Марка успеха

Маркетинг и реклама — вот сферы, куда стремится попасть та часть человечества, которая жаждет заниматься увлекательным делом, получая при этом как минимум тысячу, а как максимум пять тысяч долларов. Впрочем, верхнюю границу лучше не очерчивать — так жить интереснее.

Марка успеха

Маркетинг и реклама — вот сферы, куда стремится попасть та часть человечества, которая жаждет заниматься увлекательным делом, получая при этом как минимум тысячу, а как максимум пять тысяч долларов. Впрочем, верхнюю границу лучше не очерчивать — так жить интереснее.

Как мы представляем себе работу, к примеру, маркетолога? Просторный светлый кабинет, окна «в пол», круглый стол, женщины в безукоризненных костюмах. И ты одна из них. Твоя работа — это сплошное совещание, на котором ты представляешь результаты исследований рынка и на ходу, на волнах «мозгового» штурма «изобретаешь бренды». Понятно, что это картинка из западного фильма или книжки Бегбедера. Там маркетологи и рекламисты только и делают, что курсируют с вечеринки на вечеринку, а в промежутках между светскими раутами или совсем не светскими гулянками изобретают гениальные стратегии вывода на рынок нового продукта. Причем, изобретают, как правило, не покидая постель, в которой лежит муза (мужского или женского пола), затем презентуют стратегию в светлом кабинете, читая текст, накарябанный на упаковке от колготок или духов. Естественно, если вдохновение посетило тебя прямо на ложе любви, о такой мелочи как презентация или коммерческое предложение, оформленное должным образом, думать совершенно некогда.
Ну, а чем же в действительности придется заниматься тебе, если тебя угораздит в российских реалиях стать маркетологом или рекламистом? Суть дела большинство начинающих сотрудников представляет себе очень смутно. Да, это имеет отношение к рынку, к экономике, к бизнесу и к рекламе. Но чем же все-таки ты будешь заниматься? Считать, продавать, исследовать или общаться с людьми?
Начнем с того, что маркетинг — это, согласно словарю, «система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия». Учитывать и влиять можно разными способами и на разном уровне. Соответственно, маркетологи делятся на несколько «пород». Есть бренд-менеджеры, трейд-маркетологи, маркетологи-аналитики и т. д. Вершина — директор по маркетингу. Все перечисленные должностные позиции входят в сферу маркетинга. Одни разрабатывают бренд, торговую марку и отслеживают ее продвижение, другие изучают рынок, занимаясь, по сути, исследовательской работой, третьи занимаются исключительно стратегией торговли. Конечно, держать в штате несколько маркетологов могут себе позволить только крупные компании. А средние и мелкие предпочитают поймать одну «птичку» и заставить ее петь на разные голоса.


По большому счету, задача маркетолога — обеспечить рост продаж, разработав стратегию сбыта, изучив возможности рынка и конкурентов. Другими словами, он должен суметь преподнести продукцию компании потребителю в нужном месте, в нужное время и определенным способом — так чтобы у того не осталось ни одного шанса отказаться. Есть практическая и теоретическая сторона этого вопроса. Хуже, конечно, если ты будешь вынуждена заниматься и тем, и другим (к сожалению, такое случается сплошь и рядом). В любом случае, будь готова к тому, что твой босс будет ожидать от тебя чуда. По меньшей мере. Во‑первых, потому, что он и сам может не знать толком, какими способами ты сможешь увеличить прибыль фирмы. Зато одно он будет знать без всяких сомнений: ты должна ее увеличить, потому что тебе именно за это и платят. Здесь есть и еще один «камешек в ботинке»: если позиции компании на рынке усилятся и деньги потекут рекой, о тебе могут и забыть — никто просто не поймет, что это твоя заслуга. Если, конечно, ты вовремя не завоюешь авторитет у начальства. А все шансы на это есть — как утверждают «бывалые» представители этой профессии, начальство маркетологам в большинстве случаев поначалу благоволит: надежды на них возлагаются немалые, да и вообще они выступают эдаким атрибутом «продвинутости» компании. К слову, маркетинг в России все еще развивается: маркетологи или целые отделы маркетинга есть далеко не во всех компаниях.
Остается пожелать тем, кто решился назваться «маркетологом» попасть на работу в компанию, руководство которой четко понимает, чего оно хочет от нового сотрудника и способно не только поставить перед ним четкие цели, но и обеспечить ему необходимые условия для их достижения. В этом случае работа абсолютно точно обещает быть интересной и увлекательной.
С менеджером по рекламе все, казалось бы, должно быть предельно ясно. Однако и тут есть свои сложности. В рекламе тоже существует специализация, которую нужно учитывать и при выборе профессии, и при устройстве на работу. Кто-то продает (сэйлз-менеджер), кто-то занимается организацией процесса (executive), взаимодействуя с дизайнерским отделом, верстальщиками, представителями компании-заказчика. Кто-то «ведет» клиентов (аккаунт-менеджер). Глубокие познания в экономике и аналитический склад ума, необходимые для маркетолога, здесь не потребуются. Зато тебе нужно уметь и любить общаться с людьми — и, к сожалению, далеко не всегда себе в удовольствие. Придется выдерживать жесткий прессинг со стороны заказчиков и собственных коллег — если ты менеджер по рекламе, и быть поистине неутомимой, расписывая клиенту все преимущества работы именно с твоей компанией — если ты продаешь. К тому же в последнем случае большая часть твоего заработка будет не фиксированной — процент от продаж. А значит, работать придется с полной отдачей и в экстремальном режиме. Переписка по электронной почте, телефонные звонки — все это лишь на первый взгляд кажется делом необременительным. На деле же — как только на тебя прольется вся лавина сообщений, просьб, поручений, переговоров, согласований — ты рискуешь сойти с ума. Если, конечно, ты не создана для такой работы. Есть прирожденные «продажники», есть те, кто не может жить без постоянного аврала. Если ты относишься к категории этих непростых людей — тогда у тебя есть все шансы преуспеть в «звездной» сфере рекламы.





Мнение эксперта

Лада Кудрова, Лада Кудрова, руководитель отдела корпоративного маркетинга Procter&Gamble

Что меня не перестает восхищать в работе маркетолога, так это постоянное обновление содержания твоей работы. Может быть, это потому что мне повезло, и я работаю в крупной международной корпорации, которая стояла у самых истоков брэнд-маркетинга как искусства.
Нет совершенно никакой возможности заскучать или прекратить развиваться. Тебе просто не дадут это сделать ни меняющиеся условия рынка, ни конкуренты, ни твое собственное требовательное руководство. Рынок настолько динамичен, особенно в России, что без постоянных инноваций ты не только не вырастишь долю рынка, но даже и удержать ее не сможешь. Постоянно развиваются средства и способы коммуникации, поэтому приходиться их изучать, осваивать, изобретать свои новые подходы. Трудно, но интересно и познавательно. А главное, что это не праздный интерес к новинкам телекоммуникаций, а практическая и настоятельная необходимость говорить на одном языке со своей аудиторией, например, молодыми динамичными девушками (аудитория нашего брэнда Always). Чтобы заинтересовать, ты сам должен быть «в курсе», следить за трендами, находить актуальные темы. Идеально, если эти темы волнуют и тебя тоже, ведь многие жизненные ценности универсальны. Например, как сделать свою жизнь яркой, самореализоваться в профессиональном плане, но остаться привлекательной женщиной, завести семью, но вести активный образ жизни.





Cовет от участницы CosmoПрофи



Елена Клочкова, , копирайтер Promo-plus

Реклама — это своего рода творчество, и поэтому крайне важно уметь смотреть на жизнь, на людей, на вещи по‑особенному, с нестандартной точки зрения, искать во всем что-то необычное и интересное. Ответ на вопрос, идти или не идти работать в сферу рекламы, очень прост. Если вы не любите однообразие, монотонность и обыденность, тогда вы обратились по адресу.
Что нужно уметь для того, чтобы стать профи в рекламном бизнесе? Главное — ко всему подходить творчески, уметь фантазировать и придумывать, быть открытым для мира и для окружающих, уметь общаться и правильно преподносить себя и свои мысли, видеть в некрасивом красивое, в обычном и повседневном — уникальное и невероятное. Это очень помогает в творческом процессе.
Но не стоит думать, что работа в мире рекламы — это яркая и безоблачная жизнь в уютном офисе с замечательными коллегами. Нужно быть готовым и к рутине, ведь без нее никуда. Придется задерживаться на работе и работать даже в выходные, ездить на встречи к неугомонным клиентам и учиться формулировать их мысли, чтобы воплотить в жизнь их идеи, в общем, работать не покладая рук, причем — с улыбкой на лице!







Cовет от участницы CosmoПрофи



Евгения Сосновская, директор по медиа-баингу РА «ACG Санкт-Петербург»

Сейчас профессии рекламной отрасли окутаны неким флером романтики и гарантированной легкой красивой жизни (спасибо столь популярной нынче литературе про тех, кому «под тридцать»), но работа в рекламе далеко не всегда связана с тусовками, красивыми картинками и весельем. Реклама — это нелегкий труд. И труд нередко неблагодарный. В этой сфере царит жесткая конкуренция (в том числе и внутренняя). Да, профессия очень интересная. Но если вы собираетесь посвятить себя этому делу, лучше с самого начала быть готовыми к тому, что работа в рекламе, как правило, жестко структурирована, поэтому заниматься придется все время одним и тем же, а не свободно порхать, подобно героям многих романтических комедий, между разнообразными проектами и презентациями. И если дизайнерам, копирайтерам и креаторам проще — им каждый раз, безусловно, дается место для творчества, то работа того же байера или координатора зачастую не оставляет особого простора для фантазии и довольно скоро может начать казаться рутиной. Если это происходит, значит, вы выбрали не ту сферу применения своих талантов.
Чтобы этого избежать, нужно точно определить для себя, что именно интересно в рекламе именно для вас. А для этого, конечно, лучше попробовать себя в деле. Бесценный опыт в этом плане дает практика в рекламном агентстве — пусть даже курьером или стажером. Даже если вам не дадут возможности сделать что-то очень ценное и важное, вы все равно поймете, кто и чем занимается, как складываются отношения и есть ли в рекламе то направление, в котором вам будет интересно себя реализовать.
Нельзя забывать, что реклама — прикладная дисциплина, и выучиться в вузе на рекламиста — не значит стать специалистом в рекламе. Кстати, масса людей, занимающих в рекламном мире высокие позиции, вообще не имеют специализированного образования.
Работа в рекламе требует большой самоотдачи, умения много работать без потери качества, способности быстро мобилизоваться и постоянно впитывать новую информацию. Обучаемость и организованность (внутренняя в том числе); стремление к самосовершенствованию, здоровый карьеризм и умеренная амбициозность; умение работать в команде и способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, ответственность в принятии решений и признании своих ошибок, стрессоустойчивость и находчивость — это далеко неполный список неотъемлемых качеств хорошего специалиста по рекламе.
А еще очень важно не бояться. Да, будет трудно, но зато интересно. Это уж точно!







Cовет от участницы CosmoПрофи


Татьяна Шибалкина, (Волгоград), sales-менеджер Медиа — Группа «Новая Волна»

Маркетинг, реклама и PR, а также медиабизнес, — сейчас одна из самых современных, перспективных и очень интересных сфер деятельности. Это направление динамично развивается, появляется профессиональная литература, что, несомненно, облегчает работу. Эту работу нужно любить, она должна быть тебе интересна. Это сфера для людей, которые умеют и любят общаться, недаром есть правило: 1 000 контактов — 1 000 контрактов.
Нужно быть творческим человеком, так как часто нам самим приходится придумывать тексты и сценарии для рекламных роликов и рекламных кампаний. Медиабизнес постоянно развивается, поэтому необходимо учиться, каждый день узнавать что-то новое. Одно из важных качеств, которым должен обладать человек, работающий в этой сфере, — стрессоустойчивость. Но если вы решили стать настоящим «профи» и уверены, что у вас все получится, — добивайтесь своей цели! Главное — верить!

Ты любишь свою работу, стремишься к самосовершенствованию, умеешь строить карьеру, добилась много в профессиональной сфере и при этом с юмором относишься к словам «ценный кадр»? Неужели ты еще не стала героиней нашей рубрики «История успеха»? Тогда тебе СЮДА — заполни Cosmo Анкету Профи!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить