Интервью с генеральным продюсером Like FM Денисом Сериковым

Генеральный продюсер Радио ENERGY, Радио Romantika и Relax FM Денис Сериков рассказал о секретах нового проекта холдинга ГПМ Радио — необычного радио Like FM.

Интервью с генеральным продюсером Like FM Денисом Сериковым Фото: Владимир Белоусов; Визажист: Анна Назарова

Like FM — новаторство в консервативной отрасли радиовещания. И по итогам года — это самый яркий стартап в области радио за последние 10 лет. Скажите, почему вы решили отойти от классического понимания музыки на радио?

На самом деле мысль о создании такой радиостанции пришла не случайно: я заметил, как в последнее время люди не хотят тратить много внимания на выбор контента, которого и так в избытке. Образовался некий дефицит внимания. Сейчас огромное количество предложений в музыке, фильмах, книгах, информации, и выбрать очень сложно. Поэтому возникла идея создать такой музыкальный дайджест из лучших песен сегодняшнего дня, которые звучат в сокращенной версии. Ведь все мы пользуемся Instagram и другими социальными сетями, где мы просматриваем ленту, прокручиваем фотографии, но мы не тратим много времени на их разглядывание: посмотрел фотку, лайкнул и пошел дальше. Именно поэтому Like FM использует такой новаторский подход, который очень четко совпадает с ритмом нашей жизни.

Как вам пришла идея о создании станции абсолютно нового формата?

Для того чтобы пришла мысль о создании такого формата, на самом деле понадобилось 18 лет работы на радио. Это не какая-то случайность. За это время я поработал с огромным количеством музыкальных форматов. Надо отметить, что основная часть базовых музыкальных радиоформатов была создана в Америке еще в 50−60-х гг. И с того времени не менялась. Ничего глобально нового не происходило. И вот Like FM — некий эксперимент, который мы решили провести и посмотреть, что будет, насколько эта тема близка и как она пойдет. Идея… Знаете, эти идеи накапливались годами. Я часто бываю в разных странах, езжу по конференциям, общаюсь с большим количеством людей, которые создают медиа, и я постоянно вылавливаю какие-то интересные тренды. И потом к чему-то приходишь. Однако драйвером послужила моя жена. Мы ехали в машине, а она постоянно переключала песни на половине. Меня, конечно, это раздражало. И на мой вопрос, почему она не дослушивает песню до конца, ответила: «А зачем? Тут и так все понятно. Я уже услышала самое интересное». В этот момент у меня и родилась идея о том, что на самом деле людям надо получить только самое лучшее, самую суть и идти дальше. Таким образом, за одну единицу времени, за тот же астрономический час, можно будет услышать больше песен.

Жена является для вас идейным вдохновителем?

Конечно же, в первую очередь, женщина является идейным вдохновителям. Моя жена — это первый человек, с которым я делюсь своими идеями и планами. И чаще всего нахожу поддержку. К тому же женщины, на мой взгляд, обладают более чуткой интуицией и тонким чутьем. Поэтому я стараюсь прислушиваться к ее мнению. Умение понимать суть женского восприятия может дать новые идеи, которые прагматичным мужчинам, возможно, в голову и не придут.

Что именно отличает инновационную радиостанцию Like FM от других станций?

Like FM отличает от других радиостанций многое. Во‑первых, это название — Like FM. На самом деле название очень четко попадает в наше время, в эпоху «лайков», где все ставят отметки «мне нравится» и не могут без этого жить. Сейчас все оценивается с помощью «лайков». Они есть некий показатель того, насколько это круто, модно и интересно. Конечно, Like FM — это не только короткие песни, основная фишка — в подходах, которые мы используем: влияние слушателей на выбор той музыки, которая появляется в эфире, отсутствие ведущих и ненавязчивая подача рекламы.

Кроме того, совсем недавно мы провели концерт Like Party. Это музыкальный фестиваль радиостанции Like FM, который мы планируем проводить ежегодно. И наш первый концерт прошел под слоганом: «Первое шоу, которым управляешь ты!». Зрители шоу с помощью мобильного приложения могли влиять на ход концерта: выбирали песни, которые они хотели бы услышать во время шоу, определяли порядок артистов, которые будут выходить на сцену. Плюс все, кто имел приложение, могли во время концерта влиять на сценические эффекты — дым, блестки с потолка, менять свет в зале, участвовать в розыгрыше призов. То есть мы пытаемся внести инновации не только в радиоэфир, но и в шоу-индустрию. И я думаю, что в следующем году мы приготовим много новых интересных фишек, сюрпризов для наших слушателей и зрителей. Уверен, мы сможем их удивить.

Музыкальное программирование на вашей радиостанции осуществляется с применением эксклюзивной специальной разработки — объясните нашим читательницам, что это за разработка.

Конечно же, это секрет. Но читательницам портала Cosmo я его раскрою. Идея очень простая. Любой слушатель радиостанции с помощью приложения Like FM, или на нашем сайте, или в социальных сетях может поставить «лайк» той песне, которая ему нравится. И когда, по результатам часа, этот трек набирает наибольшее количество голосов, то он автоматически попадает в плейлист. То есть, все происходит без вмешательства со стороны редакции. Представляете, люди на радио не работают, а на эфир влияют. Вот это и есть уникальные технологии, которые программисты достаточно долго воплощали в жизнь. И, конечно, мне бывает страшно, когда не знаешь, что будет играть в течение дня.

На Like FM нет диджеев. Не боитесь, что эфир для слушателей станет неинтересным?

Безусловно, радио ассоциируется у большинства с «живыми» голосами. Для многих радио — это не просто музыкальная подборка. Но дело в том, что на всех радиостанциях есть диджеи, и моя многолетняя практика показывает, что зачастую люди не хотят, чтобы их загружали лишней информацией. Они просто хотят послушать классную музыку и поймать хорошее настроение. У нас есть один ведущий, который знакомит слушателей с интересными новостями и ведет хит-парад. И в данном случае Like FM — это классный и качественный саундтрек, где лишь иногда появляется человеческий голос. Поэтому, я думаю, в данном случае отсутствие ведущих на радио Like FM является конкурентным преимуществом. Хотя, могу проанонсировать, что сейчас мы работаем над новым оригинальным интерактивным шоу. Это будет необычный проект, который, я надеюсь, не имеет аналогов в мире. Вот такой вот тизер.

Слоган «Слушай, что нравится» отражает суть радиостанции. Расскажите, как вы формируете эфир.

Для музыкальной радиостанции самое главное — быть экспертом в той музыке, которую она предлагает своим радиослушателям. Для этого нужно не просто в ней разбираться, а также любить и жить тем, что делаешь. Только тогда ты сможешь создавать лучший продукт, лучшую радиостанцию. Конечно, музыкальный отбор я делаю не один, у меня есть музыкальный редактор, который ежедневно отслушивает огромное количество музыки, которую он находит сам, и ту, что присылают ему артисты. Для нас неважно имя артиста, раскрученный он или нет. Важно, насколько его песня модная и интересная для массовой аудитории. Таким образом, мы даем возможность молодым исполнителям попасть в эфир, просто создав качественную и интересную музыку. Наверняка вы знаете группу «Время и Стекло» с песней «Имя 505» — именно Like FM сделал этот трек популярным.

Насколько песня долго проживет в эфире зависит от слушателей, которые своими «лайками» поддерживают ее.

Для людей, которые создают радио, важно в хорошем смысле стереть свой собственный вкус и попытаться почувствовать вкус массовой аудитории. Это очень сложно и приходит с годами. Бывает, что ты послушаешь какую-то песню один раз, второй, третий и говоришь: «Нет, как-то не очень». И в какой-то момент ты слышишь ее в другом месте, и вдруг она в тебя проникает, ты понимаешь, что это классный трек, что его надо ставить, и звонишь в ночи музыкальному редактору и говоришь: «Слушай, это классная песня!». Он говорит: «Да, я тоже так думал». То есть у нас есть такой момент, вот этот вот… кураж, который связан с подбором музыки. Так что радио — это очень эмоциональный продукт, который тесно связан с личностным восприятием тех людей, которые делают эфир.

Есть ли у вас еще идеи и планы новаторства в радиовещании?

Да, конечно, растущие рейтинги — это здорово. На самом деле, человек, который делает радиостанцию, всегда думает, как воспримут его продукт, его творческую мысль. Как вот этот конкретный эфир — сможет ли он достучаться, услышит ли его массовая аудитория, сможет ли он донести заложенную в него идею? Конечно, за все это очень переживаешь. И когда ты запускаешь свой проект, при этом в него инвестируются огромные деньги — в раскрутку, в рекламу, и вдруг его все начинают слушать в такси, говорить, что это крутая станция… Это, конечно, безумное счастье. Не могу этого скрыть. Это действительно здорово. И это настолько подпитывает и дает творческие силы, что мотивирует на еще большие подвиги. Что касается планов на будущее, конечно же, кто ищет, тот всегда найдет. Банально звучит, но если есть желание сделать что-то новое, сделать круче чем у других, или сделать то, чего никто не делал, то человек пытается, ищет способы и пути для того, чтобы это воплотить. Мне всегда становилось очень быстро тесно в каких-то стандартных рамках, я пытался вырваться, придумать новые радиопроекты, такие как «Детектор правды» на Радио ENERGY с использованием полиграфа — детектора лжи. Или необычный формат радио эфира — например, сделать Открытую студию. Мы первыми воплотили это на Радио ENERGY и стали приглашать слушателей в студию, чтобы разрывать шаблоны, потому что люди быстро привыкают к каким-то стандартным вещам и перестают обращать на них внимание. Поэтому планы касательно Like FM такие: дальше искать интересные способы развития станции именно в digital-среде, с точки зрения всяких наворотов в приложении, чтобы у станции была возможность существовать, с одной стороны в FM, с другой стороны — быть доступной на всех платформах.

Вы получили престижную премию в области медиабизнеса «Медиа-менеджер России» за создание Like FM. Что значит для вас данное достижение?

Да, здорово, конечно, было получить премию «Медиа-менеджер России». Не спорю, для меня это очень важное достижение, потому что это некий итог работы — признание профессиональной общественностью того, что я сделал за эти 18 лет работы на радио. И когда я получал премию, я признался, что всегда думал — да не нужны мне все эти премии, я ведь делаю такие крутые вещи! Но когда тебе вручают награду, ты понимаешь, как это круто! Показываешь статуэтку и диплом своим родителям, друзьям, коллегам. Все поздравляют. Это здорово. Но это не значит, что теперь можно остановиться, раз я чего-то добился. Это промежуточный итог, и надо идти дальше. Причем идти, не думая ни о каких премиях. Любая премия отдельно взятого человека — это плод работы целого коллектива, который этот менеджер смог вдохновить, собрать, сплотить, и вместе с профессионалами своего дела, с ребятами, которые горят этой идеей, воплотить этот проект. Безусловно, ни один человек самостоятельно ничего сделать не может. Поэтому все решает команда. Здорово, когда есть лидер, который определяет, куда идти, и вбрасывает новые идеи, но без суперпрофессиональных, надежных соратников невозможно добиться успеха. И поэтому я безумно благодарен своим командам, с которыми мне удается добиваться таких результатов.

Отдельно хотел бы сказать про своих учителей, сделавших из меня того, кем я стал. Мне очень повезло с наставниками, некоторых из них уже нет, к сожалению, в живых. И я безмерно благодарен их щедрости, они передали мне свою мудрость и свои знания, на постижение которых у меня ушли бы долгие годы. Ведь когда передаешь опыт другим, растешь сам.

Денис, расскажите, что дает вам силы вести такой активный образ жизни и все успевать?

Мне кажется, большинство из тех, кто делает много дел, считает, что он мало что успевает. И я не исключение. У меня много претензий к самому себе, я с детства был очень энергичным: куда-то все время лез, вокруг себя собирал толпу ребят, рассказывал какие-то истории, у меня постоянно были двойки за поведение. И вот эта моя энергия работает на то, что притягивает замечательных людей, с которыми удается делать интересные проекты. Но живя в таком мегаполисе, делая столько дел, невозможно, конечно, обойтись без какой-то физической активности. Я пытаюсь себя заставить заниматься спортом, но часто на это время не остается. Но когда ты видишь результаты (пресс появился, выносливость увеличивается), это становится мотиватором продолжать заниматься и находить на это время. Лично мне больше по душе активные, подвижные виды спорта. Такие, как сноуборд, лонгборд, велосипед.

Что помогает вам добиваться своих целей?

Во-первых, нужно уметь эти цели ставить. Конечно же, все из нас оказываются в такой ситуации, когда ты просто работаешь-работаешь, а потом думаешь: «А куда я вообще иду? Зачем?» Надо остановиться и подумать. Поэтому очень важно делать обнуление: вырубать телефоны, отключать все контакты, сесть и подумать: «Тебе это нужно? Куда ты идешь? Какая твоя цель сегодня, через год? Где ты будешь через 10 лет?» Вот мне очень помогает изречение Эйнштейна, который сказал классную фразу: «Мы находимся там, куда нас привели наши мысли. Если мы хотим находиться в другом месте, нам нужно думать по‑другому». Поэтому я определяю для себя место, где я хочу быть… Надо уметь выходить из зоны комфорта. Вот, например, я хочу, чтобы у меня был пресс с кубиками. Как у мужчин с обложки. Но я пока не могу найти сил, чтобы ходить в зал, до седьмого пота качать этот пресс. Но в рамках других своих каких-то задач я регулярно покидаю зону комфорта.

Второе — это качество. Я считаю, что все нужно делать суперкачественно, чтобы потом ничего не пришлось исправлять. Если я над чем-то работаю, то я готов под этим подписаться и знаю, что мне не придется за это оправдываться. То есть такой умеренный перфекционизм. И, наверное, третье, самое главное — любить то, что ты делаешь, и искренне в это верить. Это позволит добиться тебе любой цели. Когда ты что-то делаешь от души, ты заражаешь этим всех людей, будь то твоя команда, потенциальные инвесторы или же слушатели (в моем случае), которые будут взаимодействовать с этим продуктом.

Вы считаете, что нужно рисковать и не бояться ярких и иногда сумасшедших идей. А в вашей жизни всегда ли риск был оправдан?

Я считаю, что нужно рисковать. Есть много пословиц, связанных с риском. Моя любимая — это не про шампанское, а про то, что лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и потом сожалеть. Сейчас время возможностей, когда так много новых стартапов и идей. И если не рисковать, не ввязываться с головой в новые проекты, то прогресс остановится. Так что я думаю, риск — это здорово. Но рисковать, конечно, нужно с головой.

Есть ли у вас какое-то хобби?

Вообще у меня одно большое хобби на всю жизнь, которое частично переплетается с работой и значительно влияет на круг людей, которые меня окружают. Это музыка. С самого детства. Я слушал записи на катушечном магнитофоне. Потом я собрал более 1,5 тысяч кассет. Затем у меня собралось несколько тысяч компакт-дисков, Более того, в прошлом я профессиональный музыкант — я много лет играл на гитаре в разнообразных рок-группах, исколесил всю страну. И это классное воспоминание из юности. Сейчас я музыку не только слушаю и ставлю в эфир, я ее и пишу. У меня есть творческие соратники, с которыми мы и пишем музыку, и играем ее вживую. У меня много гитар, есть оборудование для записи и так далее. Это то, что мне интересно больше всего. И я очень счастлив, что мне удалось выбрать работу, которая связана с музыкой. Поэтому для меня музыка — это номер один.

Этот год стал юбилейным для Радио ENERGY, 10 лет в России. Думаю, за столько лет есть что вспомнить. Расскажите самые яркие моменты за время работы радиостанции.

Конечно же, за такой долгий срок много всего интересного произошло. Наверное, интереснее всего вспоминать какие-то необычные проекты и акции, которые мы сделали за это время. Их было множество, причем, самых безумных и непредсказуемых. Так, например, мы пригласили в эфир утреннего шоу Black2White несколько солистов хора МВД, который в интернете перепел песню «Get Lucky» группы Daft Punk, тогда очень популярной. Но тогда мы не знали, что придет не 2−3 человека, а 25 человек, которые еле-еле разместились в нашей студии. Они с радостью откликнулись на наше предложение, пришли и целиком исполнили это произведение в эфире вместе с Саймоном. Мы записали видео, выложили его в интернет. Конечно, абсолютно не думали, что оно за короткие сроки соберет большое количество просмотров и привлечет внимание наших французских коллег, которые заметили этот ролик и попросили прислать им. Уже позже я узнал, что это видео попало в трансляцию на французское телевидение.

Еще один проект — «Детектор правды», который, кстати, в этом году мы проводим уже в седьмой раз. Вообще это один из самых громких радиопроектов не только в нашей стране, но и в мире, где участники отвечают на самые каверзные вопросы, а их ответы проверяет детектор лжи. Самый честный получает 1 000 000 рублей.

Не могу не вспомнить шоу «Битва блондинок», где мы разыгрывали место ведущей утреннего шоу. Тогда у нас появилась Лена Горностаева — выпускница МГУ, которая после этого много лет у нас проработала в эфире. В какой-то момент она стала популярной, потому что снялась в календаре для Владимира Путина, и это облетело таблоиды всех стран мира.

Могу сказать, что у нас очень живой коллектив, где присутствует креативный дух. И ребята ловят какие-то мгновенные тренды, и мы стараемся их как можно быстрее отработать. Будь то Ice Bucket Challenge, когда все обливались льдом, или Harlem Shake, когда все в студиях танцевали…

Помню, провожу я как-то совещание, где мы обсуждали интересных гостей для эфира. Вдруг один из ребят говорит: «А давайте пригласим в студию чучело лисы?» Я говорю: «Ты что, серьезно? Какое чучело? Ты в своем уме?» Он говорит: «Ну, сейчас такой тренд, сейчас в интернете все постят фотографию упоротого лиса, привезли это чучело из какой-то страны, его сейчас везде на показы выставляют». И, несмотря на бредовость этой идеи, я ее одобрил. Мы пригласили в нашу Открытую студию этого Упоротого Лиса и провели эфир, видео которого потом широко разошлось в интернете. Что я могу сказать, работа на радио — это весело, это фан. И, в отличие от телевидения, на радио, когда мы какую-то идею придумываем, она очень быстро появляется в эфире. И не нужно ждать полгода для того, чтобы все это согласовать, сделать пилотные версии и так далее. Хотя бывают шоу, такие, как «Детектор правды» или «Револьвер», которые требуют длительной подготовки. Но когда ты слушаешь проект по радио, кажется, что все это очень просто и легко.

А что сделало уникальным Радио ENERGY?

Как вы знаете, ENERGY (NRJ) — это международный бренд, одна из самых крупных радиостанций, радиосетей в мире. И я хочу сказать, что в каждой стране вещания ENERGY (NRJ) станции совершенно разные. То, что это один бренд, не значит, что это некий «Макдоналдс», где вкус гамбургеров в каждой стране одинаков. На самом деле этот бренд олицетворяет самое модное, самое трендовое, самое актуальное на сегодняшний день. И именно такой станция должна быть, в зависимости от того, что интересно в том или ином регионе, в той или иной стране. Поэтому, несмотря на то, что мы представляем международный бренд ENERGY (NRJ), Радио ENERGY в России — это, прежде всего, усилия и работа российской команды.

Если сказать по пунктам, что сделало уникальным Радио ENERGY в России, то в первую очередь, я думаю, это чутье и опыт в понимании современной популярной музыки, которое дало возможность позиционировать Радио ENERGY как трендсеттера в области музыки, энтертеймента и стиля жизни. Во‑вторых, это яркое и необычное шоу Black2White с афроамериканцем Саймоном. Плюс абсолютно уникальные проекты, которых мы сделали массу — «Детектор правды», «Револьвер», «Мачо за час», «Работа в большом городе» и множество других эфирных и внеэфирных проектов. И, конечно же, команда профессионалов, которые очень любят свою работу и не боятся творить смелые вещи в эфире.

Мир изменился, изменились коммуникации между людьми, какие перспективы вы видите в мире радиовещания?

Сейчас вообще происходят большие изменения в области медиа. Потому что интернет захватывает все больше и больше простора и дает возможность и смотреть, и слушать, и читать. У людей есть возможность потреблять то, что им интересно тогда, когда им удобно. Но, в отличие от телевидения, которое транслирует отдельные программы, радио — это все-таки фон, прежде всего — это настроение. И мы давно делаем радиостанцию с точки зрения именно определенного настроения, которое люди выбирают для себя. Сейчас в мире существует множество цифровых сервисов (Spotyfy, Apple Music, Google Play и другие), которые подбирают для людей музыку в соответствии с их вкусами, преференциями. На самом деле — это роботы, они неплохо справляются с задачей, но еще далеки от музыкальной экспертизы человека, позволяющей людям слушать лучшую на сегодняшний день музыку.

Поэтому, я думаю, изменения, которые затронут радио и позволят ему выжить, касаются следующих моментов: во‑первых, радио, возможно, уйдет в цифровые сети, будет вещать через интернет, а не через традиционные FM-приемники. Я в этом ничего страшного не вижу, потому что радио — это, в первую очередь, команда специалистов, которые создают уникальный эфир. Вторая ценная вещь, которая позволить жить радио и дальше — это живые люди, которые ведут эфир, такие, как наше шоу Black2White. Потому что радио, оно живое. С точки зрения интерактивности мы давно уже используем все современные платформы: и соцсети, и интернет-мессенджеры. Для того чтобы человеку из другого города поучаствовать в нашей акции, не обязательно приезжать в Москву — люди по Скайпу выходят в эфир, принимают участие дистанционно. Сейчас людям недостаточно слышать радио, его хотят видеть. И в мире немало проектов появляется под названием Visual Radio, когда радио можно еще и смотреть.

Мы делаем радио для вас, чтобы вы получали нужное настроение. Вам не нужно копить музыку, закачивать, собирать плей-листы. Нужно просто найти любимую радиостанцию, нажать на кнопку, и вы можете быть уверены, что всегда получите то, чего ждете: классную музыку, хорошее настроение, и, конечно же, позитивные эмоции. Поэтому лучше, если на этих кнопках будут настроены радиостанции нашего холдинга ГПМ Радио: Радио ENERGY, Like FM, «Авторадио», «Юмор FM», Радио Romantika, Relax FM, Детское радио, Comedy Radio, «Эхо Москвы».

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить