Не работа, а сказка!

Для этих девушек сочинительство невероятных историй стало делом всей жизни.

Не работа, а сказка!

Ксения Беленкова В некотором царстве, в шведском государстве у журналистки Астрид Линдгрен заболела маленькая дочка. Ухаживая за ней, Астрид придумала свою первую героиню — рыжую Пеппи Длинныйчулок.

Жила-была финская художница Туве Янссон, и однажды нарисовала она странное существо — Муми-тролля, а потом сама собой родилась и история о нем.

Давным-давно англичанка Джоан Роулинг была секретаршей, учительницей французского и разведенной мамой. А однажды она выдумала и описала приключения мальчика Гарри и стала миллиардером.

Жили они долго и счастливо (некоторые и до сих пор здравствуют) и прославились на весь мир. Ну не волшебство ли?

Современные российские сказочницы о мировом признании пока только мечтают, но главное — это огромное удовольствие, которое приносит им рабочий процесс. О его нюансах рассказывают три героини, а издатель детской литературы дает советы начинающим авторам.

Ксения Беленкова (34)

Реальность

В обычной жизни я логопед, сотрудник детского сада и мама двоих детей.

Сказка

Писать я начала лет шесть назад, но сначала это были статьи по развитию речи, потом рассказы и лишь затем сказки. С ними я стала участвовать в литературных конкурсах, а как-то раз рискнула отправить свои рукописи в редакции журналов, и вскоре появились первые публикации. На семинаре молодых писателей мне порекомендовали сочинять для детей, и я прислушалась к совету.

Моя первая рукопись долго пролежала в детских издательствах. Прежде чем решилась ее судьба, прошло больше года, лишь потом мне предложили контракт. Дело в том, что книги неизвестных, так называемых потоковых авторов, рассматривают очень долго, они проходят через множество рецензентов, к этому стоит быть готовой. Зато после первой публикации мои книги стали выходить регулярно, начали поступать заказы от издательств на новые истории.

Тут возникла сложность — как не превратить творчество в чистое ремесло? Очень важно «приручить» музу. Это можно сравнить с добычей огня. В древности людям приходилось долго тереть камень о камень для высечения искры, теперь же достаточно просто достать из кармана зажигалку. Достижение профессионализма в творчестве — это путь от камней к зажигалке. Когда человек без ущерба качеству может быстро мобилизовать себя для рабочего процесса, он мастер высокого уровня.

Хотя, на мой взгляд, сказочница — это больше не профессия, а способ восприятия мира, образ мысли. У меня, например, сюжеты сказок «выскакивают» из повседневной жизни: забавные ситуации, интересные образы, чья-то невзначай брошенная фраза — цепляешься за это и плетешь паутинку.

Библиография

У меня вышло 12 книг. В основном это сказочные повести, один роман и несколько тоненьких книжек-картинок. В достижения можно записать целую серию сказок «Приключения фей в волшебной стране».

Ирина ЗартайскаяИрина Зартайская (27)

Реальность

Я работаю научным сотрудником в Музее театрального и музыкального искусства. Если быть совсем точной, работала, пока не родила сына, с которым последние три года сижу в декрете. За это время я освоила азы самой сложной из профессий — быть мамой. Но в ближайшее время собираюсь вернуться обратно в музей.

Сказка

Писательскую «карьеру» я начала в 2005 году, сочинив сказки для своих друзей из Ж. Ж. Один из них даже напечатал мои рассказы в блокноте и подарил мне его на день рождения. Это и была моя первая публикация, самая дорогая, я ее до сих пор бережно храню. Кстати, именно благодаря ЖЖ-френдам и появилась моя первая книга «Самый лучший возраст». Готовилась она очень долго и была издана только в 2011 году.

Мне сложно сказать, из чего и как именно рождаются сюжеты моих сказок. Они всегда появляются сами, без моего участия. Одни из них требуют немедленного изложения на бумаге, а другие готовы подождать, чтобы немножко «дозреть».

Мне кажется, все мы в душе немного сказочники. Но когда берешься писать для детей, нужно помнить главное: твоя история должна быть не просто увлекательной, но и светлой, доброй, как само детство.

Опубликовать первую книгу достаточно сложно в любой стране мира, а у нас в России особенно непросто. Зачем издателю рисковать с дебютантами, если уже есть проверенные годами Маршак, Чуковский, Успенский или зарубежные, уже готовые книги с такими с прекрасными иллюстрациями, кстати, и современными зарубежными текстами, которые остается только перевести на русский… Я считаю, что самое главное для начинающего автора — не сдаваться. Я вот, например, просто методично рассылала свои рукописи по всем детским издательствам. Так было и с моей книгой «Все бабушки умеют летать». Из двадцати адресатов, которым я отправила свою рукопись, мне ответили только трое, а захотел опубликовать повесть вообще только один. И я тому была несказанно рада! Дело в том, что эта сказка для меня очень важна. Она о моем детстве и о моей любимой бабушке, которой уже нет на свете. Я начинала писать эту сказочную повесть в первую очередь для себя самой, а потом оказалось, что моя история близка многим людям: книгу проиллюстрировали двадцать два (!) художника просто потому, что им понравился текст.

Библиография

У меня пока издано только 3 книги: «Самый лучший возраст», «Микрохи. Тайна пропавшего робота» и «Все бабушки умеют летать».

Екатерина ШумковаЕкатерина Шумкова (23)

Реальность

Я не так давно окончила Московский государственный университет печати по специальности «художник-график». Мне сложно представить свою жизнь без рисования. Сейчас я работаю дома, берусь за самые разные заказы по иллюстрации — от профессиональных авторских проектов до небольших частных.

Сказка

Истории я начала придумывать в раннем детстве, но желания стать сказочницей до недавнего времени у меня не возникало.

На последнем курсе университета мы получили задание создать авторскую книгу, причем настоящую детскую сказку. Это была очень интересная, необычная работа. Когда у тебя готовый текст, нужно долго искать, соотносить свое видение со стилем писателя, с особенностями эпохи, о которой он пишет, а в собственной книге текст и иллюстрации развиваются, гармонично дополняя друг друга. Прежде всего рождается идея сказки, а вслед за ней появляются персонажи. Работа над текстом идет почти одновременно с работой над картинками. Хотя мне сложно сказать, что есть какой-то четкий план, у меня с каждой книгой все по‑новому. Иногда даже кажется, что я заново учусь рисовать!

Первый контракт с издательством — это, конечно, победа. Но есть и подводные камни. Могу посоветовать только одно: внимательно читать условия договора, не бояться задавать вопросы и предлагать свои варианты. Я пока только в начале творческого пути, задумок и планов много. А главная профессиональная мечта — чтобы моя работа приносила радость и мне, и моим читателям.

Цифры

Пока у меня только одно изданное произведение — «Мастер на все лапы». Зато на конкурсе «Образ книги — 2012» в номинации «Авторская книга» эта история о собаке Моне получила свой диплом.

Анна Амасова

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ФОРДЕВИНД»:

«Когда начинаешь писать, главное, ответить на вопрос: „Что нового я могу рассказать читателю?“ Отталкиваться от вопроса „Чего там еще не придумывали?“ — порочный путь. Если и стоит изучить рынок, то лишь чтобы найти издательство, с которым у вас совпадают взгляды и вкусы.

Любая сумма от 200 до 1000 долларов — адекватный гонорар для новичка. Впрочем, если ты в принципе не готова творить бесплатно, не стоит и начинать.

Удастся покорить Россию — можно помечтать о мировой славе. Но вероятность этого крайне мала: сказывается разность в литературных традициях и воспитании. Западный читатель (и автор) рос на модернизме и постмодернизме, которые находят отклик у человека в любой точке мира. Наши соотечественники в это же время пили молоко соцреализма, так откуда здесь взяться космополитичным идеям? Вся надежда на молодое поколение, которое читает „без границ“ и мыслит в общечеловеческом масштабе».

Сказочные тиражи

Пожалуй, самый яркий пример ошеломительного успеха у малышей — книги Джулии Дональдсон. Даже в России вряд ли найдется ребенок, не читавший «Груффало». Сложно сказать, сколько переизданий выдержала эта сказка о смышленом мышонке и страшном, но наивном чудище Груффало. За 13 лет своего существования она заняла почетное место в списке самых продаваемых книг, только англоязычного «Груффало» на книжных полках насчитывается около 11 миллионов! Всего Дональдсон написала около 80 книг, более 60 из них изданы, 12 переведено на русский язык.


Сказочная любовь

Вся Европа читает Даниелу Кулот. Молодая сказочница из Германии придумала историю, аналога которой не было и нет. Герои — Крокодил и его возлюбленная Жирафиня. У Кулот есть стиль, она придумывает своим персонажам такие трудности, какие обычному человеку и в голову бы не пришли. Вот скажите, как Крокодилу забраться на стул Жирафини? Эти сказки без возрастного ценза — над ними смеются и взрослые, и дети. Не удивительно, что книги немецкой писательницы фигурируют в мировых рейтингах бестселлеров. Правда, в России Кулот «распробовали» не до конца, на книжной полке пока лишь три ее книги на русском.

Сказочная простота

32-летняя француженка Дельфина Перре знает: иногда сказки должны быть простыми, чтобы стать популярными. Герой, принесший ей известность, это незатейливо нарисованный карандашом волк, который хочет найти друзей и реализоваться как личность. Живет он у самого обычного мальчишки и вместе с ним попадает в приключения. Казалось бы, что тут сложного — придумать среднестатистического волка? Но дети его обожают, а их родители охотно скупают всю серию книг о нем.

Подготовила Наталья Марковец

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить