Как сохранить работу в кризис?

Что сейчас происходит на рынке труда? Насколько заранее можно понять, что под угрозой сокращения находишься именно ты? А если это уже свершившийся факт — как быстро сориентироваться и какие шаги предпринять, чтобы период незапланированного отдыха не продлился долго? Наш автор Вера Романова — профессионал с многолетним опытом работы в стратегическом маркетинге в российских и западных компаниях. Она знает, что делать.

Как сохранить работу в кризис? Getty Images

Смотрим глобально

Происходящее на рынке труда напрямую связано с экономикой нашей страны. Насколько затяжным окажется этот кризис, мало кто берется предсказать. Некоторые эксперты полагают, что дно уже достигнуто, и, если они правы, то это хорошие новости, ведь, если ниже падать некуда, начинается рост. Но есть предрекающие следующую волну неприятностей уже сейчас.

Бизнес, страдающий от кризиса, ведет себя по тому же принципу, по которому ты планировала бы расходы, оказавшись в сложных финансовых условиях, особенно если они непредсказуемы в части дальнейшего поступления средств. В первую очередь из списка (если ты, конечно, не закоренелый шопоголик с зависимостями) уходят вещи из категории «еще одна сумочка» и предметы далеко не первой необходимости, уменьшаются расходы на развлечения. В худшей ситуации остается только то, что закрывает потребности жизнеобеспечения: еда, лекарства, расходы на жилье.

Где сегодня хорошо, а где — не очень?

Традиционно хуже всех в кризис чувствуют себя банковская сфера и страховой бизнес. Тяжело приходится производителям автомобилей и автодилерам, девелоперам и строительным компаниям. Плохо розничным сетям, продающим одежду, обувь и спортивные товары. Страдает рекламный бизнес, если это не диджитал, и компании, которые его обслуживают, — типографии например. Туристические агентства, ориентированные на направления долларовой и еврозон не могут похвастаться прибылью на уровне прошлых лет. Кризис негативно отразился на тех агентствах по трудоустройству, у которых не было многолетних выстроенных отношений с клиентами.

В списке чувствующих себя хорошо отечественные производители сельскохозяйственной продукции, фармацевтическая индустрия, нефтегазовая и смежные с ней отрасли. Производители и компании, работающие на экспорт, в принципе, чувствуют себя намного комфортнее тех, кто занимается импортом. На подъеме дешевые розничные сети. Активно развиваются продажи через интернет-компании: раньше не рассматривавшие для себя подобную бизнес-модель сейчас готовы вкладывать деньги в ее развитие, понимая, что это самый верный путь сэкономить на издержках, связанных с арендой и персоналом. Кризис не отразился на индустрии интернет-игр. Комфортно чувствует себя IT-сектор, особенно компании, работающие на западных заказчиков. Ситуация никак не повлияла на нишевые бизнесы, предлагающие продукты с минимальной емкостью рынка, например уникальные ингредиенты.

Кто под угрозой?

Посмотрим теперь, что происходит с кадрами, ведь за этим общим словом стоишь именно ты.

Итак, компании в первую очередь экономят бюджет на функциях, не приносящих очевидной прибыли. Юристы, бухгалтерия и финансы, кадровики, IT, секретариат, водители и охранники… В лучшем случае в эти отделы просто заморозят найм. В приемлемом варианте часть сотрудников выведут за штат либо предложат другие условия. В худшем — оставят минимум людей, чья работоспособность и компетенции наиболее высоки. Далее в зоне риска функции, загруженность которых напрямую зависит от объема бизнеса. Например, спортивному клубу, где в несколько раз сократился поток клиентов, уже не нужно прежнее количество тренеров; автосалон, если продажи упали вдвое, не будет держать прежнее количество продавцов.

Подумай, без каких функций не может обойтись твой работодатель. Ты работаешь именно в этом отделе — поздравляю, первый «фильтр» пройден! Смотрим глубже.

Как понять, что ты в зоне риска?

В спокойные времена большинство компаний, а особенно их привилегированные, несущие «золотые яйца» подразделения, занимались наймом людей «на всякий случай», дробили функционал, разгружая своих сотрудников. Когда начинаются сокращения, этим подразделениям тоже приходится идти на жертвы. Поэтому первый вопрос, который стоит себе задать: «Может ли компания без меня обойтись?» Ведь если ты — уникальный специалист, которому сложно найти замену, с тобой вряд ли расстанутся. Второй, не менее важный вопрос: «Понимает ли компания мою ценность?» Зачастую, особенно в больших компаниях, совершенно не очевидно, чем занимается рядовой сотрудник. «Продавать» себя, свою команду, подразделение — очень полезный навык, который к тому же помогает разобраться и проанализировать функционал и занятость, заранее и самостоятельно выявить «слабые места».

Когда решение о сокращении конкретных людей уже принято, повлиять на ситуацию практически невозможно. То, о чем пойдет речь ниже, — ранние признаки надвигающейся угрозы — этап, на котором, если ты действительно хочешь остаться в компании, ситуацию еще можно поменять в свою пользу. Только вот действовать стоит начать немедленно.

Итак, вероятнее всего ты находишься в зоне риска, если: тебе перестали поручать ответственные задания и перспективные проекты, просят заполнить почасовой график работы, перестали вовлекать в командные проекты, твоя последняя оценка ниже средней, и есть пожелания руководства повысить качество твоей работы. При прочих равных сокращение может грозить тебе, если ты находишься на испытательном сроке либо недавно пришла в компанию.

Как действовать?

Прежде всего, сформулируй свою ценность для компании, оцифруй свой участок работ. Например, пиар-менеджер может просчитать стоимость размещенных с его подачи материалов, подсчитав, во сколько бы обошлось компании подобное размещение рекламы за деньги. Если твоя зона ответственности узкая (например, ты работаешь в кадрах и отвечаешь только за обучение сотрудников), расширь свои навыки и функционал, изучив, к примеру, тему оценки и мотивации персонала.

Очень важно стать заметной, брать на себя больше задач и проектов, справляться с ними качественно и в срок. Подумай, в каком направлении может развиваться твое подразделение и что делают лидеры индустрии. Компании очень задумываются о том, какими они будут через 5−10−15 лет и какой продукт будет востребован рынком. Все — инновационные, сокращающие издержки, увеличивающие продажи, уменьшающие риски — кейсы рынка тебе в помощь. Если ты докажешь свою ценность, повысишь уровень знаний, предложишь прорывной и перспективный проект, новые «работающие» идеи, руководство как минимум задумается, а стоит ли терять такого человека.

Если твое решение — уйти

Имеет полное право на жизнь вариант, когда, поняв, что тебе грозит сокращение, ты выбираешь уйти. В таком случае обязательно сохрани хорошие отношения, получи рекомендации и договорись о компенсации. Стоит помнить, что добровольно и самостоятельно зону комфорта покидают немногие. А примеров, когда под влиянием обстоятельств начиналась новая, более интересная, насыщенная и яркая жизнь, достаточно.

Выйдя на рынок, будь максимально проактивной. Правильно оцени себя, пойми, чем ты будешь готова пожертвовать, а чем — нет. Сделай емкое, краткое, грамотное и максимально информативное резюме. Не используй модный формат инфографики — ищущие персонал сегодня просматривают сотни резюме в день и, увидев непривычный формат подачи информации, не станут в него вникать. Заручись рекомендациями бывших коллег и руководителей, зарегистрируйся на ресурсах, где кадровики и агентства ищут людей. Как минимум это linkedin, если ты руководитель, либо Headhunter, если ты рядовой сотрудник. Добавь в список контактов linkedin кадровиков компаний, которые тебя интересуют, и рекрутеров агентств. Размести посты о поиске работы в тематических группах соцсетей и на личной страничке. По нескольку раз в день просматривай ленты и оперативно откликайся на публикации интересных тебе вакансий. Напиши напрямую в компании, где тебе хотелось бы работать, обосновав, почему твоя кандидатура может быть им интересна. Помни, что сегодня особенно ценят «бойцов», умеющих работать в ситуациях, когда меняются цели и решения, в условиях нестабильности и стресса. Ищи бизнесы, набирающие людей, и, выбирая нового работодателя, помни, что крупные компании более устойчивы в кризис.

Пусть все твои знакомые, друзья, друзья друзей знают, что ты в активном поиске, но ни в коем случае не устраивай обсуждений на тему «все сложно и плохо» с подругами. Обязательно сохраняй положительный настрой, занимайся спортом, участвуй в благотворительных проектах, заводи новые знакомства. Увидишь, обстоятельства обязательно сложатся к лучшему!

Вера Романова, директор по развитию бизнеса агентства Theoptimist, создатель коуч-проекта www.mycareerstart.ru

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить