11 ошибок, которые совершает новый начальник

Звезды сошлись, вышестоящее начальство одумалось, неимоверные трудовые усилия последних лет оправдались, амбиции победили — тебя назначили на руководящую должность. Что дальше?

11 ошибок, которые совершает новый начальник Fotobank / Getty Images

Как не совершить классические ошибки начинающего начальника? Реформа отдела, сумасшедшие прибыли для компании, переворот в отрасли, медаль и благодарность от руководства — не самые радужные перспективы в самом начале. Возможно, когда-нибудь все так и будет. Но, едва заступив на ответственный пост, самое главное, как считают специалисты, не наделать ошибок. А остальное — приложится.

№ 1: неумение держать дистанцию

Загордившись своим карьерным взлетом, ты можешь утратить чувство реальности и вознестись над своими коллегами к заоблачным высотам. Это что-то вроде внезапно вспыхнувшей звездной болезни. Поверь, мало найдется людей из числа твоих сослуживцев, которые с пониманием отнесутся к этому диагнозу. Другая крайность, в которую ты можешь впасть, — панибратство. Взаимное «тыканье», ответы подчиненных типа «Да брось ты, потом сделаю» на твои руководящие указания полностью развенчают твой еще только зарождающийся авторитет начальницы. Так что по возможности держись золотой середины — не изображай неприступную начальницу, но и не руководи «по-домашнему».

№ 2: невнимание к подчиненным

Подчиненные нуждаются во внимании, похвале, заботе и контроле. Право и обязанность надзирать за ними, отчитывать, поощрять и выделять лучших из них отныне принадлежат тебе. Работа эта тонкая и требует индивидуального подхода. Для кого-то нужно быть железной леди, кого-то — почаще хвалить, а с кем-то уже давно пора поговорить по‑человечески. А вот еще несколько тонкостей:

  • не пытайся, по крайней мере поначалу, установить для своих подчиненных правила, нехарактерные для вашей компании в целом, слишком мягкие или слишком жесткие;

  • при общении с подчиненными чередуй сугубо официальную манеру поведения с дружеской;

  • не рассматривай служебное рвение своей «гвардии» как нечто само собой разумеющееся (типа «за это им зарплату платят»), а щедро хвали за инициативу, трудолюбие, отличные идеи;

  • не пытайся любым путем избежать конфликтов с подчиненными, будь жесткой и смело иди на конфликт, если кто-то откровенно халтурит и не выполняет свою работу;

  • не подавляй инициативу подчиненных, насторожись, если все их предложения кажутся тебе глупыми, а все твои идеи — напротив, гениальными;

  • держи с подчиненными обратную связь, давая оценку их работы на каждом этапе, — точно установлено, что промежуточные одобрения стимулируют активность;

  • не бегай жаловаться на подчиненных своему руководству;

  • помни, что не только ты стремишься сделать карьеру, но и многие из твоих подчиненных. Давай самым достойным из них возможность проявить себя, не «задвигай» их, руководство оценит твои способности выращивать лидеров;

  • и последнее: твое внимание к подчиненным должно не слабо угадываться, а ясно читаться. Чем яснее, тем быстрее будет расти твой авторитет. Александр Македонский знал по именам всех своих воинов, и уже за это его любили.

№ 3: неумение принимать критику

Если ты думаешь, что после назначения на должность никто из числа подчиненных не смеет тебя критиковать, то тебя ждут разочарования и, возможно, даже нервные потрясения. Явной или подпольной критике (включая шушуканья по углам) будет подвергаться все, включая твой внешний вид, стиль руководства и привычку опаздывать. Немудрено, что в такой нервной обстановке ты начнешь ляпать ошибки. Вернуть оптимизм тебе поможет мысль о пользе критики, особенно конструктивной (а конструктивный момент можно отыскать практически в любом критическом замечании). Поверь: горькое лекарство критики так же необходимо, как и сладкие пилюли похвалы. С одной стороны, ты будешь реально смотреть на вещи, а с другой — избежишь культа собственной личности. Кстати, о нем.

№ 4: убежденность, что ты знаешь все лучше всех

Всего знать не может никто, и ты в том числе. Кроме того, неизбежны некие специфические задачи, которые тебе не решить без узких специалистов какого-то конкретного профиля. Так уж лучше сразу обратиться к ним, чем сначала изображать из себя всезнающего вундеркинда, а потом все равно прибегнуть к помощи компетентных лиц.

№ 5: откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня

Верный признак этой ошибки — гора бумаг на твоем столе и миллион непрочитанных файлов. Это все от твоего дебютантского безволия и страха перед окончательными решениями. Превозмогай его, научись рубить с плеча, безжалостно отсекая легкие, не требующие глубокого обдумывания и анализа вопросы. Не гнушайся и таким методом, как поручение подчиненным подготовки проекта решения. Пусть они сами выявят все плюсы и минусы возможных вариантов решения, а тебе останется лишь поставить резолюцию на одном из них. Ну максимум — подкорректировать его или отдать на доделку. И, наконец, письменно формулируй или схематизируй цели, задачи, причины и проблемы. Помнишь, как в знаменитом сериале Настя Каменская чертит всякие кружочки и стрелочки, пытаясь понять связи преступного мира, — это неспроста. Четкая грамотная схема помогает понять суть вопроса, легко сделать выводы и принять правильное решение.

№ 6: стремление сделать все сразу

Проблема в том, что каждое большое дело состоит из множества маленьких, объять которые, удержать в памяти ты все равно не сможешь, зато забудешь, каковы твои главные цели. Чтобы «не терять за деревьями леса», решай проблемы последовательно, начиная с самых насущих и никогда — с самых пустяковых. Это иллюзия, что их можно быстренько решить и освободить время для дел более важных. Закопаться в них — вот это можно. Легко.

№ 7: желание сохранить коллектив любой ценой

Коллектив тебе достался в наследство от предшественника. Однако никто не обязывает тебя во что бы то ни стало это наследство хранить. Если команда или часть ее явно слаба, ищи новых людей. Только будь осторожна, причисляя кого-то к балласту, — не все люди раскрываются с первой же минуты. Поэтому какое-то время стоит понаблюдать за командой, если ты пришла в нее со стороны. Ну и в любом случае, сначала нужно найти новую кандидатуру и только потом расставаться с тем, кто тебя не устраивает в профессиональном плане.

№ 8: неумение разграничить функции подчиненных

Если ты читала басню про лебедя, рака и щуку, то примерно представляешь, какова будет эффективность работы твоего коллектива, если каждый будет тянуть одеяло на себя. Начни свою работу с разграничения обязанностей всех членов коллектива! Можешь даже составить должностные инструкции. Главное на этом этапе -быть глухой к претензиям такого рода: «Раньше я этого не делал, это делал Петров». Ну и, конечно, не самодурствовать — перераспределение обязанностей должно быть обосновано. Не стоит исключать и такую возможность: твой предшественник уже разграничил функции подчиненных самым оптимальным образом.

№ 9: вечные поиски виноватых

Конечно, нет ничего предосудительного в том, что ты выяснишь, кто запорол работу всего отдела, и устроишь ему (ей) разнос. Но если эти разносы будут носить хронический характер и случаться по пятнадцать раз на дню, то это уже тревожный симптом твоей, как бы это поточнее выразиться, руководящей импотенции. Если твои подопечные все делают шиворот-навыворот, то, быть может, это от того, что ты ими плохо руководишь?

№ 10: неумение контролировать свои эмоции

Старайся олицетворять собой спокойствие, уверенность и нордическое хладнокровие, особенно в кризисных ситуациях. Вслед за тобой, глядишь, и подчиненные будут хранить спокойствие в пиковые моменты и действовать продуманно. Разумеется, на эмоции ты тоже имеешь право, но сбрасывать их бесконтрольно небезопасно для твоего авторитета. Хочется рвать и метать? Крепись — лучше переломай в щепки все карандаши на своем столе. Хочется разрыдаться от обиды и бессилия? Потерпи до дома.

№ 11: нежелание расти

Если дарованное тебе судьбой руководящее кресло — предел твоих мечтаний, то ты не лидер. Ты в нем оказалась случайно и ненадолго, если не хочешь повышать свою квалификацию, управлять большим количеством людей и решать более масштабные задачи. Да и окружающие предпочитают идти за тем, кто знает, куда идет. Так что если твои претензии скромны и аскетичны, то лучше уж тебе вообще не ввязываться в карьерную драку.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить