Как выделиться на работе?

Любая компания заинтересована в хороших сотрудниках. Хорошо, если работаешь в небольшой фирме, где все друг у друга на виду. А если в ней десятки, сотни, даже тысячи людей?

Как выделиться на работе?

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ?
Алина (28) несколько лет проработала менеджером по персоналу в многопрофильном холдинге. Однако в период кризиса организации пришлось провести массовые сокращения, и девушка также попала в этот скорбный список. «Было очень обидно, я считала себя хорошим сотрудником. Почему-то другие коллеги с аналогичным или даже меньшим опытом и достижениями, чем у меня, остались на своих местах», — недоумевает Алина.

Очевидно, с подобными проблемами в последнюю очередь может столкнуться тот, кто в своей компании имеет статус ценного работника. Это «звание» выступает определенным гарантом безопасности и защищает от увольнения в кризисных ситуациях. У таких специалистов также есть высокий шанс на продвижение по карьерной лестнице, получение различных материальных благ, удобных условий для работы, признания и уважения. «В большинстве случаев ценным называют того, чья деятельность приносит прибыль организации», — объясняет Карина Хутаева, директор Сиднейской Академии Менеджмента. Такие люди часто обладают важными для благополучия фирмы связями: в налоговой инспекции, с чиновниками различного ранга и т. д. Всегда в почете специалисты, курирующие большие и ответственные участки работы, отвечающие за принятие ключевых решений, способные предлагать инновационные идеи. Значимость работника определяется и тем, сколько времени и денег потеряет организация в случае временного простоя из-за его ухода — пока найдется и будет обучен новый человек.

СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ
Существуют различные стратегии продвижения в компании. Мария (25) — психолог, а также офис-менеджер в службе помощи детям и подросткам. Сочетание обоих видов деятельности вкупе с личными качествами девушки — энергичностью, стремлением объединять людей — привело к тому, что она стала в своем отделе коммуникативным лидером, человеком, к которому стекается вся информация. «Я распределяю нагрузку для каждого сотрудника, слежу за отчетностью, оповещаю о предстоящих семинарах и планерках», — делится Мария.

Типичный способ обеспечить свою незаменимость в глазах коллектива — замкнуть на себя все информационные каналы. Как правило, у других либо нет доступа к этим сведениям, либо он ограничен. Если человек-посредник уходит из компании, в ней быстро нарушаются внутренние и внешние коммуникации. Он также может унести с собой важную информацию, отдать ее конкурентам или переманить клиентов.
По мнению Регины Гувениус, руководителя отдела персонала агентства «Петербургская недвижимость», холдинга Setl Group, чтобы стать заметным в любой организации, важно быть экспертом в своем деле. «Козырем может стать такое направление работы, с которым ты справляешься лучше всех. Например, отлично ведешь переговоры с клиентами или улаживаешь конфликтные ситуации. Особенно это актуально в случае плотной конкуренции среди персонала», — говорит она. Профессионализм, как правило, ценится в сочетании с трудолюбием, поэтому многие в стремлении выделиться делают ставку на трудоголизм. «Не всегда начальство способно по достоинству оценить такое рвение. Это может выглядеть так, как будто нагрузка у тебя небольшая или ты получаешь удовольствие от дополнительного труда без оплаты, поэтому за безотказность тебе еще и добавят новые обязанности, — предостерегает специалист. — Учитывай целесообразность и актуальность имеющейся работы. Лишь в некоторых случаях, например, на новом месте, или когда в фирме кризис, или если нужно вовремя выполнить важное задание, необходимы подобные переработки». Регина Гувениус уверена: в любой компании наравне с профессионализмом также ценится умение работать в команде и выстраивать эффективные отношения с коллективом, соответствие корпоративной культуре.
Еще одна стратегия продвижения в организации заключается в позиционировании себя в качестве ее «лица» для клиентов, партнеров, СМИ. Такой человек устойчиво ассоциируется с определенной корпорацией, и его уход может нанести ущерб ее имиджу. Этот способ подойдет для коммуникабельных людей с ораторскими способностями, готовых выступать в качестве представителя компании на конференциях, выставках, переговорах и т. д.
Можно поути по пути личноых связей — даже самому подозрительному руководителю всегда нужны свои люди — лояльные и преданные. Если удалось завоевать симпатию и доверие босса, в фирме удастся задержаться на долгое время.

ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ
В погоне за статусом ценного сотрудника некоторые не гнушаются присваивать чужие достижения. «Я работаю
в рекламном отделе сети салонов сотовой связи. Недавно нам поставили задачу разработать рекламную кампанию. Над ней трудилась команда из нескольких человек. Один из них преподнес шефу основную идею, придуманную мной, как свою», — жалуется Ирина (31). Регина Гувениус советует: «В таком случае не стоит замалчивать произошедшее: расскажи начальнику об этом, посоветуйся, что делать, чтобы в будущем такой ситуации не возникало. Поговори начистоту с тем, кто присвоил твою идею, и предупреди, что так просто этого не оставишь. А сама в следующий раз будь осторожнее». Лучше всего если у тебя на руках будут свидетели того, что именно тебе принадлежит ноу-хау: например, отчеты, электронная переписка. Карина Хутаева добавляет: «Эффективно работающая команда имеет больший потенциал, чем отдельно взятый человек. Если в общем обсуждении кто-то высказал оригинальную идею, нельзя приписывать ее только одному сотруднику, она является продуктом командной работы. Однако встречаются люди, которые тянут одеяло на себя, объясняют достижения команды личным успехом. Руководитель, как правило, может через некоторое время легко распознать это устойчивое поведение у конкретного работника».
Большинство же придерживается другой крайности: полагают, что работа должна говорить сама за себя, и те, кому надо, оценят ее по достоинству. Подобная скромность хороша до определенного момента. Пока вы только начинаете свою карьеру. Значение самопиара — умения показать себя и свои успехи в нужном ракурсе — один из важнейших навыков профессионала
и не стоит им пренебрегать. «Руководители не всегда в состоянии отследить вклад каждого сотрудника в общий результат. Поэтому они также нуждаются в своевременной и регулярной обратной связи от своих подчиненных: какие проекты начаты, каково текущее состояние дел, какая помощь и дополнительные ресурсы необходимы, какие получены результаты», — поясняет Карина Хутаева. Информируя кого-либо, важно соблюдать баланс между сведениями о том, как протекает выполнение той или иной задачи, и тем, каковы общие итоги. Обратная связь о текущем состоянии дел не менее важна, чем отчет об уже проделанной работе. Каким образом можно донести определенные сведения нужным людям? Например, в ходе специально затеянного разговора или ненавязчивой беседы, во время совместного обеда, в курилке и т. д. Это также может быть различная отчетность, письмо по электронной почте, презентация проекта или отдельных его компонентов, интервью в корпоративной газете. Не ограничивайся информированием только непосредственного руководителя, не забывай о коллегах и сотрудниках из других подразделений. «Коллеги также являются носителями информации о нас, поэтому то, что ты им говоришь, как выстраиваешь отношения, может пойти и на пользу, и во вред», — предупреждает Регина Гувениус.
Как определить для себя грань между ненавязчивым самопиаром и обычной бравадой, за которой, по сути, ничего ценного нет? «Отличить правдивый рассказ о своих успехах от бахвальства очень легко. Информирование содержит конкретные факты, итоги и достижения. Это особенно важно, когда результаты работы сотрудника оказывают положительный эффект на деятельность компании. Результаты могут измеряться, например, процентом прибыли организации, количеством довольных или обслуженных клиентов, новыми контрактами, креативной идеей для рекламы продукции фирмы», — говорит Карина Хутаева.
Грамотное и своевременное информирование других людей привлекает внимание к тебе и твоей работе, придает определенный вес в глазах коллектива. А значит, при распределении премий или прибыли о тебе вспомнят в числе первых, предложат перспективный проект, повысят в должности. Чтобы сделать правильный выбор, каким образом стать ценным специалистом, важно определиться, на что ты ориентируешься — на сиюминутную выгоду или формирование прочной репутации профессионала.

ТЕКСТ: Марина Зыкова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить