Выставки искусства в Европе

Осенью музеи и галереи открывают новый хужественный сезон. Какие выставки стоит посмотреть в Европе?

Выставки искусства в Европе

Осенью музеи и галереи открывают новый хужественный сезон. Какие выставки стоит посмотреть в Европе, рассказывает культурный обозреватель Наталья Зайцева.

СТОКГОЛЬМ

В галерее Magasin 3−9 сентября откроется выставка американской художницы Андреа Зиттель «Слой моей земли». Андреа известна тем, что создает «жилые единицы» — утопические минималистичные, но одновременно функциональные жилые конструкции. Это коробки, раскладывающеся в виде кухни, рабочего кабинета или любого другого пространства для жизни. Зиттель считает: создавать и обживать свой мир можно где угодно — в пустыне, городском доме, галерее. Сама Андреа живет в калифорнийской пустыне, ландшафт которой служит первой экспериментальной площадкой для ее работ.
В галерее Nordenhake весь сентябрь будет продолжаться выставка, посвященная лохнесскому чудовищу. Художник Джерард Бирн десять лет собирал факты и свидетельства об этом мифическом существе и наконец в январе 2011 года выставка впервые была представлена в Англии. Несмотря на по-научному сдержанное название «Предмет изучения: Лох-Несс», экспозиция не лишена тонкой иронии и двусмысленности. Художник исследует границы между реальностью и выдумкой и помогает зрителям разобраться в природе мифа как такового.
Увидеть ретроспективу перфомансов и инсталляций неистовой шведской художницы Клары Лиден можно в одном из самых популярных европейских музеев современного искусства — стокгольмском Moderna Museet.
Начинавшая как архитектор, Лиден сейчас увлекается социальным активизмом, а также снимает кино. Больше всего художницу интересует тема границ между личным и публичным пространством — границ как физических, так и ментальных. В Берлине, где в настоящее время живет Клара Лиден, она, например, строила жилище из мусора на реке Шпрее, творила коллажи из старых рекламных плакатов и исполняла фантастические танцы в вагонах метро.


ПАРИЖ

В галерее Tornabuoni Art с 12 сентября откроется выставка канадского художника Луи Бодро «Судьба». Детские портреты, выполненные
в смешанной технике (коллаж, уголь, пастель, фото), напоминают раскрашенные старые фотоснимки из ателье.
Лица у детей такие серьезные, что вызывают не привычное радостное умиление, а скорее печаль. Коллажи Луи Бодро сделаны из материалов, которые на подсознательном уровне провоцируют ностальгию — по старым обоям и коричневой оберточной бумаге.
Работы художника вызывают ассоциации с произведениями Льюиса Кэрролла и детскими шкатулками «с секретиками», наполненными всякой ерундой, от которой у взрослых щемит сердце.
Заставляют задуматься о бренности бытия и производят более мрачное впечатление натуралистичные скульптуры из желтого воска в галерее Dukan Hourdequin. Жутковатые фигуры с гримасами ужаса на лицах — экспонаты выставки современного чешского художника Ричарда Стипла «Помня катастрофы». Моделью художнику, кстати, служил он сам.
Тем, кто ценит простоту и покой, можно посоветовать выставку абстрактного экспрессиониста Энтони Окони в John Tevis Gallery — c 10 сентября. Художник умеет оценить красоту кирпичной кладки и простых орнаментов, и его картины вдохновляют посетителей выставки на покупку новых штор и обоев.
В парижской галерее Yukiko Kawase с 20 сентября по 29 октября можно посетить выставку японского художника Тоула Оцуки «Моя девушка». Любимые модели художника — это девушки, кошки и цветы.
В работах Оцуки есть что-то и от древнего японского рисунка, и от эстетики современных комиксов манга.
Истинных ценителей и подлинных эстетов можно пригласить в галерею Perotin. Там с 10 сентября открыта персональная выставка миланца Джузеппе Габеллони — скульптора, художника и фотографа.
Свои инсталляции Габеллони фотографирует, а затем разрушает — типичный подход для современного творца.
Но нельзя сказать, чтобы его работы были совсем недоступны неискушенному зрителю: некоторые из них довольно эмоциональны и даже имеют вполне понятный сюжет. Например, черно-белые документальные снимки, которые напечатаны на огромном цветном полотне, развевающемся на ветру. В галерее Jean-Luc + Takako Richard можно будет увидеть светящиеся скульптуры Беверли Фишман. Художница назвала их «Таблетки» и посвятила работу проблеме привыкания к лекарственным препаратам и росту влияния фармацевтической продукции на человека. Посетителям предлагают зайти в темную комнату, где меняющийся свет выхватывает фрагменты работы — объекты, похожие на таблетки, ярких галлюциногенных цветов.


ПРАГА

До 11 сентября в этом городе следует успеть в галерею Rudilfinum на выставку известного чешско-американского дизайнера Ладислава Сутнара (1897−1976), которая называется U. S. Venus. Здесь впервые будут представлены картины Сутнара, на которых изображены обнаженные женщины. Сам художник называл их «Венерами» и относил к так называемому джой-арту (joy — с английского"радость"). Искусство XXI века, по мнению Ладислава, должно было стать бодрым, гуманистическим и радостным. Пока не похоже, что Сутнар был прав в своих прогнозах.
В галерее современного искусства Hun Kanster Artworks в сентябре продолжается выставка художников Франтишки и Тима Гилманов, чешско-американской семейной пары. Франтишка и Тим размышляют об архитектуре времени и пространства, в результате чего получается то инсталляция с висящим на потолке вверх тормашками жилым домом, то картина с изображением полностью изолированной комнаты.
Пражская национальная галерея приглашает посмотреть на картину знаменитого чешского импрессиониста начала XX века Яна Прейслера «Сказка». У этого полотна удивительная судьба. Почти 70 лет картина не могла попасть в Чехию. В 1913 году «Сказка», принадлежавшая тогда Пражской национальной галерее, отправилась на выставку в Мюнхен, затем в Питтсбург, откуда не смогла вернуться из-за Первой мировой войны. Позже ее смогли обменять на другую работу Яна Прейслера, и в конечном счете она оказалась в чьей-то частной коллекции.
«Сказка» — результат увлечения Прейслера темой любви принцессы и дракона. Взглянуть на картину, признанную одной из лучших работ художника, можно будет до 30 сентября.

МИЛАН
Швейцарский художник Ниэли Торони еще в 1966 году изобрел собственную художественную технику, которую назвал Travail-Peinture: просто точки, сделанные кистью и расположенные на расстоянии 30 сантиметров друг от друга. Своими работами художник украшает стены, пол, одежду, бумагу. При этом такие импринты (запечатления) никогда не бывают одинаковыми. Выставка Торони откроется 20 сентября в галерее A arte Studio Invernizzi.
А в галерее Kaufman Repetto с 15 сентября представлена экспозиция Йошуа Окона — художника мексиканского происхождения, известного необычными видеоинсталляциями. Например, однажды он записал на видео, как его пес (мексиканская голая собака) совокупляется с французским пуделем. Или снял двух девочек-подростков, изображающих типичную мужскую агрессию по отношению к женщинам с помощью жестов, выкрикивания непристойностей и т. д.
Там же одновременно начнет работу выставка фотохудожницы из Нью-Йорка Талии Четритт. Ее работы балансируют на грани фотографии и светоживописи. Талия фотографирует радугу, солнце в небе или отблеск от вспышки так, будто хочет проникнуть в саму суть обыкновенных физических процессов, отразить их молекулярную и вместе с тем божественную природу. То же — с формами, углами и поверхностями.
В галерее Marabini 29 сентября откроется выставка американского художника Тима Дэвиса «Новая античность». Первые снимки для этой серии Дэвис сделал в Риме — городе, где обычная груда камней легко может оказаться памятником древней культуры. По аналогии, художник решил, что и в современных римских реалиях есть тот же потенциал, и нашел элегантность в самых банальных объектах. Позже он продолжил свое исследование «новой античности» в США и Китае. Некоторые фотографии напрямую отражают, как древность соприкасается с современностью — например, древняя фреска, изуродованная современными надписями, или игроки в гольф на фоне античных развалин.
А в галерее Forma до 18 сентября — выставка «Римини» Марко Песарези. Римини — родной город Марко, который долгое время занимался фотожурналистикой в Африке, а в 2001 году трагически погиб в родном городе. «Римини — слово состоит из стержней, из ряда солдат… Там тоска становится более ясной, особенно зимой: белые гребни моря, сильный ветер». Эти слова режиссера Федерико Феллини, другого уроженца Римини, наиболее точно совпадают с тем, каким видел свой город Марко Песарези. Черно-белые фотоснимки зимнего морского города с забытыми шезлонгами на берегу и одинокими прохожими. Но ранней осенью Римини и вся Италия-солнечный музей под открытым небом.

Фото: Елена Шахновская

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить