Еще поискать надо!

Искать работу летом всегда непросто (не сезон), тем более в условиях кризиса.

Еще поискать надо!

Искать работу летом всегда непросто (не сезон), тем более в условиях кризиса. Что изменилось на рынке труда с прошлого года и что нужно учитывать нынешним соискателям, мы попросили рассказать наших hr-экспертов.

Кандидаты ищут работу в условиях жесткой конкуренции
В период кризиса количество безработных увеличивается в несколько раз, причем студенты и новички в меньшинстве. Теперь за место под солнцем борются соискатели с внушительными резюме и опытом работы. Однако эксперты утверждают: если ты действительно хороший специалист, без работы точно не останешься!

Юлия Пискунова (руководитель проекта по развитию бизнеса КА «Холдинг Империя Кадров»): Поток резюме от соискателей плавно растет. В основном это администраторы, экономисты, бухгалтеры. Если увольнения продолжатся, в последнюю очередь увольнять будут так называемый бюджетообразующий персонал: специалистов, активно продающих услуги компании, сопровождающих заключение сделок и курирующих клиентскую работу, а также производственников, непосредственно оказывающих услуги или обеспечивающих наличие необходимого количества товара на складе. Стоит отметить, что значимые для компаний специалисты продолжают трудиться на своих местах; более того, работодатели все еще находят средства для их дополнительной мотивации. Кроме того, по-прежнему широко востребованы специалисты в области продаж.

Алена Владимирская (руководитель проекта «Работа@Mail.ru»): отношение спроса и предложения сегодня очень неравномерное. В сфере СМИ до кризиса на каждую вакансию на нашем портале было 3−5 откликов, а сейчас — 50−70. А вот в фармацевтике число откликов осталось на докризисном уровне — 2−3 резюме. Но отраслей, в которых количество резюме уменьшилось бы, нет.

Максим Шмакотин (бизнес-тренер, руководитель направления «Корпоративные Со-Бытия» Тренинг-бутика"): Реально классных специалистов не хватает, как и прежде. И «охота за головами» только активизировалась — все хотят лучших профессионалов. Поэтому есть большая категория топ-специалистов, которые, наоборот, сами ищут нового работодателя, выбирая того, кто сделает лучшее предложение. Можно сказать, что в основном сегменте возросла конкуренция среди работников, а в топ-сегменте — среди работодателей.

Хочешь выделиться из числа конкурентов? Определись, чем бы ты действительно хотела заниматься (кризис — отличный шанс для кардинальных перемен). Сформулируй свои конкурентные преимущества и сравни их с преимуществами коллег — возможно, тебе есть чему поучиться или что исправить. Это если мыслить глобально. Что до частностей, то, если профессия позволяет (например, ты копирайтер или арт-директор), составь креативное резюме; не ленись писать сопроводительные письма; каждый день обновляй резюме на сайтах работы (чтобы в поиске оно выпадало одним из первых).

Соискатели используют нетрадиционные способы поиска работы
Огромное количество конкурентов уменьшает шансы соискателя быстро найти интересную работу, и кандидаты используют любые способы поиска вакансий — начиная от бирж труда и кадровых агентств и заканчивая социальными сетями («Одноклассники», «В контакте», «Мой круг») и блогами.
Юлия Пискунова: Наиболее простое начало пути — это работные сайты и социальные сети. Размести информацию о себе, не расстраивайся, если сначала откликов будет не очень много, и, главное, регулярно пополняй и обновляй свое резюме. Вспомнила дополнительные навыки? Можешь переформулировать задачи, которые ты готова решать? Не скрывай информацию от рынка!

Воспользуйся и таким способом поиска вакансий, как «сарафанное радио». Если среди друзей не оказалось носителей тайного знания (читай полезных вакансий), это не повод отчаиваться. Действуй самостоятельно: проштудируй разделы «Вакансии» на сайтах фирм, в которых ты бы хотела работать, увидишь подходящий вариант, смело отправляй резюме! Если ты давно ведешь блог и число твоих друзей растет, напиши подробное объявление о себе и предполагаемой вакансии. Случай в этом деле играет не последнюю роль.

Работодатели уменьшают оклады
Сэкономить на сотруднике стараются практически все работодатели: кто-то переходит на систему зарплат «в конверте», а кто-то уменьшает ставку. Нередко можно наблюдать такую ситуацию: сначала работодатель предлагает за вакансию одну сумму, а через неделю, оценив число желающих, уменьшает ее на 10−20%. Количество соискателей уменьшается, но не исчезает совсем. Круг поисков сужается, и так боссы упрощают себе систему отбора кандидатов. Правда, насколько «экономичный» соискатель окажется отличным работником, сказать трудно.

Юлия Пискунова: Даже те области, которые проявили себя как наиболее стабильные с точки зрения интенсивного роста объемов штата, вынуждены неуклонно снижать уровень зарплат. Средний размер предлагаемой на рынке компенсации уже сократился на 10−60% по сравнению с 2008 годом! Безусловно, для некоторых сегментов это была мера и вынужденная, и справедливая, ведь раньше работодатели, заинтересованные в привлечении в организацию «звезд», шли на завышенные условия найма. А сейчас речь идет о необходимости всему коллективу дружно «затянуть пояса» ради спасения единого «организма» — компании.

Алена Владимирская: Работодатели снижают зарплатные рамки, но этот процесс неравномерен. По данным проекта «Работа@Mail.Ru», в таких отраслях, как маркетинг/реклама/PR снижение зарплат доходит до 50%. Оклады мидл-менеджмента во всех отраслях снизились на 30%. В недвижимости и строительстве — на 15−20%.

Максим Шмакотин: Хорошего специалиста за маленькие деньги не найдешь. Нужно всегда четко понимать, сколько ты хочешь получать от сотрудника, и осознавать, что между его производительностью и его зарплатой есть связь. Другое дело, что хороших специалистов на рынке мало. И многие компании до сих пор считают, что хорошего специалиста надо выращивать внутри. Логика работодателя проста: мы возьмем человека на небольшие деньги, но он за эту сумму будет готов работать, и будем его развивать, обучать, а когда начнется рост в экономике, получим готового специалиста при низких начальных инвестициях.

Если ты опасаешься, что работодатель будет «сбивать» тебе цену, указывай в резюме зарплату на 5−10% выше той, на которую претендуешь, чтобы было куда «уступать». Однако не перегни палку — слишком высокая зарплата может отпугнуть работодателей и ты вообще рискуешь остаться без предложений.

Кандидаты снижают зарплатные ожидания
Глядя, как работодатели дружно снижают зарплаты, соискатели начинают корректировать свои запросы в меньшую сторону. Однако, если одни уже после пары недель безуспешного поиска указывают в резюме сумму на 20−30% меньше, другие готовы пожертвовать лишь 5% от суммы ожидаемого дохода.

Алена Владимирская: Есть две категории специалистов. Первая — топ-менеджеры, специалисты в узкой области или просто очень хорошие профессионалы — зарплатных ожиданий не снизила, они по‑прежнему в цене. А есть большая прослойка кандидатов, которые, выходя на рынок труда, в течение одного-двух месяцев никак свои зарплатные ожидания не корректируют, а, столкнувшись с малым числом откликов, снижают желаемый оклад в среднем на 30%.

Юлия Пискунова: Уровень заработных плат, предлагаемых сегодня, не столь заманчив, как совсем недавно. Конечно, ты не обязана соглашаться на заниженную в 2 раза зарплату, чтобы получить место. Но не стоит и чересчур завышать свою «стоимость», только чтобы показать, как ты востребована. Оценивай и себя, и ситуацию на рынке адекватно, а то работодатель может испугаться и решит, что такой дорогостоящий профессионал ему не по карману!

Максим Шмакотин: Соискатели не слишком готовы работать за меньшую зарплату. Во‑первых, привычка и инертность человеческого мышления: люди не готовы меняться (в манере потребления, в зарплатных ожиданиях). Многие не готовы признать, что им откровенно переплачивали. Во‑вторых, кредиты: если нужно выплачивать ипотеку или даже автокредит, сокращение зарплаты — большой финансовый риск. В-третьих, арендная плата за квартиру — приезжим снижение зарплат дается особенно тяжело. Однако надо работать. Если у тебя в резюме будет написано, что ты работал в 2009—2010 годах, никаких вопросов о твоих навыках тебе никто больше задавать не будет.

Соглашаться работать за меньшую зарплату или нет — решать только тебе. Определись. Если время и деньги позволяют тебе ждать лучшего предложения, возможно, имеет смысл этим воспользоваться. А если надо найти работу как можно быстрее… Простая арифметика: в месяце 22 рабочих дня, на кону — зарплата, скажем, в 45 тысяч рублей. Каждый проведенный дома день ты будешь терять около двух тысяч рублей — деньги, которые ты могла бы заработать и которые ты готова платить за свои амбиции. Если гордость и честолюбие мешают тебе сказать «да» на вакансию с не слишком высоким окладом, рассматривай ее как временную работу. В конце концов, никто тебе не мешает работать и продолжать подыскивать вакансию своей мечты.

Соискатели чаще думают о переквалификации
Кризис — время переоценки ценностей. Возможно, тебя не зовут на собеседования или отказывают в должности потому, что тебе не хватает знаний и навыков. Столкнувшись с этим, некоторые кандидаты всерьез подумывают о получении дополнительного образования, прохождении курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и интенсивных языковых занятий и даже решают перепрофилироваться.

Алена Владимирская: Если до кризиса каждый посетитель нашего сайта в среднем публиковал 2−3 резюме, в основном для смежных специальностей, таких как маркетинг/реклама/PR, то сейчас этот показатель вырос до 5, и резюме размещаются уже даже в совсем далеких отраслях.

Максим Шмакотин: Учиться дорого. Второе высшее образование, особенно престижное, становится накладным. С сентября ожидается снижение числа обучающихся по долгосрочным программам (по краткосрочным оно уже произошло). Но те, у кого есть накопления, сейчас, в период кризиса, могут, наоборот, отправиться на учебу. Я знаю несколько крупных менеджеров, которые с началом кризиса немедленно задумались о получении MBA, на что обычно всегда не хватало времени.

Если у тебя есть время и деньги (например, при сокращении выплатили солидную компенсацию), то почему не использовать их для инвестирования в себя — например, чтобы выучить иностранный язык? Но, чтобы вложения окупились, еще до окончания обучения стоит начать искать работу, где новые знания и навыки пригодятся.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить