Пионерская правда

«Требуется бухгалтер. З/п от $800, соц. пакет, молодой, энергичный коллектив». О, молодой коллектив! Как раз то, что нужно, решаешь ты, прочитав это объявление.

Пионерская правда

«Требуется бухгалтер. З/п от $800, соц. пакет, молодой, энергичный коллектив». О, молодой коллектив! Как раз то, что нужно, решаешь ты, прочитав это объявление. Ну не могут же быть молодые и энергичные не бонусом, а минусом. Или все-таки могут… Где правда?

Молодежная организация

СИТУАЦИЯ Ты заканчиваешь институт. И поскольку училась ты хорошо, можешь выбирать из нескольких вакансий. Учитывается не только разница в зарплате и социальных благах, но и «качество» будущих коллег. «Да зачем мне нужны всякие старые перечницы и перечники! — думаешь ты. — Пойду туда, где все примерно моего возраста. Молодые всегда друг друга поймут».
Первые дни на новом месте приводят тебя в состояние, близкое к эйфории. Все на «ты» не только друг с другом, но и с начальством. Одежда самая демократичная, деловых костюмов ты не увидела ни разу. А в курилке обсуждают не очередное подорожание коммунальных услуг или «джентльменский набор» возрастных болячек, а самые модные ночные клубы города. Ты с увлечением присоединяешься к общему веселью. Делаешь новомодную стрижку, часами зависаешь в Интернете, а внезапно появившемуся за спиной начальнику строишь глазки и улыбаешься — мол, понимаешь, такая интересная тема на форуме.
…Через неделю веселья тебя вызывает тот самый «понимающий» начальник. И очень официально заявляет: скорее всего, испытательный срок ты не пройдешь.

Комментарий сотрудника кадрового центра

Организации, в которых средний возраст сотрудников чуть больше 20, производят впечатление динамичных, открытых всему новому. Общая атмосфера, как правило, радостная и чуть безалаберная. Но, во-первых, следует разделять два понятия. «Молодой коллектив» и «коллектив молодых» — совсем не одно и то же. Фирма может состоять сплошь из людей, не достигших 30 лет. Но при этом иметь солидную историю существования. Люди создавали общее дело, за несколько лет совместной работы они сплотились, выработали свой стиль отношений. Да, он может быть абсолютно неформальным. Но при этом коллектив закрытый и новому сотруднику вряд ли позволят вести себя как старожилам. Во‑вторых, каким бы приятным ни было общение, никто не позволит ставить его во главу угла. На первом месте в любой уважающей себя команде — интересы дела. Не надо думать, что, если ты посещаешь те же клубы, что и остальные, и вообще кругом своя, тебе простят некомпетентность. И о субординации забывать не стоит. Всеобщая демократичность — до некоторой степени игра. Начальник в любом случае остается начальником. И если ты не поймешь этого сама, готовься к тому, что напоминание может быть довольно жестким и по форме, и по сути.
Было бы большой ошибкой считать, что если коллектив состоит из сотрудников одного возраста, то в нем все равны. Когда люди объединяются в группу, обязательно происходит распределение социальных ролей. Некоторые из них трудно не распознать. 1. Лидер, он же босс. Впрочем, бывает, что реальное лидерство не совпадает с формальным. И настоящим «вожаком» оказывается вовсе не шеф, а, к примеру, его заместитель. 2. Приближенные. 3. «Камчатка». Но если приглядишься повнимательнее, наверняка заметишь и более тонкие оттенки коллективных отношений. В любом офисе найдется и мудрый «советчик», и всем недовольный «бунтовщик», и незаметные, но очень полезные «рабочие лошадки». А кем будешь ты? Хорошенько продумай особенности своего поведения, чтобы новая роль не оказалась для тебя неприятным сюрпризом…

Кто на старенького

СИТУАЦИЯ Тебе 30. Зеркало отражает привлекательную, уверенную в себе молодую женщину. Ты уважаемый специалист и вообще «ценный кадр». У тебя любимый преуспевающий муж, красивые способные дети. В общем, жизнь удалась и ты искренне считаешь, что 30 лет — это просто отлично. До тех пор, пока тебя не приглашают на работу в компанию, в которой средний возраст сотрудников чуть ли не детсадовский…
Ты не знаешь, как себя вести. В некоторых вопросах ты гораздо опытнее большинства сотрудников, включая и непосредственного начальника. И наверняка можешь направить каждого из новых коллег на путь истинный. Сказать или нет, что они действуют неправильно? А как попросить молоденькую секретаршу объяснить кое-какие непонятные моменты? Не станет ли она смеяться, что эта «взрослая тетенька» не знает элементарного?

Комментарий сотрудника кадрового центра

В детстве нам внушают уважение к возрасту. Вроде бы все правильно: любой воспитанный человек признает, что старики достойны почтительного отношения. Но в результате ребенок начинает считать возраст самостоятельной ценностью.
Детство заканчивается, и возникает странная ситуация. С одной стороны, девушка стремится выглядеть и чувствовать себя молодой как можно дольше. Но в то же время считает, что «взрослые» 30 лет автоматически ставят ее на ступень выше юных коллег. «Стыдно быть в подчинении у человека, который младше меня». «Нельзя признаваться 20-летней девчонке, что я, зрелая женщина, чего-то не знаю». Такие установки способны отравить жизнь в коллективе даже самому компетентному специалисту.
В нашем случае новая сотрудница должна осознать, что в рабочей обстановке ее возраст не является ни недостатком, ни преимуществом. И действовать соответственно. Ты видишь оптимальный путь решения проблемы? Так покажи его начальнику. Естественно, избегая нравоучительного тона. И желательно наедине, без свидетелей. Но не жди, что босс обязательно послушается. Ответственность лежит на руководителе, и решение он будет принимать самостоятельно. Непонятно что-то из новых обязанностей? Да, ты отличный специалист, но в этой компании ты новичок. И нет ничего стыдного в том, чтобы попросить помощи.
А как себя вести во время обеденного перерыва и на корпоративных праздниках? Естественно! Помни, что ты умная, интересная, красивая женщина. А 20-летние девушки и молодые люди наверняка не существа с другой планеты. Так что общие темы для беседы обязательно найдутся.

ПЛЮС НА МИНУС

Прежде чем сделать окончательный выбор, посмотри краткое резюме с плюсами и минусами молодых коллективов.

+ Карьерный рост. Молодые коллективы не стоят на месте. Развитие идет постоянно, появляются новые перспективы, которые зачастую могут быть просто ошеломляющими. — Отсутствие нужных деловых связей. В «обычном» коллективе ты можешь попросить старшего коллегу помочь. Буквально один звонок старому институтскому приятелю — и сложная проблема решается как бы сама собой.
+ Приятное общество. Может быть, коллеги со временем станут не только соратниками, но и друзьями. — Слишком жесткий ритм жизни. Если у тебя есть семья, ты вряд ли захочешь засиживаться в офисе до ночи. А коллеги этого могут не понять — в молодых коллективах часто принято «гореть на работе».
+ Реальный шанс наилучшим образом устроить личную жизнь. Только представь себе: вокруг десятки умных, образованных юных джентльменов. И видишься ты с ними ежедневно. — Бэби-бум среди сотрудников. Ты руководишь организацией, в которой работает множество девушек? Будь готова к массовому исходу подчиненных в декретный отпуск.
+ Возможность значительно повысить собственную квалификацию за счет фирмы. Современный молодой руководитель понимает, что запас знаний нужно пополнять постоянно. Вряд ли он станет экономить на хороших образовательных программах для сотрудников. — Груз ответственности. Среди ровесников у тебя не будет возможности в случае неудачи сослаться на неопытность и молодость.

Молодая хозяйка

СИТУАЦИЯ Тебе чуть за двадцать, но ты уже немалого достигла. Ты много училась, еще больше работала, и твоя активность-креативность не осталась незамеченной — ты стала боссом. Награда нашла героя — заслуженно. Это ты так думаешь. И начальство, которое тебя назначило руководителем молодого перспективного коллектива. А вот у самого коллектива может быть и совсем другая точка зрения. Ты полна радужных надежд, а подчиненные все видят будто сквозь черные очки: в твоем энтузиазме — беспочвенные амбиции, в непосредственности — нахальство, в настойчивости — наглость, в сомнениях — некомпетентность. Каждое твое предложение вызывает в лучшем случае иронию, в худшем — саботаж. Постепенно ты становишься нервной, подозрительной, в голосе появляются крикливые нотки, и твой бойфренд однажды раздраженно замечает, что вечная самооборона — не единственный способ общаться.

Комментарий сотрудника кадрового центра

Новый начальник — всегда стресс для коллектива, и чем моложе начальник, тем больше стресс. Поставь себя на их место: пришла какая-то, чего ждать от нее — непонятно, чем она лучше нас, креативных молодых специалистов, — тоже непонятно, и вообще почему вот Кольку Иванова шефом не назначили — он же полтора года здесь уже работает! Короче говоря, у каждого могли быть свои планы на твое место.
Ты сильно облегчишь себе жизнь, если примешь как данность все сплетни, разговоры за спиной и конкурсы на лучшую версию о том, за что ты получила эту должность. Они неизбежны, и лучшее, что ты можешь сделать, — пропустить их мимо ушей.
Но не стоит слишком рьяно браться за реформы. На одних революциях далеко не уедешь, любым нововведениям требуется стабилизация и твердая почва. Поэтому мудрый руководитель начнет не с реформ, а с подготовки почвы для них. Для этого нужно, во-первых, хорошо изучить свой коллектив, а во-вторых — укрепить в нем авторитет. Начать можно с краткой (не более пяти минут) самопрезентации: расскажи о том, кто ты такая и что собираешься делать. Многие уже после этого выступления вздохнут спокойно. Потом обязательно организуй серию личных встреч с каждым сотрудником: в ходе беседы попытайся в целом понять место и роль человека в коллективе, его планы и надежды. Так ты сможешь составить примерную «карту местности» и обнаружить «рычаги влияния». А сотрудники, в свою очередь, почувствуют, что важны и интересны тебе.
В плане укрепления личного авторитета худший способ — занять позицию «я начальник, ты дурак». Это спровоцирует открытый конфликт, и ситуация станет неуправляемой. А вот «политика открытых дверей» будет полезна всем. Обозначь проблему и дай всем возможность высказаться. Выслушай разные мнения, но решение прими сама. Если хочешь получить поддержку — нужно, чтобы тебя поняли. Поэтому старайся разумно обосновывать свои эпохальные решения. Не оправдываться, а именно объяснять. Потому что обязанность босса — ставить задачи, а выполнять их должна команда. И после нескольких грамотных решений и удачных шагов она в тебя поверит.

Благодарим сотрудника кадрового центра «Успех» Марию Вербову и директора по маркетингу Kelly Services CIS Тамару Ачбу за помощь в подготовке материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить