Окна роста

Руководству любой фирмы хочется иметь сайт, «окна» которого клиенту не хотелось бы закрывать. К сожалению, действительно удачных страничек в Рунете не так много. Сказывается нехватка золотых рук дизайнеров и мудрых решений заказчиков… Рискнешь взять этот web-бизнес в собственные руки?

Окна роста

Руководству любой фирмы хочется иметь сайт, «окна» которого клиенту не хотелось бы закрывать.
К сожалению, действительно удачных страничек в Рунете не так много. Сказывается нехватка золотых рук дизайнеров и мудрых решений заказчиков… Рискнешь взять этот web-бизнес в собственные руки?


Если слава Артемия Лебедева давно не дает тебе покоя и до дрожи в коленках хочется встречать в нижнем уголочке красивых сайтов свою фамилию и логотип, считай, ты уже на правильном пути. Прибавляем к твоему настрою парочку умелых web-дизайнеров, толкового клиентского менеджера, некоторый стартовый капитал… И, казалось бы, дело в шляпе! Отнюдь.

ДОКУМЕНТЫ НА СТОЛ!
Web-студию лучше всего регистрировать как ООО. Займись регистрацией юридического лица, собери все учредительные документы и получи свидетельство о регистрации, а затем:
* займись постановкой на налоговый учет;
* заведи учетный номер в Пенсионном фонде;
* открой расчетный счет в банке;
* позаботься о справках из Санэпиднадзора и Управления пожарного надзора;
* не забудь подготовить договор аренды помещения (в случае если ты решила снять офис).

Куй железо!
Спешим обнадежить: действительно достойных конкурентов в этой нише рынка у тебя будет мало. Тем не менее в России работают несколько тысяч web-мастерских среднего масштаба и десятки тысяч мелких. Виртуальный бизнес может обернуться вполне осязаемыми трудностями.
Но для начала все-таки хорошие новости. Прежде всего для web-мастерской можно не искать специальное помещение. Особенно на первых порах. Ведь начинать этот бизнес можно в домашних условиях, и каждый дизайнер, и верстальщик, и ты сама можете не выходить из собственных квартир, поддерживая связь через все тот же Интернет. Правда, есть одно «но». Выглядит это не слишком солидно. Если же твой первый клиент увидит, что ты разговаривариваешь с ним в личном кабинете с кожаными креслами, что твои сотрудники сидят в хорошо вентилируемом помещении, у всех есть свой ЖК-монитор и оптическая мышка — он, клиент, будет впечатлен! Только от тебя зависит, готова ли ты воплотить эту райскую мечту в действительность. Разумеется, это заметно отразится на размере стартового капитала.
Есть и более важные вещи. Web-мастерская невозможна без качественного железа и софта. Кстати, привыкай к терминологии. Железом в IT-сфере ласково называют компьютеры, то есть системные блоки, материнские платы, всяческие DVD- или на крайний случай CD-rom'ы и прочие запчасти современного компьютера. А софтом кличут программное обеспечение для твоих железяк. С одной стороны, не хочется ежемесячно скупать все «железные» новинки, тратиться на лицензионные версии всех необходимых программ. С другой — работать на старом оборудовании так же неприятно, как водить потрепанную «копейку». Скорее всего, тебе понадобятся разумные консультанты по вопросам оборудования, которые, кстати, могут войти в штат твоей фирмы в качестве администраторов: кому-то придется поддерживать железо в перманентно здоровом состоянии и следить за апдейтами (обновлениями) софта.

СРОЧНО В НОМЕР!
В любом бизнесе важно соблюдать дедлайны и укладываться в сроки. Имей в виду, что, по статистике, около 80% рабочего времени тратится на согласование деталей работы с заказчиком. Каждый пиксель может быть подвергнут критике, и чем солиднее твой клиент, тем дольше будет процесс принятия решения. Зная это, планируй сроки своих работ. Если какое-то техническое задание ты готова выполнить за два-три дня, умножь их на 5, чтобы получить реальный срок работы.

Гениальные просто!
Раз уж речь зашла о персонале, добавим дегтя и сюда. На рынке труда ты без особых усилий найдешь опытных верстальщиков и программистов. С топ-персоналом, то есть с дизайнером, гениальным по своей креативности, тоже проблем не будет (наверняка эту роль возьмет на себя твой знакомый web-маэстро или ты сама). Сложности начнутся, когда ты будешь нанимать персонал среднего звена, то есть пчелок-дизайнеров, которые будут воплощать в жизнь идеи гения и пожелания заказчика. Между нами, свободных web-мастеров в России найти трудно, все неплохо зарабатывают на своих местах. Тебе придется перекупать их, используя все свое обаяние и знание основ хэдхантинга.
Проблема с творческими людьми виртуального пространства стоит особенно остро. Признаться, качественных школ дизайна у нас мало, объективно хороших специалистов немного, от чего страдает не только web-рынок, но и архитектурный дизайн (смотрим на новостройки — и ужасаемся…), и рекламный рынок (на рекламных отбивках по ТВ судорожно хватаемся за пульт, плакаты в метро и на улицах гордо игнорируем…). Так что любой самородок оценивается в каратах, а тот, кто научился web-дизайну по книжкам, мгновенно метит в гении.
Охоту придется объявить и на толкового клиент-менеджера, специалиста по продажам. Должен же кто-то рассказать миру о тебе! Этот сотрудник должен быть хорошим «бегуном» — придется перемещаться между потенциальными заказчиками; дипломатом и психологом — клиента нужно очаровать; переговорщиком — требуется обсудить все детали и оформить бумаги с ювелирной точностью; и, наконец, он должен блестяще владеть делопроизводством. Вести весь бизнес только в виртуальной плоскости не советуем: лучше заранее записать все пожелания клиента, предугадать и запротоколировать все возможные спорные ситуации (чтобы потом не разбираться, откуда на главной страничке взялась эта глупая картинка и кто должен платить за то, чтобы ее убрали!). Документооборот будет объемным, разногласий — сотни, и лучше, чтобы все было на бумаге и под рукой. Определи, справится ли с этим один человек, или надо нанимать нескольких. Если ты сама занимаешься дизайном, передай менеджерские обязанности другому.

ПРОДВИНЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
Если простого web-дизайна тебе кажется мало, предложи своим клиентам еще одну услугу — продвижение сайта в Интернете и его маркетинговый аудит. Это:
* Оценка посещаемости сайта. Насколько аудитория заинтересована в сайте и информации, на нем приведенной? Сколько обращений, по каким запросам и через какие поисковые системы происходит за день? Ты сможешь показать клиенту, насколько популярен его ресурс, на что обращают внимание его посетители, и предложить, что можно изменить, чтобы расширить аудиторию.
* Конкурентный анализ. Сколько аналогичных сайтов (по контенту) есть в Сети? Какова их популярность? За счет чего добиваются успеха? В чем проигрывают? Твой заказчик получит порцию рекомендаций, как улучшить свой сайт и переманить к себе часть чужой аудитории (своих потенциальных клиентов!).
* Оценка удобства сайта и его видимости. Представлен ли сайт в тематических каталогах? В каких поисковых системах проиндексирован? Кем случайно забыт? Работают ли ссылки на сайт? Удобно ли пользоваться сайтом, как выстроена навигация? Нужна ли посетителю вся информация, размещенная на сайте? Чего не хватает? После такого анализа клиент вновь получает свежие разведданные о том, успешен ли его ресурс и что на нем можно поменять.

Большие маневры
Пожалуй, самая серьезная головная боль для всех, кто создает и продвигает сайты, — отсутствие нормальной политики ценообразования. Проще говоря, за один и тот же сайт с одним и тем же техническим заданием клиент может заплатить тысячу и 10 тысяч долларов. Обычно схема согласования цены выглядит так. Молодой и амбициозный дизайнер говорит: «Я хочу за свою работу $30 тысяч». Менеджер по работе с заказчиком доносит эту новость клиенту. Тот, безрадостно поджав губы, отвечает, что его бюджет позволяет заплатить только $5 тысяч. После долгой дискуссии — в зависимости от запросов фирмы, амбиций дизайнера, терпения менеджера и неуступчивости заказчика — подписывается договор на $10 тысяч. При этом каждая сторона чувствует себя в выигрыше.
Оценить интеллектуальный труд сложно, а именно он составляет половину бизнеса. Расценки за верстку сайта или за индексацию в поисковых системах, то есть чисто за технические задачи, установить нетрудно. Некоторые компании рассчитывают цену на свои услуги так: суммируют все технические условия проекта (построение сайта, изготовление контента, раскрутка его в Сети и т. д.), добавляют наценку за работу менеджера, а затем накидывают процент от общей суммы за работу «креативщика». В зависимости от его талантов эта наценка может достигать половины общей суммы.
Еще до того, как позвонит твой первый клиент, совершенно нелишне подумать о том, как себя с ним вести. Клиентская политика — священный документ для каждого бизнеса. В ней можно заранее проговорить, как ты будешь вести себя с заказчиком, на какие уступки и ради кого сможешь пойти, а чего не будешь допускать даже за очень большие деньги. Клиенты — существа довольно противоречивые. Сегодня захотели, чтобы на их сайте красовалось большое разноцветное яблоко, а завтра увидели его и поняли, что с Apple им не тягаться, и возмутились, что дизайнер не предупредил о возможном плагиате… Несмотря на подстраховку (заранее в договоре прописывай пункт «Разрешение конфликтов»), тебе придется смириться с тем, что web-студия работает подневольно. Каким бы гением ни ощущал себя главный дизайнер, заказывать музыку будет клиент. Если он захочет видеть на сайте ярко-красный фон и крупные желтые буквы на нем — рисуй то, что он просит, или расторгай контракт и плати клиенту неустойку. Ты можешь взывать к разуму, к чувству меры, к тенденциям моды — он все равно будет настаивать на своем. Потому что клиент всегда прав. И не только в этом бизнесе!

РАСХОДЫ И ДОХОДЫ
СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ
Начальный этап: не менее $3−4 тыс. В эту сумму войдет покупка оборудования (компьютеров, программного обеспечения, телефонов, факса, бумаги) и прочих необходимых для ведения полноценного бизнеса вещей. Сюда же добавь затраты на регистрацию юридического лица. Сумма увеличится, если потребуется вносить арендную плату, делать ремонт, подбирать персонал через рекрутеров. Затраты можно свести до минимума, если ты решила обойтись надомными работами: в этом случае компьютер, телефон и выход в Интернет уже есть у каждого твоего работника. Свободные деньги пойдут на регистрацию компании и рекламные нужды.
ОКУПАЕМОСТЬ БИЗНЕСА
Не менее 2−3 месяцев, в среднем — около полугода.

Благодарим Кирилла Готовцева, директора московского представительства компании «Интернест», сотрудников портала www.axiom.ee и Алексея Ионкина, директора компании «Импекс дизайн», за помощь в подготовке материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить