Игры с огнем

Когда кричат «Зажигай!», первая мысль Леры вовсе не о танцах на барной стойке, а о прекрасном и опасном танце с огнем.

Игры с огнем

Когда кричат «Зажигай!», первая мысль Леры вовсе не о танцах на барной стойке, а о прекрасном и опасном (как кажется зрителям) танце с огнем.

Валерия Ханина (20)

фаерщица

«Все было неслучайно. Девять лет подряд, с самого детства, я занималась художественной гимнастикой. Получила квалификацию „кандидат в мастера спорта“, но настоящей спортсменкой не стала — ушла раньше, чем это случилось. Оказывается, это были годы подготовки к фаер-шоу.
Около двух лет назад в толпе зевак я оказалась на улице, где выступали фаерщики. Все стояли, открыв рты, — тогда это было в диковинку. А я сосредоточенно считала „восьмерки“ за одним из фаерщиков. Они были достаточно простыми и очень похожими на привычные для меня движения из гимнастики с булавами. А булава — мой любимый снаряд, и я решилась попробовать. „Ну рискни!“ — сказал парень с пылающими булавами. Я рискнула — так, что в тот же вечер мне уже дали покрутить горящие пои. „Закрутило“ меня так, что теперь за танцы с огнем я даже получаю деньги — на корпоративах и в клубах».

С чего начать

ВЫБИРАЕМ Основных инструментов — несколько, вариаций каждого из них — десятки. Нужно определить, какой инструмент твой. Одни требуют владения экстремальной техникой, другие — элементами пластического танца.
ПОИ — (самый популярный и аутентичный снаряд) пара цепочек, на одном конце которых — фитили, на другом — петли, чтобы надевать на пальцы.
СТАФФ — палка с фитилями на концах.
ВЕЕР — конструкция, по форме аналогичная обычному вееру с фитилями на концах спиц.
ПАЛЬЧИКИ ИЛИ КОГТИ — восемь или десять небольших прутиков с фитилями, которые надеваются на пальцы или крепятся к перчаткам.

МАСТЕРИМ Фаерщики создают свой инструмент сами. Это важная часть ритуала по укрощению огня. Не всегда это получается сразу. Сначала я сделала себе огромные веера, которые даже поднимала с огромным трудом. Потом папа помог мне сварить инструменты правильного размера. Легче всего сделать тренировочные снаряды. Пои, например, делаются из двух теннисных шариков на цепочке с крючками, а стафф — из старой лыжной палки с утяжелителями на концах. В боевых поях вместо мячиков на основание крючка плотно наматывается асбестовый шнур в три слоя (диаметр 12 мм, 180 см). Концы хорошо фиксируются. Для надежности фитиль обматывается тонкой проволокой.

РЕПЕТИРУЕМ Как правило, фаерщики тренируются в своих школах или командах. Начинают оттачивать движения с негорящими инструментами и, усложняя их, добиваются того, чтобы при кручении снаряд не задевал тело. Наша команда называлась «Симаргл» (в честь славянского бога огня). У каждого был свой инструмент, но это не мешало нам обмениваться опытом и идеями. Гимнастическое прошлое, конечно же, очень мне помогало. Но, как показывает опыт других фаерщиков, главное — увлеченность, желание и постоянные тренировки. Однако важнее всего развивать не технику, а собственную фантазию. Потому что танец с огнем — это всегда импровизация. Для репетиции подойдет любое место на улице — при условии, что там не очень многолюдно. Неопытный фаерщик может зажечь толпу или зажечься сам совсем не в том смысле, как хотелось бы: иногда инструменты вырываются из рук.

ЗАЖИГАЕМ Как освоишься — поджигай! Смоченные в керосине фитили тщательно стряхиваются — чтобы не забрызгать керосином себя и окружающих. Один фаерщик за полчаса выступления сжигает около литра топлива. Рядом с ним обязательно должна находиться емкость с водой. Первые самостоятельные «огненные» упражнения я советую делать только вместе с опытным фаерщиком, хорошо, чтобы он был рядом и во время первых выступлений — для страховки.

ВЫСТУПАЕМ Мой сценический дебют состоялся в университете. Горящие веера служили мне крыльями. Я была какой-то очень светлой фантазией, а мой напарник со стаффами — воплощением вселенского зла. По задумке между нами разгоралась борьба за душу маленькой девочки. Номер произвел фурор, мы его потом еще неоднократно показывали. Сейчас я выступаю в дуэте с девушкой. Основная тема — этника под барабаны (они как-то особенно подчеркивают дух огня). Поскольку мы делаем уже почти профессиональное шоу, то и репетируем по‑взрослому — в зале. Моя напарница хореограф, я гимнастка, вот и открываем друг другу разные секреты.

БЕРЕЖЕМ СЕБЯ Обязательно соблюдай технику безопасности:
Одежда — только из хлопка или льна (синтетика и шерсть легко загораются или плавятся). В идеале — джинсовая ткань. Руки следует защищать длинными перчатками до локтя.
Волосы должны быть под шапкой или банданой. Никаких хвостов, кос, челок.
Зажигай фитиль как можно дальше от емкости с топливом, никогда не подходи к ней с горящим снарядом.
Делать файербол (выплюнуть струей топливо и поджечь его, будто ты огнедышащий дракон) очень вредно для здоровья. Некоторое количество все-таки попадает в желудок. Если неаккуратно плюнуть, можно поджечь лицо. У меня такое было. Некоторые тренируются дома в ванной с маслом. Некоторые наносят на лицо косметическую глину, которая одновременно и защищает кожу, и гримирует лицо. Но вкус все равно отвратный. Избавиться от него можно, только прополоскав рот колой (!).
Для выступлений требуется разное топливо. Одно годится только для улицы, потому что будет сильно пахнуть и коптить в помещении, другое универсально. Расход рассчитывается приблизительно так: в зависимости от возраста асбеста одно «горение» веера занимает 3−4 минуты. Затем надо еще раз замачивать фитили в керосине.

Тезисы от гуру

Огонь — это совсем не страшно. Он почти не жжется, можно спокойно провести над ним рукой. Обжигает только горячий инструмент.
Никогда не нужно упускать возможность попробовать что-то новое. Самым лучшим моим танцем была импровизация на дне рождения друга. Мы устроили open air на пляже, и я крутила веера, стоя в воде — сначала на кромке, потом заходя все глубже и глубже.
Просто спортивное кручение, без какой-то идеи, это все равно что спички зажигать и ронять — скучно. Например, очень интересным получилось выступление, когда два пойщика как будто нападали друг на друга, подходили на опасное расстояние, но не задевали. Такая вот битва получилась. По отдельности они смотрелись бы просто и обыкновенно. Нужно понимать, что ты не просто держишь в руках какие-то горящие вещи, а общаешься со стихией. Если внимательно понаблюдать за фаерщиками, видно, что они очень погружены в танец и не замечают почти ничего вокруг.
Танец с огнем помогает снять весь негатив, как и общение с любой стихией — ветром, водой…

Откуда корни

Пои (самый первый и популярный снаряд фаер-шоу) родом из Новой Зеландии. Его название на языке аборигенов означает «мяч на веревке». Женщины исполняли танцы с поями не только для того, чтобы порадовать мужчин, но и чтобы сделать сильными руки и улучшить координацию движений. А мужчины — чтобы научиться виртуозно владеть оружием: равномерно развивались мышцы на обеих руках.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить