НУ и полет!

В списке предлагаемых мной тем для рубрики «Проверено на себе» было «поплавать с акулами у берегов Кубы, съесть пиццу — прямо сейчас… ну или побывать стюардессой».

НУ и полет!

В списке предлагаемых мной тем для рубрики «Проверено на себе» было «поплавать с акулами у берегов Кубы, съесть пиццу — прямо сейчас… ну или побывать стюардессой». Последнее сразу утвердили в качестве задания. Так и не увидев пиццы, я узнала, что лететь мне можно на выбор в Киев, Новосибирск или в Новый Уренгой. Маршрут я выбрала самый поэтичный и Ямало-Ненецкий. НУ, погоди! (Для непоэтов: НУ — это Новый Уренгой.)

РЕАКЦИЯ РЕДАКЦИИ
Почуяв, что НУ — это нефть и газ, редакция повеселела: «Среди стюардесс очень высокий процент жен олигархов, а на Севере — сплошная нефть… Машка, рассовывай там всем подряд свои визитки. А лучше — наши!» — доносилось с разных сторон. «А что ты будешь делать, если там одни пьяные нефтяники? И все едут работать вахтовым методом?» — испугалась мама. Но прочь такие мысли. Авиация не терпит трусов, поэтому — от винта!

ПОДГОТОВКА
Вставать перед перелетом пришлось рано. «Ого, будешь в форме?» — хором эсэмэсили все знакомые существа мужского пола. Ан нет. Формы не дождетесь — я пробная стюардесса, не настоящая. Точнее, пробный бортпроводник. На настоящего надо учиться два месяца в специальном центре обучения — географии, психологии, обслуживанию пассажиров, правилам авиаперевозок, работе с аварийно-спасательным оборудованием, английскому языку, основам медицины (а вдруг придется роды на борту принимать!), сдавать экзамены перед отборочной комиссией, пройти медосмотр и собеседование… Наконец, налетать 30 стажерских часов и получить-таки допуск к работе на внутренних авиалиниях и звание бортпроводника третьего класса. А потом — медосмотр раз в год и серьезная Врачебно-летная экспертная комиссия — раз в два года. Позже, в зависимости от часов налета, повышение: до второго класса при налете в 2000 часов, до первого класса — в 3000 часов. Кроме того, можно получить допуск к международным воздушным линиям. Надеюсь, никого не смущает слово «налет»? Мы же не про зубы…
Итак, настоящие стюардессы должны регистрироваться в аэропорту за два часа до отправления в рейс, проходить отдельный (не пассажирский) контроль, подниматься на борт и сразу приступать к работе: первым делом тщательно искать посторонние объекты, потом проверять безопасность всех систем и санитарные условия. Стандартно на борту четыре бортпроводника, но может быть и больше в зависимости от типа самолета и длины перелета, и каждый несет ответственность за что-то свое. Одна — за прием питания и посуду (у нас это была Оля). Другая — за мягкий инвентарь: пледы, газеты и т. д. (за это отвечала другая Оля). Третья — за груз: почту и багаж (кстати, чтобы это проконтролировать, надо заходить с улицы, а не с пассажирского борта); этим занималась Света. Четвертая — за безопасность полетов и санитарные условия (эта работа досталась Ларисе). Кроме того, у каждого бортпроводника в зоне ответственности есть дверь, которую нужно «заряжать» и «разряжать» аварийным трапом при взлете и посадке.
Обо всем происходящем в лайнере стюардессы докладывают старшему бортпроводнику, та — командиру корабля. Кстати, бортпроводники охраняют кабину командира экипажа: каждые 15 минут у них по расписанию контроль кабины пилотов. В этом смысле российская техника круче аэробуса — там не два, а четыре пилота и есть тумблеры… В Новый Уренгой мы полетели на новеньком аэробусе А319 компании S7 Airlines. Наш самолет был рассчитан на 128 мест. Этим рейсом летели довольно много пассажиров, в том числе стажер Женя (это ее второй перелет) и старший инструктор бортпроводников Ольга Курко. Ее-то я и мучила своими вопросами.


И никакой это не фотошоп — я правда побывала в Новом Уренгое!
ТУДА…
Честно скажу, сначала меня волновал только один вопрос, и тот личного характера: берут ли неуклюжих девушек в бортпроводники. Оказалось, берут! Главное, чтобы была обаятельная и ответственная.
Со временем появились еще два вопроса: едят ли стюардессы в самолете и где они сидят во время полета, если не заняты работой. Итак, стюардессы едят на кухне, когда вся основная работа выполнена (пассажиры накормлены, их не мучает жажда, убрана грязная посуда), по очереди (кто-то один из команды контролирует ситуацию в салоне). А сидят бортпроводники на специальных откидных креслах — ремней на них не два, а четыре.
Кроме того, Ольга объяснила, что основная миссия бортпроводника — отвечать за безопасность полета. Я раньше и не догадывалась, что выходы на левом борту самолета — пассажирские, а правые — исключительно для обслуживания (через них загружают еду, газеты и т. д.). Также на борту всегда есть check-list — с его помощью можно проверить, все ли, что нужно, сделано бортпроводниками. Работа стюардессы идет по расписанию: сначала перед взлетом показывают пассажирам инструкцию по безопасности, проверяют, чтобы все пассажиры были пристегнуты, после взлета разносят газеты, потом напитки… А дальше время еды, уборки посуды. «Двойная» вода — на перелетах дольше трех часов. Мы летели три часа тридцать пять минут. Перед посадкой Лариса снова проверила, все ли пристегнуты… Под нами проплывал Уренгой — Новый-преновый!

…И ОБРАТНО
Города я так и не увидела. Видела аэропорт, плакат с надписью «Север — наш общий дом», группу девушек, на шпильках лавирующих по льду… и снова наш зеленый А319. Знакомые манометры, табло с кнопками (пока я запомнила одну — при нажатии которой видно, сколько воды осталось на борту)… По пути обратно общалась со стюардессами: выпытывала, почему они выбрали эту профессию и какие проблемы бывают на борту.
Оказалось, что проблема номер один — пьяные пассажиры, которых надо утихомиривать. Правда, вопреки маминым прогнозам по дороге в Уренгой не было ни одного такого, а обратно попался один: рвался закурить и очень громко разговаривал… Проблема номер два — все время надо ходить на каблуках. Хотя, например, в S7 Airlines норма каблука 5−6 см — совсем не мучительно. Третья — редко бываешь дома. При этом, по словам девчонок, плюсов очень много: например, познакомиться с ними пытаются каждый день. И интересных людей летает много — то актеры, то спортсмены… Правда, как-то раз баскетбольная команда выпила у них всю воду, поэтому остальным пассажирам предлагали чай, кофе и соки.
Выяснилось, что обычно бортпроводниками идут по нескольким причинам. Первая — потому что профессия романтичная, с детства мечтали о такой. Вторая — принцип династии: когда в семье все летчики, девочек тоже тянет в небо. Третья — за компанию c подружкой. И хотя обычно состав экипажа меняется, подруг-стюардесс стараются ставить на рейс вместе. По общему мнению, профессия бортпроводника развивает память, внимание и самообладание, помогает избавиться от комплексов, учит общаться с людьми и дает возможность путешествовать.
Замечено, что те, кому работать на борту не нравится, уходят сразу. А те, кто проработал два года, обычно остаются в авиации навсегда. При этом отпуск у бортпроводников — 70 дней в году, прибавь еще всякие социальные льготы… Кстати, летать стюардессе можно не более 80 часов в месяц, а работать — не более семи часов в сутки. Для самых дальновидных отмечу: после семи с половиной лет перелетов можно идти на пенсию в 45. Но оказывается, сейчас бортпроводники — дефицит. По‑моему, это странно. В иллюминаторе уже Москва, а мне так хочется еще полетать… Может, обратно в НУ?
ФАКТЫ О БОРТПРОВОДНИКАХ
• Самые важные качества для потенциальных стюардесс — доброжелательность и способность идти на компромиссы.

• На первоначальное обучение берут девушек до 28 лет ростом не ниже 165 см с приятной внешностью.

• Важно, чтобы у стюардессы не было шрамов и тату на видимых частях тела.

• Самый распространенный возраст бортпроводников — 20−25 лет.

• При такой профессии настроение необходимо оставлять дома… плохое.

• Зарплата бортпроводника зависит… всегда — от налета и должности, иногда — от класса.


Благодарим авиакомпанию S7 Airlines
за помощь в создании материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить