Как научиться письму?

Когда требуется написать связный текст, будь то деловое письмо, рабочий отчет или послание возлюбленному, многие из нас теряют дар речи и твердость руки.

Как научиться письму?

Когда требуется написать связный текст, будь то деловое письмо, рабочий отчет или послание возлюбленному, многие из нас теряют дар речи и твердость руки. Тебя тоже пугает белый лист? Cosmo знает, как бороться с белизной.

Думаешь, что большинство людей способны за пару минут наваять нечто осмысленное, а писателям муза надиктовывает текст от первой буквы до последней точки? Это не так. Просто они пользуются наработанными «фишками» и способами преодолеть ступор. Вот какие приемы можно посоветовать.

Долой начало

Основная ошибка — это попытка написать вступление или хотя бы первые предложения текста, который тебе нужно сотворить. Такой задачей можно загрузиться надолго. Зайди с другой стороны, а именно: возьми чистый лист, которого ты так боишься. Речь именно о листе бумаги, а не о пустой странице в компьютере. Дело в том, что думать и одновременно долбить по клавиатуре могут лишь те, у кого это умение превратилось в устойчивый навык. А у подавляющего большинства людей (особенно не умеющих печатать вслепую) ментальные метания и движения пальцев не синхронизированы, более того, мешают друг другу: необходимость высматривать нужные клавиши отвлекает от поиска формулировок.

Начни обдумывать будущий текст с карандашом в руке (выдели под это 3−4 листа бумаги, чтобы не бояться все испортить). Для начала определи задачу: название статьи или документа, вопрос, на который нужно дать ответ, и т. п. Даже если ты сочиняешь письмо, обозначь: «Письмо Маше о том, как я съездила в Германию». Затем спокойно размышляй, о чем бы ты хотела поведать. Не стесняйся рисовать картинки или узоры — их никто не увидит, зато лист будет становиться все менее белым, а это свидетельство того, что ты уже не в начале пути. Когда возникает обрывочная мысль, фиксируй. Не переживай о формулировках, главное — помнить, о чем собиралась сказать. На этом этапе не пытайся сделать связный план, это может застопорить работу. Просто складируй ценные идеи в порядке их поступления. Когда будет более трех пунктов, страх как рукой снимет.

Отключи тормоза

Основной барьер на начальном этапе — это попытка сделать сразу и очень хорошо, например, написать вступление, которое заинтригует читателя, или четко и ясно выразить главную мысль. Очень трудно составить первую фразу, если ты убедила себя, что в ней должен быть заложен архиважный, глубочайший смысл. Так вот, не ломай голову! Просто набрасывай идеи и строй работу над текстом в несколько этапов.

Наша схема поможет тебе успокоиться и продолжить работу, даже если какая-то мысль поначалу будет выражена коряво. Ну и что? Потом сделаешь из нее «конфетку».

Нарисуй скелетик

Когда ты накидаешь идей и еще раз прочтешь их скопом, то сможешь понять, как их лучше организовать и какую структуру выбрать. Конечно, жанров текста великое множество, и у каждого из них своя структура. Но есть несколько основных, которые подойдут для так называемых прагматических текстов — тех, которые дают людям прежде всего информацию (о художественных текстах мы сейчас не говорим). Теперь подробнее.

1. ЗА И ПРОТИВ. В такой форме можно писать аналитику: начиная с ответов на деловые предложения и заканчивая ответами на предложения руки и сердца. Твои идеи можно выстроить либо по схеме «аргументы за — аргументы против — вывод о том, что более весомо», либо «на каждый аргумент — контраргумент».

2. РАССУЖДЕНИЕ. Такая форма — для текстов, которые должны кого-то убедить (скажем, доказать шефу пользу твоих идей). В этом случае аргументы вытекают друг из друга: «утверждение — следовательно… следовательно… и т. д. «Или их можно перечислять независимо друг от друга: «во-первых, во-вторых, в-третьих».

3. ОТЧЕТ. Тебе нужно зафиксировать факты и, главное, правильно выбрать принцип их изложения. Хронологический (если пишешь о том, как прошел корпоратив) или последовательный, от более важного к менее важному (если это отчет о работе за неделю).

4. ЭССЕ. После того как ты нанижешь идеи на такой «скелет», перед тобой будет уже не чистый лист, а план, по которому можно смело сочинять текст. А здесь уже рукой подать до написания вступления и заключения. Они придут сами собой, когда основная часть будет готова.

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ: собрать разрозненные мысли на заданную тему.
  • СОРТИРОВКА: отнести эти мысли к разным группам, наметить причинно-следственную связь.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ: набросать предварительный план.
  • НАПИСАНИЕ КУСОЧКОВ в удобном для тебя порядке.
  • КОМПОНОВКА ТЕКСТА В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ: соединить уже готовые кусочки.
  • РЕДАКТИРОВАНИЕ: дописать соединительные части, чтобы главки стали связанными между собой.
  • ДОРАБОТКА: вступление, заключение, перестановка главок и т. п. (да-да, только сейчас ты сочинишь действительно «первую» фразу!).
  • ШЛИФОВКА: именно на этом этапе твоя мысль наконец приобретает идеальное выражение, а слова становятся убедительными и прекрасными. А прежде не стоит и думать над тем, как придать идеям совершенную форму (и уж тем более никогда не нужно с этого начинать).

Почему карандаш лучше ручки?

  • С ним спокойнее, «что написано пером — не вырубишь топором» не про него: ведь есть такая штука, как ластик.
  • Меньше напрягается рука, а это важно: мелкомоторное напряжение вызывает напряжение умственное.
  • С ним легко еще и потому, что с детства он ассоциируется с «почеркушками» на тетрадных полях. В противовес ручке — атрибута школьных контрольных работ.

Анна Никитина
ФОТО CAMERA PRESS/FOTOBANK.RU

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить