Не учи ученого

Постоянно учатся «вечные студенты». Или ты тоже? Тогда попробуй осознать, зачем тебе третий диплом.

Не учи ученого

Охватившая общество мода на коллекционирование дипломов часто не имеет ничего общего с тягой к новым знаниям. Что же за этим стоит — стремление повысить свой рейтинг на рынке труда? Сменить профессию? Или… психологические проблемы?

«Вечный студент» — классический персонаж литературы XIX века. Оглянись: они вновь среди нас. В современном обществе становится все больше обладателей пяти дипломов и четырех международных сертификатов.
Психологи утверждают: образование — всего лишь инструмент. Оно помогает адаптироваться в обществе и готовит к самостоятельной творческой работе. Но все чаще образование становится самоцелью, учебой ради учебы. Работодатели с недоверием начинают смотреть на слишком квалифицированных кандидатов. Граница между дипломами, которые повышают твою ценность на рынке труда, и пустыми бумажками стирается. Что же гонит взрослых людей на студенческую скамью?

Я обиделась
Как это ни банально, но комплекс «вечного студента» — родом из детства. За ворохом дипломов может крыться детская обида: перенесенное унижение, невнимание или нелюбовь родителей… Сидящий внутри взрослого обиженный ребенок стремится заглушить недовольство самим собой и получить поощрение со стороны общества с помощью формальных признаков успеха (например, кандидатской степенью или МВА). «Ах, по-вашему, я последний ученик в классе? Я вам всем еще докажу!»
И каждое новое образование становится еще одним покрывалом, под которым прячется… комплекс неполноценности.
«У человека появляется идея „синей птицы“: вот будут у меня знания (бухучета, атомной физики, технологии выращивания помидоров и т. д.) — и я стану успешен, творчески реализован, продуктивен. А без этого я мало чего стою», — говорит психолог Центра экстренной психологической помощи МГПУ Павел Пономарев.


Не хочу жениться, а хочу учиться
Признайся: иногда ведь хочется снова стать маленькой? Не строить планов, не задумываться о деньгах. Как это сделать и где найти самооправдание? Ну, например, снова пойти в институт.
Психологи утверждают: подсознательно учиться — значит, оставаться ребенком. Для недавних выпускников аспирантура или второе высшее — способ продлить детство.
«Уровень инфантилизма в обществе растет, — уверен Павел Пономарев. — Сильные, молодые, готовые к самостоятельной деятельности люди боятся или просто не хотят брать на себя ответственность, помогать другим, строить карьеру и зарабатывать».
Таких называют кидалты — от английского kid (ребенок) + adult (взрослый) — «взрослые дети». Продолжая учиться, они демонстрируют себе и другим, что не готовы: к работе, взрослой жизни, творчеству. Это бегство от взрослости, но кидалт боится себе в этом признаться и говорит: «Я еще не готов».

Ой, боюсь-боюсь
«Окончи, дочка, музыкальную школу. Не будет работы — сможешь учить детей на пианино играть», — говорила в детстве мама Нины Наумовой. Следуя заветам, после музыкальной школы Нина окончила медицинский колледж, биологический факультет и курсы ландшафтного дизайна. Теперь она работает менеджером в фармацевтической фирме. «Менеджером быть неинтересно, — рассуждает Нина. — Чтобы заниматься ландшафтным дизайном, нужен опыт, а у меня его пока нет. Зато, если из-за кризиса меня уволят, я всегда смогу пойти преподавать биологию или работать в больнице».
Страх перед будущим и стремление к стабильности — еще одна частая причина получения лишнего образования. Причем ради диплома, а не знаний.
Ты боишься не найти работу по профессии и на всякий случай идешь получать еще одну «корочку на черный день»? Значит, тобой движет повышенный уровень тревожности. А это — психологическая проблема.
«Как ни печально, общество само заставляет людей учиться, учиться и учиться, — говорит Павел Пономарев. — Никто не прогнозирует необходимость той или иной профессии. В России уже переизбыток психологов или, к примеру, юристов. Найти работу они не могут и вынуждены перепрофилироваться. А пережив страх перед будущим однажды, человек может испытывать его, когда все уже хорошо».

Хочу все знать
И о приятном. Стремление учиться может быть связано… просто с тягой к знаниям. Мы все рождаемся с желанием получать новые знания и осваивать мир, уверены психологи. Если не сломать в ребенке интерес к жизни и любопытство к новому, он останется на всю жизнь. И тогда стремление к образованию будет связано с творческим поиском себя, самореализацией, любопытством и смелостью, которая нужна, чтобы искать свой путь, иногда и в ущерб достатку и социальному положению.
Психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии» Анна Мухина вспоминает, как однажды к ней обратился топ-менеджер, который искал, где получить высшее психологическое образование. «Он не ставил задачей научиться манипулировать партнерами или наладить отношения в семье, — рассказывает Анна. — Ему просто было интересно. Таких людей очень мало, но они есть».

МОЙ МАЛЫШ
Помнишь, как мама не давала тебе прогуливать школу, заставляла поступать в институт или учить английский? Нет таких родителей, которые были бы против того, чтобы любимое чадо пошло учиться. Даже если чаду сильно за 30.
Непрерывная учеба почти всегда поддерживается семьей, считают психологи. Родители бессознательно не хотят, чтобы ребенок взрослел, и рады сохранить возможность управлять им. Точно так же в семье мужу (жене) нравится распоряжаться супругом, который (не зарабатывая денег) оказывается в подчиненном положении.
Как быть? Способ заставить «вечного студента» адаптироваться к обществу прост и циничен. «Лишите его поддержки, — говорит Павел Пономарев. — И материальной, и моральной». Если, видя сопротивление семьи, студент начнет подрабатывать, отказываться от развлечений, но продолжит учиться — значит, ему действительно нужны знания, а не повод задержаться в детской.

БОЛЬНО УМНЫЕ
Когда Юлия Железнова, журналист и пиарщик из Иркутска, получила президентскую стипендию на год учебы в Германии, она мечтала выучить немецкий, защитить диссертацию по психолингвистике и перейти на новый уровень в карьере. Но, вернувшись в Иркутск, найти работу она не смогла. «Ты же все равно скоро уедешь в Москву», — говорили ей потенциальные работодатели.
«У них учеба за рубежом вызывала скорее желание поговорить о том, как там живется и почему я там не осталась, а не о том, чему я училась, — вспоминает Юлия. — Все признавали, что свободный язык и год в немецком вузе в сочетании с моим опытом работы — это хорошо, однако говорили, что предложить мне им нечего».
Удивительно, но при устройстве на работу наличие нескольких образований далеко не всегда считается плюсом, даже если учеба была связана с реальным стремлением к знаниям.
«Работодатели часто заинтересованы в лояльных профессионалах, винтиках, которые они сами подготовят, а люди творческие, ищущие себя, вызывают у них страх», — уверен Павел Пономарев.
Overqualified (слишком квалифицированный) — частый ответ работодателей в таких случаях. В большинстве случаев они правы. Если твой уровень явно выше требуемого, ты либо быстро соскучишься и уйдешь, либо заменишь собственного начальника. А ему-то это зачем?
Увы, ворох дипломов при отсутствии опыта работы — прямой путь к безработице.
«В бизнесе все происходит „здесь и сейчас“, помимо бек-граунда важны конкретные навыки и „набитые шишки“, — уверяет Ольга Бруковская, директор по маркетингу группы компаний HeadHunter. — Подумай сама: важно ли твоему начальнику, что ты читала Цицерона в подлиннике, если не можешь вовремя заказать и проконтролировать печать листовок в типографии?»
Не стоит и ждать, что дополнительное образование повысит твою стоимость на рынке труда. «Знание иностранного языка прибавляет к зарплате сотрудника среднего звена гарантированные 200−300 долларов в месяц, — говорит генеральный директор кадрового центра „Эксперт“ Андрей Устюжанин. — Но если ты работаешь в банке и параллельно учишься философии, на твоем доходе это никак не отразится».
К счастью, утверждать, что ценность образования на рынке труда стерлась, все же нельзя. Проверить, кроются ли за дипломами знания, легко. По словам Ольги Бруковской, умение держать себя, грамотная речь и структура мышления видны опытному рекрутеру уже на собеседовании. Остальное обнаруживается во время испытательного срока. Если встречают по диплому, то провожают все-таки по труду.

ЗАЧЕМ МНЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? ТРИ ВОПРОСА СЕБЕ:
  • Чего я достигла за то время, пока учусь?
У тебя три диплома, но работодатели не выстраиваются в очередь у твоих дверей? Стоит ли получать четвертый?
  • Что мешает мне сейчас делать то, ради чего я снова иду в институт?
Хочешь продюсировать кино? Устройся на съемочную площадку. Мечтаешь написать книгу? Начни с журнальной статьи.
  • Какова цель моей учебы?
Изучить римское право — неверный ответ. Знать, как составлять договоры для моей фирмы и перестать трижды в день бегать за советом в юридический отдел, — правильный ответ.

Также нелишне спросить себя, как ты сможешь использовать полученные знания на практике, куда пойдешь работать с новым дипломом и сколько будешь получать.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить