Человек и закон (общения)

Мы продолжаем следовать нелегким путем одной из наших читательниц, которая недавно впервые в жизни вышла на работу, где и столкнулась с разного рода проблемами. Попробуем помочь ей разрешить их быстро и эффективно.

Человек и закон (общения)

Мы продолжаем следовать нелегким путем одной из наших читательниц, которая недавно впервые в жизни вышла на работу, где и столкнулась с разного рода проблемами. Попробуем помочь ей разрешить их быстро и эффективно.

«Здравствуйте! Конечно, все этапы принятия на работу прошли не идеально, но я шла „по списку“ ваших советов и большинство вещей узнала в первые дни. Боюсь только, что заслужила репутацию зануды. Вообще меня сейчас больше всего волнует, как вести себя с новыми знакомыми, с начальством, клиентами, наконец. Раньше я об этом не задумывалась: просто была самой собой. Но это же работа, здесь себя нельзя вести, как в кругу друзей, наверное, есть какие-то приемы, как заработать авторитет и не нажить себе врагов. И вообще, нужно ли всем нравиться? Я, конечно, хотела бы, чтобы от меня были в восторге и начальник, и клиенты, и другие сотрудники, но понимаю, что это невозможно».
Маша

Да, есть способы сделать работу среди людей приятной и эффективной. Давай разберемся, что и как оценивается людьми. Обычно оценивается так называемая «большая пятерка», а именно:
1 экстраверсия l интроверсия
как человек реагирует на других людей, как общается;
2
жесткость l мягкость
какими способами человек добивается результата;
3 тревожность l спокойствие
комфортно или напряженно человек себя ощущает;
4 гибкость l инертность
как человек относится к изменениям и разнообразию;
5 самоорганизация l расслабление
способ, которым человек упорядочивает свою жизнь.

Сначала люди чувствуют твое внутреннее состояние, причем умеренное беспокойство новичка воспринимается абсолютно нормально, ведь все когда-то в первый раз выходили на работу. Стоит избегать желания сделать сразу всю работу, приходить раньше всех, уходить позже всех. Именно перфекционизм обычно провоцирует сильную тревогу. У сатирика Леонарда Левинсона есть отличная мысль: «Работа — лучшее, что у нас есть, поэтому нужно всегда оставлять хоть немного на завтра». Этот принцип поможет тебе избежать ловушки гордыни: все сделать немедленно и на 100%.

Руководители и другие сотрудники чаще всего обращают внимание на твою обязательность, самоорганизацию и склонность к порядку. Но помни: под порядком разные люди понимают разные вещи. Давно известно, что одни люди больше воспринимают мир зрением, другие — на слух, а третьи — ощупью и на нюх. Соответственно, для визуалов (их большинство) порядок — это то, что они видят на твоем рабочем столе и на экране твоего компьютера. Если у тебя там хаос и мешанина (пусть ты и ориентируешься в ней как рыба в воде), они уверены, что в голове у тебя то же самое. Аудиалы слушают то, что ты говоришь, поэтому сначала лучше высказываться коротко и ясно. Кинестетики чувствуют. Например, что ты слишком устала. Им не нравятся взмыленные особы, пахнущие потом и с влажными ладошками. И все вышеперечисленные не слишком хорошо относятся к крайностям. Если твой рабочий стол девственно чист, а ты холодна и спокойна, как большая льдина, — это тоже крайность, которая заставляет окружающих предполагать отсутствие гибкости, излишнюю жесткость, прямолинейность, неспособность к нормальной здоровой активности.

Но вот что в максимальной степени интересует твоих коллег, начальников и клиентов — это как ты будешь общаться. Существует тысяча правил успешной коммуникации, однако самое главное — вызвать доверие. Доверие — это внутренняя открытость к передаче и восприятию информации. Сигналом наличия доверия обычно является «ДА-реакция» по отношению к действиям и словам партнера. Это совсем не то же самое, что полное согласие по сути. «ДА-реакция» — скорее переживание, позитивная эмоция. Если она возникает, то обычно говорят, что с таким человеком приятно общаться. Для того, чтобы партнер по общению чувствовал этот позитив, используются разные способы так называемого «присоединения». Мы «присоединяемся», если партнер по общению видит, слышит и чувствует, что ты его понимаешь и принимаешь. Обрати еще раз внимание: «понимание» и «принятие» не всегда означают «согласие». Доверие нарушается, если ты негативно оцениваешь или критикуешь, советуешь, указываешь (особенно если об этом не просили), демонстрируешь враждебность, угрожаешь, запугиваешь, читаешь мораль и нравоучения, высказываешь несоответствие в словах и поведении. Трудно сейчас встретить человека, который не слышал бы о невербальном и вербальном поведении. Над невербальным поведением мы меньше задумываемся, и благодаря этому оно оказывает более сильное влияние на отношения людей. Тысячи книг написаны об этом, но основных законов немного.

ЗАКОН Стань таким, как твой собеседник
Это и есть присоединение. «То есть надо делать жесты, как собеседник? Или смотреть таким же взглядом? Или дышать, как он?» — спросишь ты. В принципе мастера коммуникации специально тренируют эти навыки. Но есть способ проще: стараться удерживать фокус внимания не на себе любимой, а на человеке, с которым общаешься. Всей душой быть с ним и слышать его, а не оценивать каждую фразу со своей колокольни.

ЗАКОН Задавай открытые вопросы
Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», а необходимо сказать хотя бы несколько слов или фраз: что? кто? как? какой? где?.. Известно, что лучшими собеседниками слывут хорошие слушатели. Показывай человеку, что ты его слушаешь, легкими кивками и «угуканьем».

ЗАКОН Твое невербальное поведение должно соответствовать вербальному.
Если ты не согласна или сердишься, но пытаешься скрыть это, то твое поведение все равно выдаст тебя. Например, ты злишься, но стараешься говорить доброжелательно, с улыбкой. Тебе кажется, ты не выдала своей агрессии. А твой собеседник уже заметил злое выражение глаз, постукивающие об стол пальцы, кривоватую улыбку. Проще прямо сказать о своем несогласии. Иначе бессознательно (или сознательно) твой собеседник теряет к тебе доверие: ведь ты говоришь одно, а показываешь другое. Но стоит ли быть столь откровенной, если твои чувства совсем не подходят для служебного контекста? На этот вопрос отвечает следующий закон.

ЗАКОН Оставайся в роли профессионала
Профессиональная роль — это именно роль. Ведь актер, играющий Отелло, просто хорошо играет, а не чувствует ревность или любовь. Правда, он должен оставаться живым на сцене, иначе его игра будет неубедительна. Так и ты на работе представлена лишь частью своей личности. Сохраняя живое общение, вместе с тем соблюдай психологическую дистанцию. Смотри на происходящее как будто немного со стороны. Эмоции контролировать невозможно, они приходят и уходят помимо нашей воли, но с помощью психологического дистанцирования ты сможешь контролировать свое поведение.

ЗАКОН Кроме психологической дистанции существует дистанция физическая
В среднем менее полуметра — интимная зона человека; от полуметра до полутора — личная дистанция; от полутора до трех — социальная. Держись в пределах социальной, в крайнем случае — в пределах личной, но не вторгайся в чужую и не позволяй другим нарушать свою интимную дистанцию. С помощью пространственного поведения можно добиться больших успехов. Например, избежать конфронтации и наладить сотрудничество, расположившись не по разные стороны стола, а рядом, и так далее.

Но самую важную мысль по поводу того, как тебя оценят другие люди, пожалуй, высказал Талейран: «Верят только в тех, кто верит в себя». Удачи!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить