14 ошибок начинающего босса

Звезды сошлись, вышестоящее начальство одумалось, неимоверные трудовые усилия последних лет оправдались, амбиции победили — тебя назначили на руководящую должность. Что дальше?

14 ошибок начинающего босса

Звезды сошлись, вышестоящее начальство одумалось, неимоверные трудовые усилия последних лет оправдались, амбиции победили — тебя назначили на руководящую должность. Что дальше? Реформа отдела, сумасшедшие прибыли для компании, переворот в отрасли, медаль и благодарность от руководства? Возможно, когда-нибудь все так и будет. Но, едва заступив на ответственный пост, самое главное, как считают специалисты, не наделать ошибок. А остальное — приложится.

ОШИБКА № 1: неумение держать дистанцию.
Загордившись своим карьерным взлетом, ты можешь утратить чувство реальности и вознестись над своими коллегами к заоблачным высотам. Это что-то вроде внезапно вспыхнувшей звездной болезни. Поверь, мало найдется людей из числа твоих сослуживцев, которые с пониманием отнесутся к этому диагнозу. Другая крайность, в которую ты можешь впасть, — панибратство. Взаимное «тыканье», ответы подчиненных типа «Да брось ты, потом сделаю» на твои руководящие указания полностью развенчают твой еще только зарождающийся авторитет начальницы. Так что по возможности держись золотой середины — не изображай неприступную начальницу, но и не руководи «по-домашнему».

ОШИБКА № 2: невнимание к подчиненным.
Подчиненные нуждаются во внимании, похвале, заботе и контроле. Право и обязанность надзирать за ними, отчитывать, поощрять и выделять лучших из них отныне принадлежат тебе. Работа эта тонкая и требует индивидуального подхода. Для кого-то нужно быть железной леди, кого-то — почаще хвалить, а с кем-то уже давно пора поговорить по‑человечески. А вот еще несколько тонкостей:
• не пытайся, по крайней мере поначалу, установить для своих подчиненных правила, нехарактерные для вашей компании в целом, слишком мягкие или слишком жесткие;
• при общении с подчиненными чередуй сугубо официальную манеру поведения с дружеской;
• не рассматривай служебное рвение своей «гвардии» как нечто само собой разумеющееся (типа «за это им зарплату платят»), а щедро хвали за инициативу, трудолюбие, отличные идеи;
• не пытайся любым путем избежать конфликтов с подчиненными, будь жесткой и смело иди на конфликт, если кто-то откровенно халтурит и не выполняет свою работу;
• не подавляй инициативу подчиненных, насторожись, если все их предложения кажутся тебе глупыми, а все твои идеи — напротив, гениальными;
• держи с подчиненными обратную связь, давая оценку их работы на каждом этапе, — точно установлено, что промежуточные одобрения стимулируют активность;
• не бегай жаловаться на подчиненных своему руководству;
• помни, что не только ты стремишься сделать карьеру, но и многие из твоих подчиненных. Давай самым достойным из них возможность проявить себя, не «задвигай» их, руководство оценит твои способности выращивать лидеров;
• и последнее: твое внимание к подчиненным должно не слабо угадываться, а ясно читаться. Чем яснее, тем быстрее будет расти твой авторитет. Александр Македонский знал по именам всех своих воинов, и уже за это его любили.

ОШИБКА № 3: неумение принимать критику.
Если ты думаешь, что после назначения на должность никто из числа подчиненных не смеет тебя критиковать, то тебя ждут разочарования и, возможно, даже нервные потрясения. Явной или подпольной критике (включая шушуканья по углам) будет подвергаться все, включая твой внешний вид, стиль руководства и привычку опаздывать. Немудрено, что в такой нервной обстановке ты начнешь ляпать ошибки. Вернуть оптимизм тебе поможет мысль о пользе критики, особенно конструктивной (а конструктивный момент можно отыскать практически в любом критическом замечании). Поверь: горькое лекарство критики так же необходимо, как и сладкие пилюли похвалы. С одной стороны, ты будешь реально смотреть на вещи, а с другой — избежишь культа собственной личности. Кстати, о нем.

ОШИБКА № 4: неумение принимать похвалу.
Тебе не приходилось стричься у стилистов, которые битый час поют тебе дифирамбы, восхищаясь цветом твоих волос и кожи, гармонией твоего облика, а в конце называют такую сумму за стрижку, что твои гладко причесанные волосы встают дыбом? И не ходила ли ты к ним снова и снова, постоянно доплачивая за их комплименты? В парикмахерской как хочешь, а вот на работе не иди на подобную сделку. Научись различать искреннюю похвалу и откровенную лесть. Как мудро подметил кто-то из древних, «лесть — это ловушка для дураков». Если регулярно позволять кому ни попадя курить тебе фимиам, то со временем просто не захочется слышать ничего иного — выработается привычка, как рефлекс слюноотделения у собаки Павлова. Недаром одно из шести изречений, высеченных в Букингемском дворце, в кабинете короля Георга V, гласило: «Научи меня не расточать и не принимать дешевых похвал».

ОШИБКА № 5: стремление сделать все самой.
Даже если ты двужильная, рано или поздно все равно надорвешься, выполняя работу за десятерых подчиненных и за себя, одиннадцатую. Учись делегировать дела, в том числе очень важные, подчиненным, а проще говоря, раскидывать текучку на всех членов коллектива. И учти: если тебе очень непросто перекладывать свои привычные обязанности на подчиненных — это хороший признак. Это говорит о том, что ты действительно болеешь за дело. Но научиться разделять обязанности просто необходимо.

ОШИБКА № 6: убежденность, что ты знаешь все лучше всех.
Всего знать не может никто, и ты в том числе. Кроме того, неизбежны некие специфические задачи, которые тебе не решить без узких специалистов какого-то конкретного профиля. Так уж лучше сразу обратиться к ним, чем сначала изображать из себя всезнающего вундеркинда, а потом все равно прибегнуть к помощи компетентных лиц.

ОШИБКА № 7: откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня.
Верный признак этой ошибки — гора бумаг на твоем столе и миллион непрочитанных файлов. Это все от твоего дебютантского безволия и страха перед окончательными решениями. Превозмогай его, научись рубить с плеча, безжалостно отсекая легкие, не требующие глубокого обдумывания и анализа вопросы. Не гнушайся и таким методом, как поручение подчиненным подготовки проекта решения. Пусть они сами выявят все плюсы и минусы возможных вариантов решения, а тебе останется лишь поставить резолюцию на одном из них. Ну максимум — подкорректировать его или отдать на доделку. И, наконец, письменно формулируй или схематизируй цели, задачи, причины и проблемы. Помнишь, как в знаменитом сериале Настя Каменская чертит всякие кружочки и стрелочки, пытаясь понять связи преступного мира, — это неспроста. Четкая грамотная схема помогает понять суть вопроса, легко сделать выводы и принять правильное решение.

ОШИБКА № 8: стремление сделать все сразу.
Проблема в том, что каждое большое дело состоит из множества маленьких, объять которые, удержать в памяти ты все равно не сможешь, зато забудешь, каковы твои главные цели. Чтобы «не терять за деревьями леса», решай проблемы последовательно, начиная с самых насущих и никогда — с самых пустяковых. Это иллюзия, что их можно быстренько решить и освободить время для дел более важных. Закопаться в них — вот это можно. Легко.

ОШИБКА № 9: желание сохранить коллектив любой ценой.
Коллектив тебе достался в наследство от предшественника. Однако никто не обязывает тебя во что бы то ни стало это наследство хранить. Если команда или часть ее явно слаба, ищи новых людей. Только будь осторожна, причисляя кого-то к балласту, — не все люди раскрываются с первой же минуты. Поэтому какое-то время стоит понаблюдать за командой, если ты пришла в нее со стороны. Ну и в любом случае сначала нужно найти новую кандидатуру и только потом расставаться с тем, кто тебя не устраивает в профессиональном плане.

ОШИБКА № 10: неумение разграничить функции подчиненных.
Если ты читала басню про лебедя, рака и щуку, то примерно представляешь, какова будет эффективность работы твоего коллектива, если каждый будет тянуть одеяло на себя. Начни свою работу с разграничения обязанностей всех членов коллектива! Можешь даже составить должностные инструкции. Главное на этом этапе -быть глухой к претензиям такого рода: «Раньше я этого не делал, это делал Петров». Ну и, конечно, не самодурствовать — перераспределение обязанностей должно быть обосновано. Не стоит исключать и такую возможность: твой предшественник уже разграничил функции подчиненных самым оптимальным образом.

ОШИБКА № 11: вечные поиски виноватых.
Конечно, нет ничего предосудительного в том, что ты выяснишь, кто запорол работу всего отдела, и устроишь ему (ей) разнос. Но если эти разносы будут носить хронический характер и случаться по пятнадцать раз на дню, то это уже тревожный симптом твоей, как бы это поточнее выразиться, руководящей импотенции. Если твои подопечные все делают шиворот-навыворот, то, быть может, это от того, что ты ими плохо руководишь?

ОШИБКА № 12: неумение контролировать свои эмоции.
Старайся олицетворять собой спокойствие, уверенность и нордическое хладнокровие, особенно в кризисных ситуациях. Вслед за тобой, глядишь, и подчиненные будут хранить спокойствие в пиковые моменты и действовать продуманно. Разумеется, на эмоции ты тоже имеешь право, но сбрасывать их бесконтрольно небезопасно для твоего авторитета. Хочется рвать и метать? Крепись — лучше переломай в щепки все карандаши на своем столе. Хочется разрыдаться от обиды и бессилия? Потерпи до дома.

ОШИБКА № 13: нежелание расти.
ЕСЛИ дарованное тебе судьбой руководящее кресло — предел твоих мечтаний, то ты не лидер. Ты в нем оказалась случайно и ненадолго, если не хочешь повышать свою квалификацию, управлять большим количеством людей и решать более масштабные задачи. Да и окружающие предпочитают идти за тем, кто знает, куда идет. Так что если твои претензии скромны и аскетичны, то лучше уж тебе вообще не ввязываться в карьерную драку.

ОШИБКА № 14: вера в предрассудок, что женщина не может быть хорошим начальником.
Ну что тут скажешь? Полная чепуха! Даже мужчины в массе своей расстались с этим стереотипом (по крайней мере образованные и амбициозные, а мнение прочих тебя и не должно волновать). Согласно опросам, 58% женщин и 53% мужчин считают, что и женщины, и мужчины на руководящих постах в равной степени обладают решительностью. Только 16% мужчин говорят, что женщина-начальник их бы раздражала. 55% мужчин и 59% женщин утверждают, что уважение к начальнику со стороны подчиненных никак не зависит от его, начальника, пола. А от чего оно зависит — смотри выше.

I Мини-тест
Закончи фразу английского писателя У. Коллинза: «Никогда не доверяйте тем подчиненным, которые не находят у начальства никаких…»

II Мини-тест
Ты уже второй день сидишь в кресле начальницы, как вдруг раздается телефонный звонок и кто-то просит твою предшественницу? Ты…
А — говоришь, что такой здесь больше нет, и вешаешь трубку.
 Б — называешь новый номер бывшей хозяйки кабинета.
В — интересуешься, кто звонит, по какому вопросу и не можешь ли ты помочь. M

ОТВЕТЫ:
на I мини-тест — «изъянов»;
на II мини-тест — вариант Б.




 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить