Как найти и сохранить работу в сложный экономический период

Управляющий партнер рекрутингового агентства RichartsMeyer Executive Recruitment Ольга Демидова о том, как найти и сохранить работу в сложный экономический период.

Как найти и сохранить работу в сложный экономический период Стас Мартынов

Хедхандинг, или «охота за головами», — это профессия для тех, кто хорошо разбирается в людях, в их потребностях и возможностях. По мнению Ольги Демидовой, основателя рекрутинговой компании RichartsMеyer Executive Recruitment, человек, занимающийся подбором кадров, должен обладать эмоциональным интеллектом и на уровне химии понимать, чего хотят клиент и соискатель.

Расскажи, как ты начинала свой путь?

Я всегда мечтала работать в сфере благотворительности, но попасть в МГУ на факультет государственного и муниципального управления у меня не получилось. Я поступила на юрфак РУДН и после окончания университета три года проработала по специальности, параллельно оканчивая магистратуру. B какой-то момент я поняла, что работать с бумажками — не мое.

Как ты вышла из этой ситуации?

Все получилось совершенно случайно. На вечеринке у друзей знакомая сказала, что они ищут рекрутеров в свое агентство, и пригласила меня.

Ты согласилась?

Я была основательной барышней, поэтому долго думала. Поменять профессию, когда у тебя за спиной семь лет учебы по специальности — дело серьезное. Но в итоге решила рискнуть и стала ассистентом в этой компании. Попала туда на этапе стартапа, в команду из шести человек. Это было в 2005 году, в период расцвета рекрутмента в России. Через полгода я выросла до менеджера — руководителя направления. Мой отдел занимался только юридическими вакансиями, потому что я пришла из этой сферы и хорошо в ней разбиралась. Но и другие позиции у нас, конечно, были. Например, управляющий имуществом олигарха и даже пилот частного самолета! А потом случился кризис.

Компания его пережила?

Да, но не без потерь. И именно мне пришлось уйти. Так я попала в иностранное рекрутинговое агентство Antal — Laurence Simons. Работа была интересная, но узкопрофильная, потому что за несколько лет я приобрела репутацию специалиста исключительно по юридическим вакансиям. Чувствовала: для того, чтобы двигаться дальше, нужно расширять сферу деятельности. Как раз тогда я встретила человека, который сказал: «Что ты сидишь сложа руки, если тебе не нравится?».

И ты прислушалась?

Опять-таки, не сразу. У меня такой характер, что кардинально изменить свою жизнь мне очень сложно. Но все-таки я решилась на такой важный шаг как создание собственной компании с нуля. Так появилось агентство RichartsMeyer. А советчик стал партнером по бизнесу.

Каково это — создать компанию с нуля?

У меня были средства после продажи ипотечной квартиры и несколько инвесторов. Мы начали втроем в маленьком офисе с подбора юристов. Потом к нам подтянулись мои бывшие коллеги — и вот уже четыре года у нас две команды. Специализация первой — вакансии высшего звена, второй — management selection, уровень специалистов с опытом работы 3−7 лет. Мы занимаемся подбором юристов, финансистов, айтишников, менеджеров по управлению персоналом, а также изучаем рынок труда и анализируем заработную плату. У нас есть офисы в Москве, Казахстане и Берлине. Сейчас запускаем тренинговое направление только по рекрутменту.

Теперь ты довольна собой?

Да, но развиваться все равно хочется. Меня, например, очень волнуют выпускники юридических вузов. Они до сих пор не понимают, как строить карьеру. И я придумала проект-платформу Legal Recruitment, помогающую людям этой профессии найти место в жизни. Студенты смогут хорошо изучить рынок, а специалисты среднего звена — понять, какие качества в себе развивать, чтобы двигаться по карьерной лестнице.

Давай о насущном. Как обезопасить себя от сокращений в кризис?

Мой главный совет — общайся! Знакомься с людьми из самых разных сфер, даже если у тебя уже есть хорошая работа. Когда наступают сложные времена, никто не застрахован от увольнения, поэтому нужно параллельно мониторить ситуацию на рынке, смотреть вакансии в своей области, запасные варианты. Можно поговорить с рекрутером, чтобы понять, что в настоящее время происходит на рынке. Стоит помнить, что руководство всегда удерживает лучшие кадры, даже во время финансовой нестабильности, а в процессе сокращений избавляется, как правило, от балласта.

Что делать, если ты считаешь себя отличным работником и хочешь увеличения зарплаты?

Попробуй для начала объективно оценить свой труд и вклад в развитие компании. Ведь если ты просто отсиживаешь рабочие часы и ничего не делаешь, твоя просьба заставит работодателя лишний раз обратить внимание на твою профессиональную несостоятельность.
В современных компаниях есть разработанная политика пересмотра заработной платы раз в год. Она равна инфляции. К сожалению, исходя из текущей ситуации, никакого увеличения оплаты труда нас, видимо, в ближайшее время не ждет. Нужно просить о повышении оклада, если ты видишь, что у компании хорошо обстоят дела с финансами. Логично, что в кризис этого лучше не делать. Нетривиальный ход — попросить расширить круг обязанностей за те же деньги. Рецессия закончится, и ты выйдешь из нее с новым опытом и хорошим резюме.

Кого в первую очередь коснется кризис?

Во-первых, сотрудников, не приносящих компании прибыли, так называемого бэк-офиса: административный персонал, маркетологов, пиарщиков, юридический отдел, бухгалтерию. Вторая категория — люди, от которых давно пытались избавиться, а кризис — прекрасный шанс сделать это быстро и дешево. Но может быть, что компания просто закроется — и все останутся без работы.

А как быть, если приходится искать работу в это непростое время?

Здесь нужен особый подход. В первую очередь, это хорошее резюме, может даже два — одно общее, а другое — под конкретную индустрию. То есть, если ты маркетолог, то нужно понять, в какой сфере ты хочешь работать, например, в IT или в рознице, и составить несколько резюме, ориентируясь на свой выбор. Написать четкое краткое сопроводительное письмо, чтобы хедхантер понял, чем именно ты полезна как специалист. Обязательно нужно говорить своим знакомым о том, что ты в поиске работы, использовать все возможные контакты, в этом нет ничего зазорного. И следует понять, в какие агентства отправлять свои резюме — узкопрофильные или наоборот.

А если я понимаю, что хочу поменять сферу деятельности?

Нужно иметь в виду, что тебе придется вернуться на несколько шагов назад, в прошлое. Я бы посоветовала взвесить все за и против, прежде чем решаться на кардинальную смену профессии. Возможно, в твоей сегодняшней специальности есть области, в которых ты могла бы развиваться более эффективно. Например, когда я работала юристом и страдала от копания в бумажках, то просто не подозревала о существовании консалтинга и других интересных областей. Но я знаю много историй, когда люди уходили из профессии и становились счастливыми. У меня был знакомый юрист, который стал артистом Большого театра, а еще один — дирижером. Ты — творец собственной жизни, и пойти по другому пути никогда не поздно, если ты действительно уверена, что это необходимо.

С какой профессией никогда не останешься без работы?

Сейчас очень не хватает технических специалистов, инженеров, менеджеров по продажам. Клиенты постоянно ищут ценные кадры; юристов достаточно, но хороших специалистов — мало. Еще многое зависит от индустрии. Сейчас активно развиваются фармацевтическая отрасль, IT-телеком, электронная коммерция, интернет. И, конечно, рекрутмент — перспективная, но пока не очень конкурентная сфера, особенно в России.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить