Менять себя, а не работу

Сталкиваясь с трудностями в работе, мы пытаемся их решить. Но чаще — предпочитаем сменить компанию, не подозревая, что причина неудач — внутри нас.

Менять себя, а не работу

В основе профессионального кризиса почти всегда лежит внутренняя неустроенность и неуспокоенность самого человека. Вихри, бушующие в его подсознании, вырываются наружу в виде ненависти к начальнику, презрения к коллегам, апатии по отношению к тому, чем приходится заниматься каждый день. Именно поэтому профессиональный кризис отнимает больше сил, чем мог бы. Ведь вместо поиска и устранения истинных глубинных причин, мы тратим энергию на то, что вырвалось на поверхность.

И в этом смысле любимый многими выход из рабочего конфликта — бросить все и уйти — совершенно бессмыслен. «Ведь дело не в том, что надо уйти с прежнего пути, — необходимо выбрать принципиально новый, — считает бизнес-тренер и гештальттерапевт Елена Кузеева. — А для этого необходимо время: пересмотреть личные приоритеты и ценности».

А какой мотив?

«Когда начала работать в офисе младшим менеджером, все было интересно. За пять лет доросла до начальника отдела. Изучила все нюансы своей работы — и она превратилась для меня в рутину. Появилось ощущение, что дальше расти некуда. Если только в зарплате, большую часть которой скоро начну тратить на антидепрессанты. Потому что становлюсь раздражительной, плохо сплю», — жалуется Лариса (29).

Тем, кому в жизни важнее результат, чем процесс, изначально не стоит выбирать рутинную работу, требующую выполнения изо дня в день одного и того же. Многократно повторяя определенные действия, такой человек рано или поздно ощутит разочарование. В большинстве случаев нацеленные на результат люди оказываются на позиции, где необходимо получать удовольствие от процесса, по одной простой причине. Выбирая карьерный путь, они не задавались вопросом, чего хотят на самом деле. Когда ставишь для себя цели в карьере, например стать начальником отдела, важно не только думать о том, что к моменту ее достижения будешь выглядеть круто в глазах друзей и коллег, но и понимать — будет ли тебе самой хорошо и комфортно? Ведь если займешь кресло руководителя и поймешь, что тебе совершенно не нравится им быть, в первую очередь пропадет мотивация к работе.

«Именно поэтому так важно научиться отличать свои желания от тех, что навязаны социумом, — говорит бизнес-тренер, кандидат психологических наук Людмила Городничева. — Всегда нужно задавать себе вопрос: „Что будет радовать меня, когда добьюсь поставленной цели?“ Если ответ „хорошая зарплата“ — значит, ты не вкладываешь в это никаких личных эмоций, желаний. У тебя просто не будет сил продуктивно работать».

Если же подумаешь о радости, которая появится от того, что делаешь нечто во благо других людей, или просто жить без этого занятия не можешь — тогда станет понятно: ты действительно неравнодушна к профессии, и у тебя всегда будет желание ставить новые задачи, добиваться намеченных целей, расти и развиваться как личность и как специалист.

Говоря о женском профессиональном кризисе, не стоит забывать и вот какой нюанс. Мы хотим быть независимыми, успешными, богатыми, но не задумываемся, что эти ценности — традиционно мужские. «Поэтому в какой-то момент тщательно спланированная жизнь начинает рассыпаться: все раздражает, достижения не радуют, вызывают чувство равнодушия или даже ужаса, — объясняет Елена Кузеева. — За этим могут стоять истинно женские потребности, вышедшие на первый план: семья, дети, желание любить и быть любимой, дарить и получать заботу, а не покупать себе все самостоятельно».

По чужим правилам

«Мне всегда нравилась профессия аудитора. Но в последнее время работа в нашей компании вводит в апатию и даже вызывает раздражение. Строгий дресс-код, учет опозданий по минутам, регулярные аттестации и по итогам — обязательные тренинги, отнимающие кучу времени. Ходила на собеседования в другие компании, но, судя по всему, в нашей отрасли это стандартные условия», — делится Светлана (31). В этом случае налицо профессиональный кризис, возникший из-за завышенных ожиданий. Каждому свойственно грезить о работе мечты, но далеко не все способны соотнести идеальные представления с реальностью. «Одно дело, когда понимаешь необходимость и живешь в гармонии с реальностью, и совсем другое — когда полностью эту реальность отрицаешь, — уточняет бизнес-тренер Дмитрий Дмитриев. — Ведь если окружающее противоречит твоему складу характера и темпераменту, жить в такой ситуации становится невыносимо».

Подобную реакцию на рабочий процесс можно назвать личностным протестом. Однако его причины могут быть гораздо более глубокими, чем простое нежелание подчиняться общепринятому графику. «Если человек оценивает себя очень высоко как специалиста, то типичные условия любой системы он будет воспринимать как неуважение к своей личности и профессионализму», — объясняет Людмила Городничева. «Обязуете приходить в офис в строго определенное время? Контролируете, а значит — не доверяете», — примерно так рассуждаешь ты и чувствуешь себя оскорбленной. Подобное презрение проявляется и в отношении к аттестациям и тренингам.

А еще за этим часто прячется страх оценки, склонность достаточно критично оценивать других людей. За нежеланием быть контролируемым — потребность самому контролировать окружающих. «Такому человеку сложно сохранять чувство внутренней свободы и безопасности, находясь в рамках, назначенных другими, — поясняет Елена Кузеева. — Тем не менее на аттестацию можно смотреть и по-другому: как на возможность получить заслуженное признание накопленного опыта и профессионального мастерства. А на рамки и ограничения — как на ясные и понятные всем правила игры, облегчающие возможность достичь успеха в этой игре».

Тупиковые отношения

«Если в первые годы работы меня все устраивало, то со временем накопилось солидное количество претензий. Я специалист со стажем, но моя зарплата растет гораздо более медленными темпами, чем объемы обязанностей и ответственности. Давно обещанного повышения до сих пор не дождалась. Такое ощущение, что руководство и коллеги не воспринимают меня как равную. Я для них все та же девочка на побегушках. Из-за всего этого перестала получать удовольствие от работы. Но и уйти не решаюсь: эта компания — лучшая на рынке», — признается Ирина (28).

Недовольство статусом в группе приводит к так называемому поведенческому кризису. И тогда становится действительно сложно понять: не повышают потому, что ты не достаточно хороший специалист, или просто не умеешь себя преподнести? Дмитрий Дмитриев видит причину кризиса в недостаточно развитых коммуникативных навыках: «Неумение овладевать инициативой, управлять отношениями в группе, преподнести себя — как правило, следствие нашей системы образования и воспитания. В европейских странах школьников обучают многим социальным умениям, у нас же считают это необязательным». Поэтому выход из данного кризиса — в развитии навыков в области работы с людьми.

Камнем преткновения в поисках решения этой проблемы может стать одна простая и известная всем мысль: от того, как мы сами к себе относимся, зависит и отношение к нам окружающих. Возможно, ты чувствуешь себя не очень уверенно, бессознательно транслируешь эту мысль коллегам и начальству. Они же, в свою очередь, считывают ее — и соответственно выстраивают свое поведение. Далее ситуация развивается по кругу: ты находишь подтверждение своей «никчемности» в отношении к тебе окружающих — и продолжаешь унывать. Как выбраться из этого замкнутого круга?

По мнению Людмилы Городничевой, нужно научиться хвалить себя за хорошо выполненную работу и акцентировать внимание руководства на твоих успехах, просить расширить круг задач. «Дело в том, что руководитель обычно слишком занят решением стратегических вопросов и глобальным планированием, — объясняет бизнес-тренер. — У него просто нет времени обращать внимание на каждого сотрудника, разглядывать в нем „звезду“. Все в твоих руках: можешь прийти и смело заявить о себе». Не удивительно, что сотрудник, всегда справляющийся со своей работой, проявляет инициативу и готов брать на себя большую ответственность. А значит, он станет первым кандидатом на повышение — как в должности, так и в зарплате.

«Мы сейчас живем в мире, где работают психологические закономерности рыночного общества, — подводит итог Елена Кузеева. — И научиться себя „продавать“ необходимо. Более того, важно определить свою цену, как бы цинично это ни звучало, и суметь „продать“ свои умения и компетенцию как можно выгоднее. Обрести нужные для этого навыки могут тренинги и индивидуальный коучинг».

Чтобы выйти из профессионального кризиса, ищи ответы на следующие вопросы:

Какой у меня тип личности, особенности характера?
Какие ключевые мотивы в работе?
Какие приоритеты были у меня прежде, и как изменились они сейчас?
Какой я видела реальность прежде, и что вижу сейчас?

Типы выхода из кризиса

Конструктивный. Ищи разные пути решения проблемы: профессиональные тренинги, повышение квалификации, новое образование, диалог с руководством, поиск нового места работы — в зависимости от ситуации.

Нейтральный. В этом случае ты решаешь принять происходящее и смириться с ним. Но в качестве награды за переживаемые неудобства станешь реализовывать себя вне работы: дома, в общении, в путешествиях, новых хобби. Выход не так уж плох на первый взгляд, но опасен: кризис не пройдет, а лишь перейдет в вялотекущую форму и в итоге все-таки даст о себе знать.

Деструктивный. Открытые конфликты, скандалы или, напротив, замыкание в себе, демонстративное безразличие к работе, поиск утешения во вредных удовольствиях. Последний вариант больше напоминает не выход, а вход — в новые еще более затяжные кризисы.

ТЕКСТ: Екатерина Бабкова, Юлия Арбатская

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить