Персональный подход

Большинство сотрудников среднестатистической компании думают, отдел персонала только принимает на работу и увольняет, а в остальное время бесцельно тратит корпоративные запасы кофе и перегружает интернет-трафик. А действительно, за что нашим коллегам из HR-департамента выдают зарплату?

Персональный подход

Большинство сотрудников среднестатистической компании думают, отдел персонала только принимает на работу и увольняет, а в остальное время бесцельно тратит корпоративные запасы кофе и перегружает интернет-трафик. А действительно, за что нашим коллегам из HR-департамента выдают зарплату?

Зарплата рядового эйчара примерно на 12−25% выше оклада среднестатистического менеджера фирмы. Почему? Потому что в HR-департамент берут только самых морально стойких, которые будут ежедневно добиваться невозможного: от начальников — повышения бонусов для сотрудников, от подчиненных — выполнения поставленных задач. Потому что им очень часто придется отвечать: «К сожалению, в данный момент для вас вакансий нет, но мы свяжемся с вами при первой возможности!» и получать в ответ беззвучные проклятия от неудачливых соискателей… Думаешь, легко?

HRаброе сердце

Есть такая байка. HR-сотрудник говорит работнице: «Леночка, вы такой замечательный специалист, так чудесно справляетесь со своими обязанностями! Я даже не представляю, что бы мы без вас делали! Но с завтрашнего дня мы все-таки попробуем!»
Хороший эйчар ничего не боится. Если надо сказать человеку об увольнении, он так и скажет, глядя прямо в глаза. Правда, назовет это красиво — «аутплейсмент» и так все развернет, что сотрудник даже обрадуется. Российские менеджеры пока еще не переняли западную традицию обставлять свое увольнение как праздник, поэтому организовывать проводы сотрудников с шампанским, конвертиками и букетами приходится эйчарам. Действительно, ведь человек уходит на новую работу, растет и развивается. Значит, старая работа должна выразить ему благодарность за годы, отданные ей (а если сотрудник увольняется не по своей воле, а по вежливой просьбе руководства — что ж, и это расставание не должно выглядеть трагическим).
Но одно дело — переход из фирмы в фирму, и совсем другое — настоящий аутплейсмент, одна из обязанностей HR-отдела. Иными словами, того сотрудника, которого мы потеряли, мы будем опекать: пригласим психолога (утешить после увольнения), устроим на тренинги по специальности (и оплатим их), составим рекомендательные письма, отформатируем резюме, разошлем его будущим работодателям. Ничего удивительного: многие компании действительно берегут своих даже бывших и даже не самых талантливых сотрудников. А если человек покинул фирму по своей воле, эйчар будет следить за его карьерой, периодически звонить и писать мейлы, справляться о здоровье и поздравлять с днем рождения, приглашать на корпоративный Новый год и присылать сувениры на юбилей компании. Сохранять контакты с бывшим персоналом не глупо, а очень даже полезно: ценный кадр может захотеть вернуться в такую доброжелательную компанию и приносить ей вдвое больше пользы, может посоветовать своих бывших работодателей своим друзьям, таким же успешным и креативным, может привести в бывшую фирму новых клиентов.

HRестоматия профессии

План отпусков, табель по учету рабочего времени, штатное расписание — эти страшные слова пришли к нам из того времени, когда HR-департамент называли без затей отделом кадров. И тогда, и сейчас все социальные проблемы сотрудника полностью перекладываются на совесть эйчара.
Без графика отпусков бухгалтерия в полном составе может улететь к морю в июле, под закрытие баланса, а под Новый год в компании не окажется ни одного сисадмина. Чтобы составить этот документ, хороший эйчар попросит глав других департаментов спросить своих сотрудников об отпускных планах. Не очень хороший и не очень грамотный эйчар составит график в приказном порядке (Иванов отдыхает в августе, Петров — в ноябре). Кстати, многие крупные компании пользуются вторым вариантом умышленно: это обоснованно для самых стрессовых профессий (сейлзы, эккаунт-менеджеры). Без директивы свыше эти сотрудники могут забыть про отдых, заработать глубокую депрессию, синдром хронической усталости и надолго выйти из строя.
Теперь предположим, коллектив хочет после работы плавать в бассейне с морской водой. Или по выходным учиться танцевать сальсу и играть в пейнтбол. Эйчары собирают эти заявки, рассматривают и… иногда пытаются воплотить в жизнь. Чаще — объясняют, почему из этого ничего не выйдет, и предлагают альтернативные варианты. Кроме того, им приходится решать вопросы медобслуживания сотрудников (если фирма оплачивает их лечение), страхования во время командировок и отпусков. Список можно пополнить дресс-кодом, правилами поведения в компании, кодексом общения с клиентами и еще десятком документов, которые HR-отдел придумывает и рассылает по компании. По опыту — больше половины нововведений остается на бумаге, остальные дорабатываются и претворяются.

СКОЛЬКО СТОИТ HR

Данные приведены по среднерыночной стоимости персонала для крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Барнаул, Екатеринбург и пр.), в глубинке эта цифра на 15−25% ниже.

Компании численностью до 100 чел.: менеджер по персоналу — $650−1100, директор по персоналу — $1500−2200.

Компании численностью 100−350 чел.: менеджер по персоналу — $700−1500, директор по персоналу — $1500−3000.

Компании численностью свыше 350−500 чел.: менеджер по персоналу — от $1000, директор по персоналу — $1800−4500.


ЧЕГО ХОЧЕТ РЫНОК

Запрос на востребованного эйчара:

опыт свыше 4−5 лет в эйчаре;

работа в средних и крупных (свыше 250 человек) компаниях, преимущественно с западным менеджментом;

опыт формирования корпоративной культуры;

разработка систем материальных и нематериальных поощрений персонала;

опыт работы с молодыми специалистами и сопровождения их карьеры внутри компании;

отличное знание трудового законодательства РФ.

HRанитель традиций

Отдельная тема разговора — творческая работа эйчаров, назовем ее «эйч-арт». Если у журналиста творчество — это репортаж, у художника — полотно, то для эйчара объектом креатива остается рядовой сотрудник фирмы. «Сейчас мы, Шарик, из тебя ездовую собаку сделаем!» — под этим лозунгом начинается эйч-арт. По науке это называется «дизайн карьеры»: разработать для каждого персональную, с учетом всех пристрастий и особенностей, программу профессионального и личностного роста. Многие компании предлагают персоналу этот путь с первого дня на работе: вот твои перспективы через год, вот — через пять лет, а в этой точке ты можешь уже стать топ-менеджером. Сотрудник сам определяет, следовать ли намеченной программе, а эйчар может подталкивать, мотивировать, тестировать…
Аттестация профпригодности — еще одна обязанность эйчаров. Во‑первых, вместе с другими главами департаментов нужно разработать тесты, опросники, бизнес-кейсы. Затем персонал нужно подготовить: устроить тренинг, провести мастер-класс, позвать известного бизнес-гуру на лекцию. А после тестирования нужно не только посчитать набранные баллы (с этим справится компьютер), но и побеседовать с каждым сотрудником, чтобы выяснить: ради чего он трудится? чего хочет достичь? кем себя видит? не лучше ли — в другой отдел (в командировку, на МВА за счет компании)?

виHRи враждебные

Эти вихри веют над нами, стремясь переманить опытных, грамотных, трудолюбивых сотрудников. Но хороший эйчар всегда помнит выражение «Бог велел делиться». И если в компании есть безусловно ценный кадр, то почему бы не одолжить его на время фирме-партнеру? На языке эйчаров это называется «лизинг персонала». Чаще других в аренду «сдают» финансовых аналитиков, юрисконсультов, бренд-менеджеров, экспертов по налогообложению. Срок аренды обычно измеряется в месяцах, трудовая книжка сотрудника остается в компании, но работает он при этом на двоих хозяев (и это выгодно сказывается на зарплате), а за успехами работника (и за тем, чтобы его не переманили с основного места) зорко следит эйчар.
В небольших компаниях HR-департамент нередко работает как пресс-служба — общается с журналистами, организует интервью своих сотрудников, рассылает релизы; как event-координатор — устраивает корпоративные вечеринки, придумывает сценарии на Новый год и 8 Марта. Кроме того, в обязанности эйчаров входят рассмотрение резюме, телефонные интервью, собеседования и тестирование кандидатов, оптимизация штатного расписания и составление должностных инструкций. Впрочем, об этом ты наверняка догадывалась и раньше, так что незачем тратить на это твое время. Но теперь ты знаешь, что это всего лишь цветочки на обширной эйчарной фазенде. А ягодки — что ж, за такие ягодки не жалко платить такую зарплату, правда?

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить