Как начать свое дело без собственных финансовых вложений: секреты краудфандинга

Ильяна Ааман — специалист «Яндекс.Деньги» по краудфандингу — рассказывает, как собрать через Интернет деньги на свою мечту. Например, запись музыкального альбома или запуск собственного fashion-бренда.

Как начать свое дело без собственных финансовых вложений: секреты краудфандинга

Ильяна, расскажи, где же найти деньги на реализацию своей идеи, когда очень хочется, а в кармане всего сто рублей мелкими купюрами?

Если есть хорошая идея, но нет средств на ее воплощение, можно попросить денег у друзей и пользователей Интернета. Это называется модным словом «краудфандинг». То есть краудфандер — это некий человек, который идет к людям, толпе (от англ. «crowd») со своей идеей и предложением воплотить ее вместе. Поучаствовать в воплощении проекта может каждый желающий. А взамен получить не только приятное чувство сопричастности, но и вполне себе земные «плюшки»: экземпляр книги, на издание которой шел сбор средств, билеты на премьеру спектакля, автограф знаменитости или просто милые магниты, которые будут напоминать о личном участии в реализованной идее, мечте.

Получается, краудфандинг — это особая форма благотворительности?

Классический краудфандинг все же подразумевает вознаграждение участникам, значительность которого зависит от суммы взноса. Как показывает практика, приятное вознаграждение стимулирует бэйкеров (тех, кто вносит средства в поддержку проекта) вносить больше, если за это предусмотрено получение чего-то материального. То есть, скорее внесут 500 рублей при наличии вознаграждения, чем 100 рублей за простое упоминание на странице проекта. При этом, и благотворители, и авторы социальных проектов также могут использовать краудфандинг для привлечения средств.

Краудфандинг как источник финансирования может пригодиться в любом проекте: и когда нужны деньги, чтобы реализовать творческий замысел, и когда есть отличная бизнес-идея, и когда очень хочется помочь бездомным собакам и построить для них приют. Одни ищут средства на создание собственной киношколы, проведение танцевального фестиваля, другие — на питание львов или запуск собственного производства выпечки или джема. Суммы собранных средств — от 10 рублей до нескольких миллионов. Например, в прошлом году молодой дизайнер Анна Шарлай собрала через Boomstarter.ru больше 300 тыс. рублей, чтобы издать свою книгу о моде и путешествиях. Приюты для животных регулярно собирают самые разные суммы на лечение и корм питомцам через площадку Planeta.ru.

Идея собрать деньги от широкого круга людей, зачастую незнакомых, не нова. Еще власти Парижа просили у горожан деньги на строительство Эйфелевой башни, а Шурочка в «Служебном романе» — на подарки коллегам-именинникам (пример краудгифтинга). Каждый из нас тоже хоть раз в жизни выступал в роли краудфандера, собирая, например, с однокурсников на выпускной или цветы для учительницы. Только сегодня краудфандинг принято связывать именно со сбором денег онлайн, когда используются соцсети, специальные интернет-платформы и современные способы приема средств.

Насколько я знаю, краудфандинг сегодня пользуется особой популярностью у звезд?

Звезды не скромничают и запросто просят у своих поклонников деньги на свои альбомы, фильмы и книги. Стивен Кинг, к примеру, собрал более $2 млн на свою книгу «Саженец», предложив поклонникам купить первую главу за $1.

Другой гуру краудфандинга — Джеймс Франко. $328 000, которые собрали его поклонники, помогли ему экранизировать собственные рассказы из сборника «Пало Альто». Деньги, вырученные от проката, актер пообещал направить на благотворительный проект «Искусство Элизиума», который организует для детей уроки рисования с участием знаменитых художников.

Из российских звезд моду на краудфандинг негласно ввел Петр Налич, записав в 2008 году свой первый альбом «Радость простых мелодий» на деньги, собранные у поклонников. По его следам пошли группы «Мумий Тролль» и «Король и шут». В 2012 году «Би-2» собрала 1 250 000 рублей на выпуск альбома «Spirit». Евгений Гришковец собирает средства на постановку своих спектаклей. К примеру, сейчас в самом разгаре сбор средств на спектакль «Шепот сердца». Внести можно любую сумму, а взамен получить что-нибудь на память: брелок, футболку, билеты на спектакль или приглашение на фуршет в честь премьеры.

Как подготовить проект для краудфадинга, чтобы он точно выстрелил?

Когда идея созрела, ее нужно красиво упаковать. Важно подготовить интересную историю: как родилась идея, в чем ее уникальность, как она может изменить мир в целом или улучшить жизнь одного отдельно взятого человека. Нужно определиться, какая конкретно сумма понадобится на реализацию. Слишком много просить не стоит, и ни в коем случае не надо организовывать сбор средств для улучшения личного благосостояния — только на проект или благотворительные цели. Надо постараться быть максимально конкретной: лучше предложить оплатить «три урока английского для детей-сирот», чем просто написать «на благотворительные нужды».

Должны быть четко обозначены сроки кампании. Оптимально — 30−45 дней, чтобы у сторонников не успел угаснуть к проекту интерес. Неплохо было бы заручиться поддержкой какой-нибудь «звезды» или наставника. Будет большим плюсом, если, к примеру, актер или кто-то из известных блогеров поддержит благотворительный проект.

«Актуальность и прозрачность» должны стать главным кредо. Крайне важно, чтобы бэйкеры знали, на какой стадии находится проект и на что были потрачены их деньги. Поэтому всегда нужно держать их в курсе происходящего: активно делиться в соцсетях последними новостями, выкладывать фотоотчеты и сканы квитанций. Вообще нужно общаться со своими сторонниками как можно больше — делиться своей увлеченностью, просить обратную связь, реагировать на нее. Даже если не удастся собрать достаточное количество средств для воплощения проекта, полученный опыт привлечения сторонников и финансов, опыт коммуникаций — несомненно, ценное приобретение. Нужно хорошо продумать систему вознаграждений, чтобы довольными остались все: и те, кто внес 100 рублей, и те, кто внес 10 000 рублей. Вознаграждения должны иметь непосредственное отношение к проекту.

Какие есть специальные краудфандинговые сервисы?

В России самые популярные краудфандинговые сервисы — платформы «Яндекс.Вместе», «Planeta.ru» и «Boomstarter». На «Яндекс.Вместе» есть специальные шаблоны, поэтому можно очень быстро создать готовую страницу для сбора средств и разослать ссылку на нее всем своим друзьям и тем, кому может быть интересен проект. С помощью такой страницы вам смогут переводить деньги с банковских карт и электронного кошелька на ваш электронный кошелек. Комиссия составит 0,5 — 2%. Planeta.ru и Boomstarter больше напоминают сообщества — здесь собираются те, кто ищет средства на творчество, стартапы и многое другое. Комиссия сервисов — 10%.

В какой проект ты бы вложила средства, не раздумывая?

Я периодически поддерживаю проекты, которые обещают реализовать мою давнюю задумку или мечту. Один из таких проектов — сенсорный сад-конструктор. У меня маленький ребенок, и я знаю, как важна для детей сенсорная интеграция. И сенсорный сад — это отличная идея, особенно если она распространится как можно шире в городах.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить