7 причин, почему твоя работа тебя не устраивает

У тебя не работа, а мечта. Но стоит только войти в офис, как настроение стремительно падает. Что может быть не так?

7 причин, почему твоя работа тебя не устраивает

Карьерные перспективы, понимающие коллеги, прекрасная зарплата, удобное месторасположение — у тебя не работа, а мечта. Но стоит только войти в офис, как настроение стремительно падает. Что может быть не так?
Цвет стен, близость коллег, уровень шума, размеры офиса — все эти на первый взгляд незаметные нюансы могут повлиять на уровень профессионализма и даже привести к неврозу, считают психологи. Попробуем разобраться, что важно для нас в рабочем пространстве и почему эти мелочи так важны.

ЛУЧШЕ ХОРОМ?

Алена (30) продержалась на новом месте работы всего две недели. Дело в том, что трудиться ей приходилось в огромном открытом пространстве, где одновременно сидело около ста человек. Привыкшая к офисам, рассчитанным на четыре-пять сотрудников, в новом месте девушка испытала настоящую панику. «Соседи постоянно кричали, утаскивали с моего стола канцтовары, — вспоминает она. — Чтобы провести встречу, нужно было записываться в очередь на переговорную, а для важных звонков я даже выходила на улицу. Однажды вернулась и обнаружила на своем столе лужицу от кофе — коллеги так и не признались, кто это сделал». В результате Алена уволилась и теперь всегда уточняет у работодателей условия, в которых ей предлагают трудиться.

Кандидат психологических наук, бизнес-тренер Людмила Городничева объясняет: особенности восприятия пространства зависят от энергетики, которой его наполняют люди. «Каждый приносит в офисный микромир свое настроение, формирует вокруг себя похожее окружение. Чем больше людей с негативной энергией, тем тяжелее будет в нем находиться», — считает она.

Но многое зависит и от типа личности. «Люди по‑разному воспринимают действительность: экстраверты ориентированы на захват территории, постоянный приток информации, поэтому для них открытое пространство — наилучший вариант. Они могут наблюдать за коллегами, общаться, и от этого их работоспособность только растет, — рассказывает психолог-консультант Елизавета Левина. — Интроверты, наоборот, получают информацию изнутри, поэтому ориентированы на свое, внутреннее, пространство и защиту его от внешних посягательств. Рабочее место для них — часть этой территории, так же как инструменты и личные вещи».

Если человеку неуютно в открытом пространстве, нужно позаботиться о том, чтобы он мог контролировать зону, откуда приходит потенциальная «опасность». Поговори, например, с ближайшими коллегами: возможно, они помогут создать более комфортные условия. Объясни причины дискомфорта, скажи, что перемена положительно отразится на работе, способствует большей производительности.

ВРАГ ЗА СПИНОЙ

Катерина (26) вздохнула с большим облегчением, когда в ее офисе переставили столы. До этого девушка сидела прямо перед рабочим местом креативного директора. «Мне казалось, что он буквально дышит мне
в спину. Это было очень некомфортно», — говорит она.

Психологи поддерживают Катерину: присутствие кого-то за спиной включает в нас механизмы самозащиты, этот «кто-то» изначально воспринимается как враг. «Человек за спиной означает опасность. Даже если это твоя подруга, напряжение будет, хоть и не сильное. Это заложено в нашей генетической памяти. Если за спиной сидит руководитель или кто-то с функцией оценки, это может привести к неврозу», — утверждает Людмила Городничева.

Спина — зона, которую нам технически сложнее контролировать, поэтому особенно важно, чтобы она была «прикрыта». Плохо, если стол стоит спиной к двери. Исследование, проведенное в университете Мичигана, показало, что мужчины, занимающие руководящие должности, не способны долго выдерживать положение спиной к двери и готовы переставлять мебель даже в зале для переговоров. Анна Дадеко, директор Центра карьерного консультирования «Точка Отсчета», считает, что эмоционально дверь может восприниматься как источник потенциальной опасности: «Когда человек видит вход в помещение, есть ощущение, что он контролирует угрозу».

Лучшее решение — действительно переставить столы или отделить рабочее место перегородкой, поскольку объект за спиной всегда будет вызывать стресс и отвлекать на себя часть внимания.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Но бывают случаи, когда перегородки не помогают. Например, если коллеги шумят или включают музыку, как это происходит в креативном агентстве, где работает Лиана (25). «У нас небольшой веселый коллектив, все творческие и общительные, — рассказывает девушка. — Строгого графика нет — главное, чтобы работа была сделана. Но сосредоточиться на ней бывает непросто: в офисе постоянно играет попса. Таким образом руководство хочет продемонстрировать клиентам неформальный подход и мотивировать сотрудников». Но в результате такого музыкального сопровождения рабочего процесса часто возникают проблемы. Лиана признается, что периодически просто сидит и слушает песни, забыв о деле. Людмила Городничева считает такие методы мотивации проявлением эгоизма со стороны руководства. «Когда играет такая музыка, восприятие рассредотачивается. Если ее вообще включают, она должна быть нейтральной и негромкой — например, классика или легкий джаз», — считает специалист.

Американский музыкальный терапевт Кимберли Сина Мур изучила все исследования о влиянии музыки на продуктивность, проведенные за последние пятьдесят лет. Результаты оказались весьма противоречивыми: музыкальное сопровождение помогало тем, кто выполняет на работе повторяющиеся монотонные действия, никак не влияло на тех, кто работает с людьми, и мешало тем, кто занимается расчетами или творчеством. На основе этих исследований и собственного опыта терапевт сделала вывод: музыка для работы может быть легкой, негромкой, без слов, с обязательными перерывами в звучании. «Творческий процесс — спонтанный, разнообразный, у него очень сложный ритм, разные фазы. Музыкальное сопровождение создает внешний ритм, который может не совпасть с внутренним ритмом человека, и творческий процесс просто срывается», — говорит Елизавета Левина. Поэтому в офисе Лианы половина сотрудников работают в наушниках.

Но кроме деления на интровертов и экстравертов, психологи классифицируют нас на визуалов, аудиалов, дигиталов и кинестетиков — согласно ведущим каналам восприятия информации. Одни лучше воспринимают информацию зрительно, другие — на слух, третьи — логическим путем, четвертые — через осязание. Естественно, на агрессивность информации в каждой из своих ключевых областей мы реагируем острее. Например, аудиалы болезненно воспринимают «лишние» звуки. Таким людям сложно находиться в шумных помещениях и трудно сосредоточиться, когда есть несколько источников звука. Анна Дадеко рекомендует в этом случае пользоваться наушниками, в которых будет звучать индивидуальная подборка фоновой музыки, не вызывающей дискомфорт.

БИТВА У ГРАНИЦЫ

Инна (27) регулярно конфликтует с коллегами. Поводом для ссор стал рабочий стол — общий для девушки и еще трех сотрудниц. А точнее — чистота этого стола. Инна содержит свое место в идеальном порядке. «Это помогает мне сосредоточиться на работе и ни на что не отвлекаться, — говорит она. — Но иногда с мест коллег ко мне попадают листочки, папки…

Я считаю это поводом для конфликта — ненавижу бардак». Сотрудницы, по словам девушки, считают ее неуравновешенной и чересчур принципиальной.

«Речь идет о выстраивании границ: если кажется, что на твою территорию наступают, нужно эту ситуацию выяснять», — считает Елизавета Левина. Другое дело, что делать это надо в спокойной форме, наименее конфликтным способом. Но «биться» можно только за свою территорию — репутация человека избыточно принципиального создалась у Инны потому, что она не только отстаивает границы, но и учит коллег, как они должны существовать в рамках их собственных границ. Это не может не вызывать у них дискомфорт. Однако Людмила Городничева считает такое поведение вполне соответствующим ситуации — ведь «бой» идет за личное пространство. Близкие люди могут подходить к нам на расстояние 30−40 см, те, с кем мы только познакомились, — не ближе метра. А для коллег важно, чтобы сохранялась защитная дистанция в 70−80 см. Если ее не хватает, появляется ощущение дискомфорта и, как следствие, возникает агрессия. В данном случае такая наступательная активность — результат безысходности, неумения справиться с нарушением границ иным способом. Когда возникает конфликт, противоборствующие стороны стараются как можно меньше взаимодействовать между собой — таким образом личные границы не нарушаются. Но если ты не стремишься ужесточать отношения с коллегами, а предпочитаешь мирно с ними сосуществовать, воспользуйся таким испытанным средством, как юмор. Поставь между вашими территориями условные шуточные границы: например, забавные таблички «Частное владение» или «Не беспокоить с 10 до 18».

ПЛОХО, ЕСЛИ ХОРОШО

Специалисты Калифорнийского университета в Беркли провели обширное исследование,
в ходе которого изучили все, что влияет на нас внутри офисного здания. Выводы кажутся удивительными и очевидными одновременно: самыми важными для нас являются базовые бытовые потребности. Чистые санузлы, место для парковки, хорошо организованное питание, чистота в помещении, место, где можно отдохнуть и прийти в себя, симпатичный дизайн мебели и самого офисного пространства. Внимания работодателя к этим позициям достаточно, чтобы уровень стресса в офисе существенно снизился. Но владелец помещения создает бытовой комфорт, а каждый человек вносит то, чего ему не хватает для ощущения счастья. Пространство вокруг мы создаем сами и сами несем ответственность за то, насколько комфортным для нас оно будет.

Правда, специалисты считают, что иногда проблем с восприятием рабочей зоны избежать просто невозможно. Дело в том, что из множества факторов, волнующих нас при поиске работы, офис занимает не самую значимую позицию, поэтому впоследствии эта тема может стать проблемной. Говоря проще, нельзя предусмотреть все сразу, и если остальные условия полностью удовлетворяют требованиям, шансы на то, что рабочее пространство будет вызывать вопросы, увеличиваются. Расположение столов, удаленность от коллег, холод от кондиционеров становятся настолько важными факторами именно потому, что все остальное вполне соответствует нашим ожиданиям. Человек склонен замечать скорее то, что раздражает, чем-то, что удовлетворяет. Значит, имеет смысл все же концентрировать внимание на плюсах, которые дает нам работа — особенно, если существенно изменить что-то не в наших силах.

Цветотерапия

На психологический климат в коллективе значительно влияет цветовая гамма офисного помещения.

• Если офис находится на солнечной стороне, желательно оформить его в холодных светлых тонах. Если окна комнаты на теневой стороне, в интерьер нужно добавить теплых оттенков.

• Помещение, окрашенное в какой-либо чистый, насыщенный цвет, действует угнетающе. Для сотрудников, интенсивно занимающихся умственным трудом, окраска стен и мебели должна помогать сосредоточиться и не утомлять глаза. Подходят успокаивающие, но не монотонные цвета: зеленый, серый.

• Агрессивные цвета в предметах интерьера (например, красные телефоны и ручки) могут вызвать беспричинную раздражительность.

Чувство дома

Наиболее прогрессивная схема построения корпоративных интерьеров — стиль home office («одомашненный офис»). Для него характерно максимальное приближение рабочей обстановки к домашней. Достигают этого за счет подбора мебели теплых тонов и мягких форм, успокаивающей глаз отделки. В дизайн часто включают мини-кухню для каждого сотрудника, необходимое количество ящиков под его личные вещи, полки для семейных фотографий и цветов. Таким образом атмосфера рабочего места гуманизируется, становится более дружественной человеку, помогая уменьшать стрессы или вовсе избегать их.


ТЕКСТ: Лана Волохова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить