй волны», среди них попадаются вполне качественные работы. Здесь уже важно оценивать логичность и понятность подачи материала, но для учебников это редкость.
2. Проверь качество перевода, если дело касается книг иностранных авторов. Прямо в магазине это сделать сложно, хотя может помочь выборочное чтение фрагментов. Здесь больше стоит ориентироваться на бренд издательства и его репутацию.
3. Оцени внешний вид книги. Если она скверно оформлена, разваливается и напечатана на плохой бумаге — скорее всего, и содержание будет соответствующего качества.

Благодарим Сергея Турко, заместителя главного редактора издательства «Альпина Бизнес Букс» (www.alpina.ru), за помощь в подготовке материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить