Фортепиар

Когда-то в нашей стране даже не было такого понятия — пиар, public relations. Понятия не было, а специалисты в этой области, оказывается, были! Наша героиня — одна из них. Сегодня она отвечает за связи с общественностью c ничуть не меньшим энтузиазмом, чем 15 лет назад.

Фортепиар

ДОСЬЕ
УСПЕШНОЙ ЖЕНЩИНЫ

Марина Балабанова.
Возраст: 34 года.
Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет, отделение математической лингвистики.
Должность: вице-президент по связям с общественностью в России Fortum Corporation.
Когда-то в нашей стране даже не было такого понятия — пиар, public relations. Понятия не было, а специалисты в этой области, оказывается, были! Наша героиня — одна из них. Сегодня она отвечает за связи с общественностью c ничуть не меньшим энтузиазмом, чем 15 лет назад.

Теория и практика

Я занимаюсь пиаром уже больше 15 лет. Не могу сказать, что мечтала об этом с детства. Отделение в университете выбирала скорее по интересам. Я всегда очень любила математику и иностранные языки. А математическая лингвистика (решение лингвистических проблем при помощи математических и компьютерных методов) объединяет в себе мои любимые предметы. Как и большинство студентов курса, я периодически подрабатывала экскурсоводом, что-то переводила, а с конца третьего курса начала серьезно заниматься тем, что впоследствии стало моей профессией.

Подъем и переворот

В моей карьере была только одна случайность, потом все складывалось логично. Я случайно попала в оргкомитет первого Международного банковского конгресса, который готовился в Санкт-Петербурге. Этому мероприятию придавалось огромное значение, поскольку Анатолий Собчак, который был тогда мэром Санкт-Петербурга, хотел сделать наш город банковской столицей России. Сначала я просто писала и рассылала письма и факсы иностранным участникам, но как-то очень быстро проявились мои природные организаторские способности. Меня заметили, и в течение нескольких лет я занималась организацией мероприятий: выставок, конференций — от фандрайзинга (привлечения спонсоров) до размещения гостей, культурной программы и т. п.
В 1996 году меня пригласили в представительство известной консалтинговой и аудиторской компании PriceWaterhouse, с главой питерского офиса я познакомилась на банковском конгрессе. Самым интересным было не просто продвигать конкретный бизнес, а вводить новые понятия в активно развивающуюся экономику региона. У нас была очень дружная команда, но после кризиса 98-го года появились некоторые сложности.
В этот момент под Петербургом строилась крупная табачная фабрика «Филип Моррис Ижора». И когда практически все сокращали штат и урезали зарплаты сотрудникам, там активно нанимали персонал. Я пришла туда на должность специалиста по связям с общественностью. И оказалась в самом начале большого пути: тогда в штате было около 70 человек, а когда я уходила — 1200. Со временем я возглавила отдел по корпоративным вопросам и вошла в топ-менеджмент фабрики. Я отвечала за связи с правительством, общение со СМИ, в мою компетенцию входила представительская, благотворительная и спонсорская деятельность в регионе. Штаб-квартира «Филип Моррис» находится в Москве, и мне предложили переехать с повышением в столицу. Но я очень люблю свой город, страшно не хотелось уезжать. Пока я раздумывала, позвонили из большого российского холдинга «Веда» с предложением стать PR-директором. Так я осталась в Питере.

Риск и шампанское

С моей стороны было серьезной авантюрой после почти десятилетнего опыта работы на инофирмах уйти в российский бизнес. Работа кардинально отличалась от того, к чему я привыкла. Но трудный опыт высоко ценишь: здесь мне приходилось разрешать серьезные кризисные ситуации и проводить масштабные PR-кампании в условиях жесткой и не всегда честной конкуренции… После смерти учредителя холдинга в 2005 году стратегия развития компании поменялась и некоторые мои проекты стали просто не нужны. В это время мне предложили вернуться в «Филип Моррис», да еще и на более выгодных условиях — беспрецедентный случай для этой компании. На фабрике все были рады моему возвращению. Мои отношения с сотрудницами отдела, который я возглавляла, всегда были больше похожи на отношения подруг, чем начальника и подчиненных. А для меня очень много значит команда.

Энергия и потенциал

Меня опять стали настойчиво приглашать в Москву. Приятно, конечно, чувствовать себя «невестой на выданье», которой постоянно делают заманчивые предложения, но надо было определяться. И тут поступило предложение от Fortum — ведущего скандинавского электроэнергетического концерна. В октябре 2006 года я заняла пост вице-президента по связям с общественностью в России. Прежде всего, меня привлекло то, что компания пока не известна в нашей стране, но планы у Fortum далеко идущие и серьезные. И еще для меня важно, что штаб-квартира Fortum в России находится… конечно же, в Петербурге!

Лирика и логика
Я стараюсь как можно больше читать современную английскую и американскую литературу в оригинале — и язык помогает поддерживать на уровне, и огромное удовольствие доставляют лингвистические нюансы, которые, увы, теряются при переводе. Вообще пиарщики почти все гуманитарии, я же никогда не была чистым «лириком», еще в школе была помешана на решении сложных математических задач. Думаю, это стало серьезным преимуществом в профессии. Часто именно построение стратегии с использованием почти математической логики помогает решить сложную проблему.

Личное и публичное

Я иногда слишком увлекаюсь и могу провести в офисе почти сутки. Но отдавать работе 100% времени неправильно. Мы с подругами ходим на все премьеры в Мариинский театр, обсуждаем книги, просто встречаемся за чашкой кофе. Среди моих знакомых не только «карьерные» — некоторые предпочитают не работать и проводить больше времени с детьми. И, несмотря на то что мне ближе другой путь, нам интересно вместе. Я сама все-таки планирую сделать небольшой перерыв в карьере, чтобы родить ребенка. Ведь профессиональный менеджер должен уметь организовать не только свою работу, но и личную жизнь.

Честь и совесть
У профессии пиарщика, увы, сложился не лучший имидж в России. Часто упоминают «черный» или «серый» PR. Но на самом деле в нашей профессии никогда нельзя обманывать. Основная задача специалиста по связям с общественностью в компании — не только рассказать всему миру, какая это замечательная фирма, но и узнать, что общество ждет от бизнеса и каким образом реагировать на эти ожидания. Пренебрегая принципами, конечно, можно достигнуть краткосрочного успеха, но в более далекой перспективе такой человек все равно проиграет. Что касается практики, я думаю, для успешной карьеры очень важно определиться, чем ты хочешь заниматься. А когда нашла свое «дело жизни» — много работать, учиться, не бояться просить совета у более опытных коллег. Увы, в начале пути придется забыть о работе «с девяти до шести». И тем не менее женщина в бизнесе — это все равно женщина. Вопреки распространенному заблуждению мне очень комфортно работалось с женщинами-начальницами. Все они были не только настоящими профессионалами, но и очаровательными леди, которые никогда не забывали о своем имидже. Всегда сначала оценивают внешность и только потом — деловые качества. Такова жизнь. И чем бороться с этим, лучше использовать свои женские качества как преимущество. Главное, чтобы за ухоженным «фасадом» было что-то еще: ум, способность к обучению, трудолюбие и желание добиться своей цели.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить