Плюсы и минусы франчайзинга

Допустим, стартовый капитал у тебя есть. А бизнес-плана нет. Тогда покупка франшизы может стать для тебя отличным шансом!

Плюсы и минусы франчайзинга

Франчайзинг

Крутой маршрут

Тебе не придется «с нуля» выстраивать взаимоотношения с поставщиками, решать вопросы логистики, обучать персонал и даже придумывать интерьер. В компании, работающей по системе франчайзинга, все эти аспекты уже отработаны. По большому счету тебе даже необязательно иметь образование в выбранной сфере. Все, что нужно знать, расскажет персональный куратор: его за тобой закрепят при первом же обращении в компанию франчайзера. Дальнейшие ваши отношения развиваются довольно предсказуемо.

НА СТАРТ!

Куратор озвучивает тебе цифры: стоимость франшизы, роялти, необходимый начальный капитал, приблизительный срок окупаемости, требования к площади и расположению будущего предприятия. Будет правильно, если тебе пришлют подробное коммерческое предложение.

ВНИМАНИЕ!

Если после всего этого тебе не стало плохо и размер собственного стартового капитала не показался ничтожным, можешь подписывать документы о передаче франшизы. Читай их внимательно (и лучше — несколько раз): вдруг на слух со слов куратора ты что-то недопоняла.

МАРШ!

С момента подписания считаается, что у тебя есть свой бизнес и все сопряженные с ним обязательства (например, уплата налогов). За аренду помещения при франчайзинге ты тоже платишь сама. Разработку логистики, обучение персонала и рекламные акции берет на себя компания-франчайзер.

Первая франшиза…

…была американской. В 1851 году Исаак Зингер, основатель компании по производству швейных машин, стал заключать договоры на передачу франшизы с правом на продажу и ремонт машинок. За счет этого сеть стала быстро расти. А параллельно развивалась франчайзинговая модель бизнеса. В ее основу легла обычная дилерская схема. Однако дилер так и остался простым закупщиком (берет оптом, продает в розницу), а обладателю франшизы передается система ведения бизнеса.

Со словарем

Франчайзинг — ведение бизнеса под арендованным товарным знаком.

Франшиза — нечто вроде лицензии, право на аренду товарного знака.

Франчайзер — компания — правообладатель торговой марки, продающая франшизу.

Франчайзи — предприниматель, покупающий франшизу.

Паушальный взнос — стоимость франшизы.

Роялти — регулярные платежи правообладателю, франчайзеру.


Узкие рамки

Без согласия правообладателя ты не можешь даже поменять вывеску или провести рекламную акцию. Все в системе идет на благо основной марки. А ее вместе с тобой могут представлять еще сотни франчайзи.

«Ты должна понимать, что франчайзер имеет право контролировать перечень услуг или товаров, продаваемых на твоем предприятии, соблюдение фирменных стандартов, качество сервиса, уровень продаж и другие показатели. От работы франчайзи зависит репутация бренда и доход франчайзера. Сотрудничать с правообладателем придется на условиях подконтрольности и подотчетности», — предупреждает Ольга Овсянникова, руководитель отдела организации медицинских офисов по франчайзингу независимой лаборатории «Инвитро».

Проблема выбора

Ты удивишься, обнаружив на рынке франчайзинга так много знакомых брендов. Для начала определись со сферой бизнеса. На первом месте по популярности, конечно же, сфера продажи продуктовых товаров. Тут работает примитивное правило: есть человеку хочется всегда.

ЗДОРОВЬЕ тоже сфера, на которой редко кто экономит. Поэтому выгодным может считаться открытие аптеки, клиники стоматологии, диагностического офиса, клиники и др. Однако надо запастись терпением: разрешения, соглашения, лицензии — здесь их больше всего.

КАФЕ И РЕСТОРАНЫ могут быть прибыльными только в тех регионах, где доходы потребителя превышают 800 долларов. Обязательно посвяти время изучению покупательской способности своего города.

Придется пожертвовать своей мечтой о магазине модной одежды, если местный рынок ею уже переполнен, зато идея открыть школу иностранных языков или фитнес-клуб может оказаться очень кстати.

Франчайзинг

Осторожно!

В российском Интернете появилось множество площадок, обманывающих потенциальных франчайзи: они выставляют предложения известных торговых марок, не имея на то никаких прав. Попавшись на такую удочку, предприниматель теряет желание работать и перестает верить цивилизованным участникам рынка. Тем временем правообладатели брендов объединились в Российскую ассоциацию франчайзинга (у которой тут же появились свои двойники).

Франшизы, которые ты знаешь:

McDonald’s
«Баскин Роббинс»
«Росинтер Ресторантс» («Планета Суши», «IL Патио»)
«Галерея-Алекс» (сеть кофеен «Шоколадница», Burger King)
«Ростикс-KFC»
Sela
Savage
Аптека «36,6»
Независимая лаборатория «Инвитро»
X5 Retail Group (продуктовые магазины «Перекресток», «Пятерочка» и др.)

Плюсы и минусы

Плюсы

Система франчайзинга отработана. Правообладатель никогда не оставит тебя один на один с проблемами, так как заинтересован в развитии сети и успехе ее партнеров.

Ты можешь ознакомиться с бизнесом до инвестирования собственных средств. Смело запрашивай все условия.

Ты сохранишь экономическую и юридическую самостоятельность.

Ты начинаешь бизнес под уже известным брендом. Реклама и маркетинговые акции запускаются и оплачиваются франчайзером.

Минусы

Имидж бренда превыше всего. Правообладатель будет устанавливать правила, которые ты не всегда захочешь (но будешь обязана) соблюдать.

Старший брат следит за тобой. Франшиза часто исключает ведение дел с конкурентами бренда. Даже твой выход из бизнеса может быть ограничен.

Взаимоотношения с государственными органами — твое личное дело; франчайзер не даст тебе бесплатного бухгалтера и юриста.

Ты не сможешь повлиять на рекламные кампании франчайзера. Свою локальную кампанию ты можешь провести лишь по согласованию с ним.

Твои доходы

Формируются из ежемесячной выручки твоего предприятия. Из нее отчисляется оговоренный процент франчайзеру. В сфере услуг ты оставляешь себе от 10 до 40% всей прибыли. Это называется агентским вознаграждением.

Если ты работаешь в товарном ритейле, — платить роялти, возможно, и не придется. Зато придется закупать продукцию у франчайзера с оговоренной периодичностью и на оговоренную сумму.

Твои стартовые расходы

Покупка франшизы: от 300 000 руб. до 5 000 000 у.е.

Помещение: от 1 000 000 руб. до 1 000 000 у.е.

Оснащение площади: от 1 000 000 руб. до 100 000 000 руб.

Текст: Дарья Карапузова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить