Офисный плагиат

Дарья Корж выясняла, как бороться с офисными «воришками» идей и стоит ли игра свеч.

Офисный плагиат

Офисный работникСостав преступления

По статистике, почти каждый второй работник хотя бы раз в жизни становился жертвой офисного плагиата. Заимствование идей обычно практикуется в коллективах с высокой внутренней конкуренцией. Если руководство тайно или явно поощряет сотрудников соревноваться друг с другом, офис превращается в настоящие джунгли, где каждый борется за выживание и пытается столкнуть другого с карьерного баобаба.

В коллективах с нормальной атмосферой случаи присвоения чужих заслуг, если и встречаются, то исходят от отдельных нечистых на руку личностей. Здесь, как при гриппе, стоит заболеть одному, и вредные флюиды пойдут гулять по офису. Почувствовала «первые признаки эпидемии», витающие в воздухе, поступай, как советуют врачи: избегай мест массового скопления идей. Совещания, мозговые штурмы, конкурсы, собственно, и направлены на выявление интересных мыслей. Вопрос лишь в том, кто будет почивать на лаврах. Нет уверенности, что креатив оценят по заслугам, — бери паузу. Лучше прослыть тугодумом, но выкладывать мысли начальнику тет-а-тет, чем судорожно пытаться вывести вора на чистую воду: «Простите, это не вы взяли мою идею? Она где-то тут лежала». Метод «молчать и слушать», который некогда предлагал профессор Преображенский своему Шарикову, отлично работает в любом коллективе.

Наказание будет?

HR-специалисты советуют оценивать «тяжесть преступления» по тому, как часто оно происходит: если случаи кражи единичны, то отстаивать свои права бессмысленно. Если же это происходит постоянно, стоит осадить «расхитителя», пока дело не зашло слишком далеко. Но выбирать вид наказания придется самостоятельно, ведь закон крайне неоднозначен в вопросах плагиата.

Четыре сотрудницы рассказали, как они дали отпор офисным плагиаторам, а Юлия Денесюк, специалист департамента развития бизнеса холдинга «Империя кадров», прокомментировала истории.

КОЛЛЕГА ПРОТИВ КОЛЛЕГИ

Юрист Инна делила кабинет с Верой, специалистом по корпоративному праву. Отношения у девушек сложились дружеские, за совместными чаепитиями они часто обсуждали работу. Скоро Инна начала замечать, что некоторые ее идеи выходят за пределы кабинета раньше, чем она успевает донести их до начальства. Ее коллега Вера могла сболтнуть шефу, что придумала новый порядок реализации активов, забыв о том, что идею документа ей час назад рассказала Инна. На совещаниях более активная Вера легко жонглировала неосторожно высказанными Инной мыслями под одобрение босса, а Инна кусала от злости губы. Когда за очередную задумку Инны начальник премировал Веру, «жертва кражи» осознала, что надо менять ситуацию.

С этого момента Инна вежливо отклоняла предложения коллеги отнести документы шефу, стала убирать со стола бумаги, не предназначенные для чужих глаз, а за чаепитиями обсуждала новинки кино. К тому же у нее появилась привычка приберегать интересные мысли и самостоятельно преподносить их боссу на совещании. Начальник оценил инициативность Инны. Ее премию девушки отмечали вместе.

Комментарий специалиста:

То, что героиня перестала обсуждать идеи с коллегой, правильный шаг. Тем самым она корректно «отстранила» приятельницу, не испортив с ней отношения. Рекомендую не смешивать дружбу и работу, особенно это касается тех сотрудников, кто равен по статусу и трудится на одном профессиональном направлении. Обсуждайте все, что не касается работы. Это полезно и для отношений (у коллеги-друга не возникнет искушения использовать чужую идею), и для здоровья (важно уметь переключаться).

ПОДЧИНЕННЫЙ ПРОТИВ БОССА

Анастасия, аналитик отдела продаж в издательстве, предложила начальнице ввести новую фэнтези-серию книг. Идея была принята на ура. Начальница поручила Насте разработать новый проект, который потом лично представила генеральному директору. Но не потрудилась рассказать, кто именно все это придумал.

Настя решила восстановить справедливость. Она дождалась, пока начальница уйдет в отпуск, и добилась встречи с генеральным директором под предлогом обсуждения новой серии. Как бы между делом Настя рассказала о своей роли в новом проекте, подкрепив слова документами. Директор пообещал разобраться в ситуации, по итогам квартала Насте даже выписали премию. Вот только вернувшаяся из отпуска начальница не одобрила инициативу сотрудницы. «Она стала придираться ко мне по любому поводу, — вспоминает Настя, — доходило до того, что утром встречала меня в кабинете с секундомером в руке и за пятиминутное опоздание распекала при всех!» Под пристальным наблюдением Настя проработала еще два месяца, после чего уволилась.

Сейчас она трудится в конкурентном издательстве и с большой осторожностью инициирует новые проекты. «Прежде чем вынести идею на суд начальства, я тщательно собираю документацию, — комментирует Настя. — Сохраняю все копии в специальной папке, по возможности ставлю свою подпись не только на каждом документе, но и на каждой странице. Прошу разрешения лично представить проект высшему руководству, мол, только я как разработчик смогу ответить на все вопросы. Кому-то я покажусь параноиком, но мне хочется застраховать себя от несправедливости в будущем».

Комментарий специалиста:

«Когда заслуги присваивает начальник, это обидно, но, реагируя, следует соблюдать меру. Не стоит нарушать субординацию, чаще всего такое „перепрыгивание“ через ступеньку плохо заканчивается. Я бы посоветовала сотруднику, оказавшемуся на месте Анастасии, спустить руководителю с рук его неблаговидный поступок и тем самым избежать дальнейшего конфликта (если в остальном работа устраивает). Но впредь стоит быть осторожнее, высказывать предложения и идеи в урезанном виде, аргументируя тем, что проект пока „сырой“, и ты сможешь представить его полностью только на общем совещании перед основным руководством. Другой вариант — рассказать боссу об одной идее, а на общем смотре представить несколько вариантов.

Героиня истории выбрала правильный подход к дальнейшей работе, правда, подписи на всех документах — это уже лишнее. Достаточно быть внимательной и не допускать утечки важной информации».

ФИРМА ПРОТИВ КЛИЕНТА

К Наталье, которая только начала работать директором PR-агентства, обратился клиент с крупным заказом. Наталья разработала подробный план поддержки события, указала необходимые контакты. Заказчик сказал, что передумал сотрудничать. Более того, он так и не внес оговоренную предоплату и перестал отвечать на звонки. Скоро через знакомых Наталья узнала, что клиент, уже в одиночестве, продолжил работу по ее плану. «Я ужасно разозлилась, — вспоминает Наталья, — и решила отомстить мошеннику!» Сумма гонорара была небольшой, поэтому обращаться в суд не было смысла. С помощью все тех же знакомых Наталья собрала информацию о недобросовестном заказчике и выяснила, что у него большая задолженность перед налоговой службой и собственными сотрудниками. «Тогда я разослала всем, кому только могла, письма, в которых намекнула, что с этим клиентом лучше не иметь дело, — рассказывает Наташа. — Клиент получил, что хотел: бесплатную PR-кампанию. Пусть и черную». Столкнувшись с отказами в других фирмах, заказчик исчез с делового горизонта. О дальнейшей судьбе его предприятия ничего неизвестно.

Комментарий специалиста:

Подобные ситуации часто происходят с людьми творческих профессий. Особенно это касается фрилансеров, выполняющих работу авансом, без предварительной оплаты. Героиня истории придумала интересный ход — антиреклама нередко окупает себя. Но есть возможность некрасиво выставить себя в глазах других.

Советуем наводить о клиентах предварительные справки. Все договоренности закреплять документально. Показывайте проекты в неполном виде, напирайте на то, что презентуете проект в развернутом виде только после подписания договора.

БОСС ПРОТИВ ПОДЧИНЕННОГО

Алена основала турагентство и пригласила подругу Катю своим заместителем. Через год Катя заявила, что давно мечтала о собственном салоне красоты и ушла. А постоянные клиенты на предложения Алены стали туманно отвечать, что у них появились другие варианты. Спустя некоторое время выяснилось, что Катиным «салоном» оказалось турагентство, в которое девушка благодаря украденной клиентской базе переманила многих. «Неделю я сидела дома в печали, — вспоминает Алена, — думала, что делать». Выход нашелся сам собой: знакомый, вернувшийся из Таиланда, с таким восторгом рассказывал о стране, что Алена решила обратить внимание на азиатское направление. Сейчас ее фирма процветает.

Катя тоже продолжает трудиться на туристическом рынке, но, по слухам, ее дела идут хуже. «У меня слишком много работы, чтобы думать о мести, — говорит Алена. — Но теперь я сама контролирую работу офиса и никому не доверяю клиентскую базу — когда все идеи в одной голове, украсть их невозможно».

Комментарий специалиста:

«Алена правильно решила проблему. Я бы посоветовала впредь обезопасить себя заранее. Так, например, можно внести в трудовой договор пункт о привлечении сотрудника к ответственности в случае незаконного использования интеллектуальной собственности компании. И никогда не стоит открывать работнику доступ ко всем данным, даже если полностью уверена в нем».

Под защитой

Вадим Колосов, Член Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности: «За плагиат грозит штраф до 200 000 руб. или арест на срок до 6 мес. (ч. 1 ст. 146 УК) — если действия по присвоению авторства причинили правообладателю ущерб не менее 50 000 руб. Если создание любых творений входит в должностные обязанности, право на их использование принадлежит работодателю. Ты сохраняешь за собой право признаваться автором и право на использование произведения с указанием твоего имени. Не хочешь столкнуться с „присвоением заслуг“ — до сдачи проекта сохраняй рабочие материалы и финальную версию. И помни: закон об авторском праве на идеи не распространяется. Идее нужно придать форму — тогда она и станет объектом правовой охраны».

ТЕКСТ: Дарья Корж

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить