Если работу не оплатили...

Наши герои рассказали о своем опыте неоплаченной работы, а специалисты дали им советы, как в будущем избежать подобных ситуаций.

Если работу не оплатили...

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:

Георгий Самойлович, сотрудник кадрового центра «ЮНИТИ»
Антон Городецкий, юрист, администратор студенческих консультаций юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Неудачно засветилась

Катя, фотограф (25)
Несколько лет назад я ушла из офиса и начала фотографировать, работая на фрилансе. Опыта мало, но и гонорар я просила небольшой, соответствующий квалификации. Однажды знакомые предложили поснимать их свадьбу. Договор мы не заключали. Обговорив детали съемки, приступила к работе. Аппаратура меня подвела, и снимки из загса оказались засвеченными, не годными для свадебного альбома. Остальные кадры я передала молодоженам (около 500 отретушированных фото). Устроив скандал, они не заплатили ни копейки. Было очень обидно.

Антон Городецкий: Безусловно, Кате следует заключать с клиентами договор. Это облегчит ее работу и позволит проще разрешать спорные вопросы. В данном случае заказчики могли требовать существенную скидку, но отказаться от оплаты не имели права. Несоблюдение письменной формы договора лишает Катю возможности ссылаться на свидетелей в суде.

Перевод стрелок

Арина, переводчик (27)
После нескольких лет работы в бюро переводов я ушла на вольные хлеба. Как-то мне позвонили с прежней работы и предложили выполнить срочный заказ. Деньги обещали отдать после того, как клиент — надежный, проверенный, постоянный — заплатит. Да еще и надбавка за срочность. За пять часов мне нужно было перевести текст приличного объема — не до обсуждения договора и условий. Работу сделала в срок. И начались проблемы: «заказчик еще не заплатил», «заказчик в отпуске», «заказчик занят», дошло до того, что «заказчику текст не понравился». Понятно, что это отговорки, — свой текст я недавно увидела на иностранных сайтах. Но зачем крупной и стабильной компании наживаться на бывших сотрудниках?

Георгий Самойлович: К сожалению, и в больших компаниях нередки случаи нарушения обязательств перед сотрудниками. Это может говорить о недобросовестной работе отдельных руководителей или же о халатном отношении компании к своему персоналу в целом. Арина попала в ситуацию, когда ее бывшие коллеги не смогли завершить проект в срок и, чтобы не ударить в грязь лицом перед важным клиентом, были готовы пойти на все. В этом случае внештатные сотрудники рискуют больше других, особенно если с ними не заключали договор. Поэтому, какой бы срочной ни была работа, стоит подумать о себе и потребовать официального оформления.

Отцвели уж давно

Елена, флорист (24)
Я работала в цветочном магазине, оформлена была по трудовому договору. В один не очень прекрасный день мне поступил заказ на создание букета к юбилею. Я все сделала правильно, но букет у именинника очень быстро завял. Заказчики устроили скандал, дошли до руководства, требовали меня уволить. Своей вины я не вижу. Какие цветы — такой и букет. То, что растения не выдержали прошлогоднюю жару и смог, ударило по моему карману рублем. Мало того что мне не заплатили за сделанный букет, так еще и вычли из моей зарплаты его полную стоимость. И фактически в том месяце я осталась без денег. Спустя пару недель после этого инцидента я уволилась из этой компании.

Антон Городецкий: Согласно Трудовому кодексу, работодатель в этой ситуации мог сделать Елене замечание, выговор и даже уволить. Но с его стороны было недопустимо не платить зарплату. Закон позволяет уменьшать вознаграждение лишь в том случае, когда оно состоит из заработной платы и премии. И только премию руководство может уменьшить по своему усмотрению или вообще не начислить. То есть в твоих интересах, чтобы большая часть твоего дохода была указана в трудовом договоре как заработная плата.

Не только учусь

Оксана, менеджер (28)
Моя работа в компании, предоставляющей услуги сотовой связи, была малооплачиваемой. Но коллектив мне нравился, да и график позволял учиться на дневном без пропусков занятий. Когда я собралась увольняться, начальство воспротивилось. Но я все равно написала заявление. Отрабатывать две недели у нас считалось необязательным — я и не стала это делать. Мне выплатили последнюю зарплату, я отработала еще несколько смен и ушла. Вот за эти смены мне и не заплатили. Разбираться не стала — была неопытной в таких делах.

Георгий Самойлович: Подобная ситуация типична для совмещающих учебу в дневном вузе и работу. Как правило, компании сотовой связи могут предоставить студентам немного позиций: оператор call-центра, курьер, вечерний или сменный секретарь, менеджер по продажам и т. д. Такая деятельность подразумевает высокую текучесть кадров и однотипный функционал, но зато позволяет молодым людям заработать. Если компания выплатила не всю зарплату, то, прежде чем вступать в конфликт, нужно хорошо подумать, стоит ли конечный результат потраченного времени и нервных клеток.

Записала Жанна Спиридонова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить