Общественно полезна

На работе лучше приносить пользу, чем вред. Так вот. Я люблю малосольную семгу. Еще я люблю свою коллегу N. Но когда третий день подряд наблюдаю изможденную плоть семги на усохшем бутерброде на столе коллеги N, ничего, кроме раздражения, они (семга и коллега) у меня не вызывают.

Общественно полезна

На работе лучше приносить пользу, чем вред. Так вот. Я люблю малосольную семгу. Еще я люблю свою коллегу N. Но когда третий день подряд наблюдаю изможденную плоть семги на усохшем бутерброде на столе коллеги N, ничего, кроме раздражения, они (семга и коллега) у меня не вызывают.

Согласно толковому словарю, этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определенных условиях. Так что это сплошная условность по определению. Поэтому в каждой компании свои границы дозволенного, и ширина их зависит от корпоративной культуры, которая в свою очередь обусловлена спецификой фирмы. Например, споры до звона стекол и творческий беспорядок на столах, которые могут считаться нормой в рекламном агентстве, абсолютно неприемлемы в финансовой организации.
Но главная цель офисного этикета (сейчас ты удивишься) совсем не в том, чтобы сделать наше пребывание на работе приятным и невредным для нервной системы. А в том, чтобы мы трудились максимально эффективно, а это возможно только в атмосфере взаимного уважения и позитивного психологического климата. Неумолимая статистика утверждает: 88% конфликтов на работе вызваны нарушением служебного этикета. Четко определенные правила поведения помогают избежать досадных промахов или сгладить их цивилизованными способами. Бизнес-поговорка гласит: хорошие манеры — хорошие деньги.

ЧЕСТЬ МУНДИРА
КАК БЫВАЕТ: "Наш исполнительный директор — женщина молодая и симпатичная. Поэтому, наверное, она и предпочитала молодежный стиль в одежде — топики, мини-юбочки, цветочки-горошки. Однажды ей что-то понадобилось у секретаря на ресепшн, пока та отсутствовала, а в это время приехал недавно назначенный босс из штаб-квартиры, который никого еще здесь не знал. «О, — говорит, — пока я генерального жду, вы мне кофе сделайте. И на 15.00 закажите такси. Все ясно?» Она остолбенела. А на следующий день пришла в костюме а-ля Чикаго тридцатых годов".
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: Деловой стиль — это необязательно костюм. Главное — соответствие внешнего облика характеру твоих занятий и занимаемой должности. Ты когда-нибудь видела фитнес-инструктора на работе в строгом пиджаке? Согласуй свой стиль с корпоративной культурой компании. Присмотрись к лидерам, ведущим менеджерам, если хочешь, чтобы тебя воспринимали всерьез, придется соответствовать.
МОМЕНТЫ:
~ Соблюдай главный принцип: «Ничего лишнего!» Это касается и одежды, и макияжа.
~ Поверь, для сильного пола не вопрос, что интереснее — вырез твоей откровенно расстегнутой блузки или экран монитора. Если твой босс — мужчина, он может разозлиться вдвойне: ты отвлекаешь от работы и других, и его. Потому что нельзя быть на свете красивой такой. По крайней мере, в офисе.
~ Помни, что колготки имеют обыкновение рваться в самый неподходящий момент, — держи запасную пару в столе.
~ Если ты ездишь на работу на велосипеде или роликах (или если у тебя утром не остается сил, чтобы навести деловой марафет), переодевайся на работе! А вот где именно, решай сама.

АРОМАТЕРАПИЯ
КАК БЫВАЕТ: «Бухгалтерия у нас — это маленькая комнатка, где сидят пять человек. А главбух — дама, неравнодушная к мощному парфюму, который она любит по нескольку раз в день освежать. Ничего не поделаешь, приходилось терпеть. А тут пришла к нам новая ассистентка. И вот наша гранд-дама в очередной раз перед обедом прыскает на себя духами, мы привычно зажимаем носы, а новенькая вдруг краснеет, бледнеет и… сползает под стол. Пришлось вызывать „скорую“. Оказалось, у нее аллергия на какой-то ароматический компонент».
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: Так уж получилось, что неприятные запахи переносить труднее всего. Глаза можно закрыть или отвернуться, уши — заткнуть, а дышать в любом случае надо. Воинственно политкорректные американцы вообще запрещают применение сильных ароматов в публичных местах, приравнивая духи к сигаретному дыму. Это, конечно, не наш метод. Но на рабочем месте ничего распылять нельзя — ни духи, ни лак для волос, ни — упаси боже! — поправлять маникюр. Если это совершенно необходимо — выйди в туалет. Хотя некоторые скорее согласны терпеть самый невыносимый парфюм, чем «натуральные» запахи тела, не знакомого с дезодорантом. Но это уже вопросы не офисного этикета, а элементарной гигиены.
МОМЕНТЫ:
~ Помни, что запахи — это не только духи. Пищевые еще хуже. Есть на рабочем месте вообще неприлично, а горячую или пахучую еду — вдвойне (особо стоит отметить шаурму, самсу и растворимую лапшу). Только представь себя на месте голодных или аллергичных коллег!
~ Убеди начальство в том, что на кухнях, в комнатах отдыха и туалетах обязательно должен быть освежитель воздуха. И всем необходимо его регулярно использовать.

А у вас?
Участницы Cosmo-форума делятся наболевшим:

«Один сотрудник пьет чай, хлюпая, и после глотка говорит „кхаааа“ на весь офис».
«У нас один кадр пьет разведенное сухое молоко. А так как он не умеет его культурно размешивать, то его „калапуц-калапуц“ раздается по всему офису».
«Моя помощница может просто сидеть и смотреть на меня не отрываясь минут десять».
«Секретарша все время что-нибудь ест. Да еще и причмокивает! В те редкие секунды, когда она не жует и не чмокает, она начинает щелкать языком!»
«Подходит коллега, присаживается. В процессе разговора берет у меня из рук надгрызенный сухарик, а потом и кофе из моей чашки пить начинает».
«У нас одна дама вздыхала весь рабочий день: „о-хо-хо“, „умираю“ и все в таком духе».
«Один товарищ не только сам стал комментировать мой телефонный разговор, но и весь офис подключил. Мои проблемы обсуждались еще полчаса…»
«Коллега обожала громко подпевать радио, не попадая в ноты. Самое смешное, что другие громко восхищались ее пением!»
«Как я ненавижу, когда кто-нибудь покупает сухарики: „хрум-хрум-хрум“, да еще и сядет за стол напротив меня!»
«Раздражает, когда в лифт влезают только для того, чтобы спуститься вниз на один этаж».

ГОРА С ПЛЕЧ
КАК БЫВАЕТ: «Один мой коллега любил складировать у себя на столе нужные и ненужные вещи. Причем норовил и соседний (то есть мой) стол завалить! Постоянно находила у себя его пустые пачки от сигарет, ломаные ручки, использованные одноразовые стаканчики. Однажды прихожу на работу и застаю картину: сидит шефиня за его столом и разбирает весь этот хлам! Он, когда явился, застыл с открытым ртом. А она молча повыбрасывала все, что сочла ненужным, рабочие документы и папки забрала с собой и удалилась, так и не сказав ни слова. Теперь порядок он наводит чаще — и всегда по утрам».
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: Если у тебя «творческий беспорядок» на столе, это вовсе не значит, что ты неорганизованна и ненадежна. Но твое начальство и коллеги думают именно так. По статистике, 80% «нужных» бумаг на твоем столе уже никогда тебе не понадобятся. То же самое с компьютерными файлами. На те, которые ты не хочешь обнародовать, ставь пароль. А вообще, любой сотрудник в твое отсутствие должен легко находить нужную информацию, сохраненную тобой в общей сети. Поэтому используй понятные названия файлов и папок. Или никогда не ходи в отпуск.
МОМЕНТЫ:
~ Помнишь товарища Жеглова? Все папки на столе держи закрытыми, а документы приучись класть «лицом» вниз.
~ В словосочетании «рабочее место» главное слово — «рабочее». Трогательный котенок на мониторе, любимая фотография и мягкие игрушки рядом, возможно, и поднимают настроение, но при этом говорят о том, что тебе неуютно во враждебной офисной среде. Зачем афишировать свои слабости и личные пристрастия?
~ Некорректно держать на столе календари, ручки, ежедневники и т. п. с чужой рекламой, а тем более если это реклама конкурентов!

ЗВОНОК ДРУГУ
КАК БЫВАЕТ: «Забывчивая сотрудница очень любила оставлять свой мобильный в самых разных местах. Уйдет на другой этаж, а он как начнет трезвонить! После нескольких приступов раздражения кому-нибудь из отдела приходилось бросать работу и бегать искать ее по всему зданию, чтобы отдать этого орущего монстра! Как-то один молодой человек взял и ответил на очередной звонок: мол, она отошла, что передать. После этого мисс Рассеянная больше не оставляла телефон: как выяснилось позже, звонил ее ревнивый муж».
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: В офисе твой мобильник имеет право только мигать и вибрировать. Контролируй громкость собственного голоса: замечено, что по сотовому люди обычно говорят гораздо громче, чем надо. И даже во время общения по служебному телефону часто мы неосознанно подстраиваемся под тон собеседника, который плохо слышит, и начинаем почти кричать. Лучше перезвонить. А что касается тем разговора… Ну покажите мне человека, который никогда не разговаривает на работе о личных делах! Если ты не хочешь делать содержание этих бесед достоянием общественности, выходи из общей комнаты. А если тебе звонят, когда ты на совещании, то это вообще железное правило.
МОМЕНТЫ:
~ Трубку положено снимать через два, максимум три звонка. Громкость звонка поставь на минимум. Мобильный — на виброрежим.
~ Постарайся не пользоваться громкой связью, а если это необходимо — опять же сведи громкость к минимуму. Для сеансов конференц-связи больше всего подходит переговорная.
~ Доказано, что активность восприятия снижается через 3−4 минуты телефонного разговора. Поэтому по делу разговаривай не более 5 минут. При равном статусе собеседников беседу должен закончить тот, кто позвонил. Но если ты говоришь с начальством, инициатива принадлежит боссу.
~ Большинство компаний специально разрабатывают стандартные формулы телефонного приветствия. Звонящий должен легко понять, куда он позвонил. Если это внутренний звонок, называй отдел, потом свое имя: «Кредитный отдел, Марина Денежкина».

Высший пилотаж
Международный протокол — наиболее сложная часть делового этикета. Зато знание его правил может существенно помочь карьере в большом бизнесе. Проверь свои познания — ответь «да» или «нет»:

1 Официальную делегацию в аэропорту или на вокзале обычно встречает глава принимающей делегации в сопровождении 2−3 человек.
2 Гостей, приезжающих на фирму с визитом, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. В остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.
3 Чем дороже корпоративный подарок, тем он лучше.
4 Если на мероприятие гостя приглашают с женой, то жене не посылают отдельного приглашения.
5 На приглашение на официальное мероприятие нужно ответить по телефону в течение 2 дней.
6 Хозяин офиса или дома перед тем, как закурить, всегда должен спрашивать согласия гостей и посетителей.
7 Курить за столом можно во время перемены блюд.

Если ты ответила «да» на вопросы 1, 2, 4, 6 и «нет» на вопросы 3, 5, и 7 — поздравляем! Тебе можно работать в области международных отношений или в службах протокола крупных компаний.

ШУМОВАЯ ЗАВЕСА
КАК БЫВАЕТ: «У нас в отделе принято слушать музыку во время работы — чем громче, тем лучше: коллеги говорят, стимулирует. Но только не меня — я вынуждена больше других общаться с клиентами по телефону. Во время одного такого разговора, когда я договаривалась о встрече с очень важным директором очень солидной фирмы, тот на полном серьезе предложил: „А давайте я подъеду прямо в тот клуб, где вы сейчас находитесь“. Видимо, он не представляет, что можно работать в такой обстановке».
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: Уровень шумовой чувствительности у всех разный. Вкусы тоже. Звуки, которые стимулируют тебя, соседу могут просто мешать. Чем громче и разнообразнее фоновый шум в офисе, тем ниже качество работы и больше количество ошибок. Причем это относится не только к музыке, но и к любым отвлекающим звукам. В абсолютной тишине, наверное, даже космонавты не работают, но в наших силах снизить уровень раздражающих шумов.
МОМЕНТЫ:
~ Не пытайся решить вопрос с коллегой на другом конце офиса при помощи истошных воплей. Позвони по внутреннему номеру или напиши электронное сообщение, а лучше встань и подойди: потратишь несколько калорий.
~ Музыку слушай исключительно в наушниках. При этом постарайся сделать так, чтобы твое внимание можно было привлечь не только кидая разные предметы в направлении головы.
~ Прежде чем остановиться «просто поболтать» у стола коллеги, убедись, что она в состоянии реагировать на что-то, кроме своего цейтнота.
~ Для общения с визитерами используй переговорную.
~ Сведи к минимуму издаваемые тобой звуки: не стучи ручкой по столу, не хлопай дверцами шкафов. И говори потише!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КАК БЫВАЕТ: «Меня достал коммунизм в офисе! Вернешься после пятиминутной отлучки, а кто-нибудь уже что-то строчит за моим компом или роется в моих бумагах. Про постоянное исчезновение ручек, калькуляторов и дисков я уже не говорю. А хуже всего, что если оставишь в столе шоколадку или печенье, чтобы перекусить, когда времени совсем нет, обязательно стащат. И не признаются!»
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ: У человека должно быть личное пространство — это закон. Даже в офисе. Не у всех есть отдельные кабинеты, поэтому проблема уважения к чужой территории особенно остра. Это связано с древнейшим инстинктом безопасности: когда неприкосновенность личного места регулярно нарушается, человек живет в постоянном стрессе. И если поведение сослуживцев стало твоей проблемой, не стесняйся высказывать свое мнение об этом. Эффект сильнее, когда ты делаешь это с юмором или в безличной форме. Как почтальон Печкин: «Вот ведь какие бывают люди, до чужого добра жадные!»
МОМЕНТЫ:
~ Раз и навсегда запрети себе брать «на минутку» вещи с чужих столов.
~ Если тебе срочно нужен какой-то документ или файл, попроси хозяина найти его или, по крайней мере, спроси разрешения.
~ Не стой над душой, пока нужный человек занят. Лучше еще раз подойди.
~ Когда ты не хочешь, чтобы тебя отвлекали, вывешивай на самое видное место листок «Меня нет до такого-то времени». Одна моя знакомая в таких случаях прикрепляет булавкой прямо себе на спину записку: «Ушла на базу!»
~ С тем, кто подошел не вовремя, избегай зрительного контакта и не поворачивайся к нему (только если это не твой босс!).
~ Никогда не заглядывай в монитор коллеги, оказавшись рядом, и уж тем более (верх невоспитанности!) не комментируй чужие разговоры и не отвечай на вопрос, заданный не тебе!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить