Без боя

Неприятности на работе безобидны лишь на первый взгляд. Как научиться решать конфликт мирным путем?

Без боя

Неприятности на работе безобидны лишь на первый взгляд. Они изматывают, раздражают и мешают спать так же, как и личные передряги. Как научиться решать конфликт мирным путем, советует наш эксперт.

COSMO-ЭКСПЕРТ
МАРИЯ КОЛОСОВА
руководитель Центра профессиональных технологий управления «Стимул»

УКРАЛИ ИДЕЮ

ИВАН, копирайтер:
Пару лет назад я работал в крупном рекламном агентстве. Во время одного из мозговых штурмов предложил идею, которая всем так понравилась, что вскоре стала основой для целой рекламной кампании. Кампания стартовала удачно, получила огромный резонанс (в СМИ в том числе), клиент был очень доволен. Однако при подведении итогов внутри нашей компании директор креативного отдела приписал изначальную идею… себе. Вышло, что я рядовой исполнитель, которого вообще никак не выделили на общем фоне. Поскольку я не слишком амбициозный человек, отношения выяснять не стал: проект получился, и это для меня самое главное. К тому же спорить с боссом — себе дороже, в этом я давно убедился. Но осадок остался.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Такая ситуация имеет несколько истоков: психологический, социальный и коммерческий. На социальном уровне стоит признать, что мы живем в стране интеллектуального коммунизма, где интеллектуальное право только начинает разрабатываться, а потому идеи часто кем-либо беззастенчиво присваиваются.
С психологической точки зрения присвоение идеи Ивана могло про­изойти из-за того, что люди склонны считать своими мысли, с которыми они согласны и которые они разделяют. Поэтому в данном случае речь также может идти не столько о злом умысле, сколько о попадании идеи, что называется, в десяточку и ее автоматическом одобрении как руководителем, так и заказчиком.
Что касается коммерческого аспекта, то любой руководитель априори обладает выраженной способностью к конкуренции. Присвоение идеи — один из способов поддержания такого лидерства, иногда неосознанный. И с этим можно бороться, только развивая в себе навыки конкурентной борьбы (то есть сознательно выйдя за рамки исключительно творческой сферы).
Если же говорить в целом, то поступок и рассуждения героя ситуации выше всяких похвал: авторство идеи за Иваном не признали, но радость от воплощения своего творческого замысла он пережил сполна. А это ценное и редкое качество, которое дано далеко не каждому. Но если у тебя украли идею, а ты (что вполне понятно) жаждешь славы и официального признания, то необходимо посвящать больше времени вопросам управления и учиться отстаивать свою позицию. Однако все это будет отвлекать от творческого процесса и сопутствующей ему радости. Словом, совсем без жертв здесь не обойтись.

ОДИН ЗА ВСЕХ

МАРИЯ, пиар-менеджер:
Я тружусь в компании, занимающейся организацией выставок. В нашем отделе кроме меня есть еще одна пиарщица, с которой мы всегда работали на пару. Наши обязанности были четко обозначены, объем работы был большой, но мы с ним справлялись. Однако сейчас моя напарница собралась увольняться, и начальство дало мне понять, что нового человека на ее место брать не собираются. А это значит, что на меня свалятся тонны работы, которые я физически не смогу выполнить в одиночку. Я уже пыталась объяснить это шефу, но он считает, что я все преувеличиваю и боюсь ответственности. Сложившаяся ситуация меня совсем не устраивает, и я уже серьезно подумываю о том, чтобы заняться поисками новой работы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Вообще, принимать ли новый объем работ как данность или начинать подыскивать себе другую компанию — это выбор самого работника.
В сложившейся ситуации парадокс заключается в том, что решение о сокращении штата принимается руководителем, а ответственность за него по какой-то причине берет на себя Мария. Вот это и создает проблему. Договариваться сейчас о том, насколько эффективно она будет работать в сложившейся ситуации, для Марии означает, что она: а) уже готова взять на себя ответственность за весь фронт работы; б) хочет с ней справиться на «отлично» и боится, что это не получится.
То есть Маша уже внутренне согласна с тем, что берет личную ответственность за результаты ВСЕЙ работы. Однако это в корне неверная позиция. В сложившейся ситуации ей нужно сосредоточиться только на решении тех задач, которые поставит перед ней руководитель. Проще говоря, Марии нужно подходить к начальнику и говорить: за три часа я могу сделать X или Y — с чего следует начать?

КТО КРАЙНИЙ?

ТАНЯ, арт-директор:
Я работаю в крупной полиграфической фирме, и деятельность ее производственного отдела построена так, что арт-директор и копирайтер «креативят» в паре. Это равноценные позиции, здесь нет того, кто главнее, нет начальников и подчиненных. Однажды мы готовили рекламный макет в журнал, клиент раз семь, наверное, менял текст, на компьютере скопилось множество вариантов, и, когда нужно было заливать текст в макет, я решила уточнить у копирайтера Димы, какой вариант ставить (все-таки он работает с текстами, а я больше с видеорядом). Он ответил, что необходимо взять последний вариант текста, лежащий в папке. Позже посмотрел макет на мониторе и подтвердил, что все отлично. В итоге, когда журнал уже вышел, выяснилось, что в макет попал неокончательный вариант текста. А когда руководство стало выяснять, кто виноват в этом, Дима виртуозно свалил всю вину на меня — сказал, что я взяла не тот файл и он тут ни при чем, что он не может контролировать каждый мой шаг и т. п. В общем, неприятная ситуация. Я не стала вступать в пререкания и выдвигать ответные обвинения. Не буду отрицать, что моя вина в том, что произошло, тоже есть, но, думаю, в данной ситуации мы были виноваты оба. В результате меня оштрафовали на 20% от суммы оклада, а Дима отделался строгим замечанием. Обидно до сих пор.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Тема вины является важной и сложной, как в деловых, так и в межличностных отношениях. По большому счету, Татьяна расплатилась не столько за профессиональную ошибку, сколько за то, что доверилась Дмитрию. Поэтому сейчас поздно обижаться, выяснять, кто виноват, и пытаться найти справедливость.
Оценку поведению Димы давать не хочется. Чем продиктован его поступок — реальной уверенностью в ошибке Тани (не исключено, что на тот момент он действительно видел на мониторе окончательный вариант макета, который был утвержден клиентом) или нежеланием выглядеть виноватым (страхом перед угрозой наказания), — сказать сложно.
Что касается Татьяны, то ей можно посоветовать отнестись к этой ситуации как к полезному жизненному опыту (согласитесь, штраф не самое страшное, что могло случиться), и в будущем ей надо быть более внимательной, нести ответственность исключительно за свой фронт работ и, главное, разобраться с вопросом доверия в рабочих отношениях с Дмитрием. Точнее, с долей доверия: вот здесь я тебе доверяю, а вот на этом этапе — проверяю. Тогда почвы для конфликтов не будет.

КТО НЕ СО МНОЙ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ

СВЕТЛАНА, бухгалтер:
У нас в отделе три девчонки. Неудивительно, что почти сразу же мы подружились. Но как-то Наташа с Мариной поругались из-за каких-то разногласий по рабочему вопросу и почти неделю друг с другом не разговаривали. Я просто не знала, как себя вести. Перекинешься парой слов с Наташей — Марина обижается и говорит мне, что я плохая подруга. Пойдешь с Мариной чай на кухню пить — Наташа недовольна и считает меня предательницей. Из-за того, что девушки объявили друг другу бойкот, работа встала. Даже не сумели вовремя начислить зарплату: они отказывались друг с другом контактировать, пришлось перенести выплаты на день. Как жить дальше, просто не представляю!

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Как вести себя, если ты оказался меж двух огней? Отделить личные взаимоотношения от профессиональных и налаживать работу по существу. Однако Света ни в коем случае не должна чувствовать себя виноватой. Ответственность за такого рода конфликты несет непосредственный руководитель.
Светлана же может выстраивать свои отношения с каждой из сотрудниц независимо от их мнения друг о друге, пресекая все разговоры об отсутствующей стороне и следуя правилу «С тобой только о тебе или обо мне». Это вызывает уважение и позволяет настроить коллег на конструктивный тон, в том числе и по отношению друг к другу.

ПОДСИДЕЛИ

НАСТЯ, заместитель руководителя департамента в банке:
Около года назад к нам в банк пришла работать девушка, ее направили в мой департамент. Фактически я стала для нее наставником — научила многим тонкостям нашей работы, объяснила ее специфику, никогда не отказывала в помощи и т. п. А последние несколько месяцев стала замечать, что девушка меня откровенно подсиживает. Например, найдет опечатку или ошибку в документе — и тут же бежит к начальству. Зачастую просто наговаривает на меня, придумывает небылицы и обвиняет меня в том, к чему я совершенно непричастна, преподносит чужие ошибки как мою некомпетентность. И вообще всячески выслуживается перед боссом. Меня давно напрягает такая обстановка, я уже замечаю, что на этой почве стала много нервничать и начала чаще ошибаться, а это в моей работе чревато последствиями.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: В данной ситуации у Насти, как у любого из тех, кто оказался в подобной, есть три варианта:
1 Проговорить сложившуюся ситуацию напрямую.
2 Вступить в конкуренцию.
3 Выйти из ситуации.
Первый вариант достаточно сложный, потому что в нем важно оставаться в плоскости фактов, рассказать о собственных чувствах и обозначить желаемые результаты, но при этом не скатиться до обвинений и мелких придирок. Однако этот вариант и есть наиболее эффективный.
Второй путь, скорее, маркируется как возможный. Но надо понимать: стремясь превзойти «врага» на его территории и его же оружием, ты на деле лишь развязываешь еще больший конфликт.
Третий путь — выход из ситуации. Сейчас Настя находится в затяжном конфликте: постоянно обижается на молодую сотрудницу, считая ее неблагодарной. Но как только Настя перестанет ждать от нее благодарности и сфокусируется на своей работе, действия конкурентки потеряют всякий смысл. Ведь вся ее «подрывная деятельность» эффективна ровно до тех пор, пока есть нервная реакция со стороны Насти.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить