Чайная церемония

Как добиться того, чтобы стать желанной гостьей в любой стране?

Чайная церемония

Как добиться того, чтобы стать желанной гостьей в любой стране?
Чтобы таксист с неподдельной улыбкой таскал твой багаж, официант не заставлял себя ждать, горничная с удвоенным рвением убирала номер, а лазанью готовили только со свежим мясом?
Самый простой способ — не медлить с чаевыми, где они необходимы, но и уметь распознать обстоятельства, где они будут не к месту.

Крупнейший скандал разразился несколько лет назад в Соединенных Штатах, когда Хиллари Клинтон, позавтракав в одном из кафе, не оставила официантке ни цента чаевых. Этого ей долго не могла простить вся Америка. Из ряда вон выходящая ситуация обсуждалась в СМИ, а миссис Клинтон еще долго получала гневные письма от разочарованных американцев.
Сегодня чаевые, как говорится, must have во многих развитых странах. К тому же зачастую они составляют большую часть заработной платы таксистов, официантов, носильщиков, гидов и других представителей сферы обслуживания. А главное, чаевые не слишком ощутимо бьют по карману «дающего» и в большинстве случаев окупаются с лихвой.

По-американски

Не оставить чаевые официанту в американском кафе — значит расписаться в своей жесточайшей скупости. Чаевые здесь обязательны. Это, если хочешь, часть их культуры. Дело в том, что у представителей этой профессии в США обычно очень низкие зарплаты. Основной их доход — клиентские чаевые (tips). Принятая сумма варьируется в зависимости от штата. В большинстве городов в ресторанах высокого уровня советуют ориентироваться на сумму в 10−15% от общего счета, но в Нью-Йорке и Калифорнии 20% от счета — это минимум, на который придется раскошелиться. И чем заведение дороже и популярнее, тем больше чаевых следует оставлять.
Мелочь обычно просто оставляют на столе. В случае оплаты заказа кредитной карточкой чаевые добавляются при подписании счета. Здесь все предусмотрено заранее: в чеке на оплату картой обычно выделяют три строчки: первая — сумма счета, вторая — предполагаемая гостем сумма чаевых и итоговая сумма (total). Не ленись и заполни все строки.

По-европейски

Во Франции: в барах официантам нередко не предусмотрена даже минимальная зарплата. Весь их заработок — чаевые, на которые они искренне надеются. Поэтому здесь ожидают рекордную в Европе сумму доплаты — 15−16%. «Пурбуар» (pourboire — буквально «чтобы выпить») принято оставлять явно: прямо на стойке бара или же класть в тарелочку, на которой был подан счет.
В Германии: немцы всем известны своей строгостью и консервативностью. Но от чаевых и они не отказываются. Оставлять чаевые принято после расчета на столе, под матерчатой салфеткой — так, чтобы лишь часть купюры выглядывала наружу.
В Испании: в барах и маленьких ресторанах принято в качестве благодарности оставлять несколько монет. Их следует класть на пластину вместе с оплаченным счетом. За пределами ресторанного бизнеса чаевых от тебя больше никто не ждет.
В Австрии: есть правило, если официант после третьей просьбы принести счет никак не отреагировал, можно не только чаевых не оставлять, но и просто подняться и уйти не расплатившись!
В Голландии и Швейцарии: официанты не особо избалованы чаевыми. Привычные нам 10% надбавки здесь считаются неоправданной расточительностью. Вполне достаточно будет оставить официанту не более 3−5%.

По-восточному

В странах Востока и Азии будь готова к тому, что представитель сферы обслуживания открыто попросит свой «бакшиш». В Тунисе и Египте оставлять на чай принято всегда и за любую услугу, даже если она была выполнена не слишком качественно. Особого ритуала нет — денежную благодарность кладут прямо в руку добродетеля.
Чаевые от тебя будут ждать и в Индии. Таксист, доставив тебя на место, с готовностью таскает твои чемоданы? Заплатить ему за это будет нелишним.

Воздержись!

В Японии, наоборот, чаевые не принято оставлять вообще! Этот жест не только оскорбит персонал, но и выставит тебя как сноба, жаждущего продемонстрировать свое превосходство над остальными. Скромные и смиренные от природы японцы очень этого не любят. Осторожно с чаевыми в Австралии! Здесь тоже принято расплачиваться ровно по счету.
Менталитет среднестатистического японца, равно как и австралийца, предполагает, что высший разряд в обслуживании — их прямая обязанность. Надо полагать, что и зарплата у них соответствующая. Любая попытка дополнительного вознаграждения с твоей стороны может быть воспринята как прямое оскорбление.

Общие правила

ТАКСИ

Практически везде принято оставлять немного на чай таксистам. А в Лондоне, садясь в традиционный черный кеб, будь готова к тому, что за посадку с тебя возьмут 1−2 фунта (как только машина тронется, они тут же нарисуются на счетчике) и будут еще ожидать небольшой благодарности сверх счетчика. Такова традиция, не скупись!

ОТЕЛЬ

Заселяясь в отель, не забудь поблагодарить носильщика багажа. Суммой от доллара до пяти — в зависимости от объема и численности твоих чемоданов. Горничным, делающим уборку в номере, принято оставлять 1 доллар или евро (или эквивалент в местной валюте) в день. Можешь ежедневно оставлять чаевые или выдать всю сумму сразу за все дни пребывания, но тогда уже непосредственно перед отъездом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС

Это когда ты просишь персонал гостиницы или ресторана о чем-то, что не входит в их прямые обязанности — например, швейцар вызывает для тебя такси или служащий отеля покупает по поручению твой любимый журнал. В таких случаях чаевые непременны, а их размер, как правило, не превышает доллара.

ГИДЫ, ВРАЧИ, ПОЛИЦИЯ

Чаевых от тебя не ждут. Конечно, ты можешь поблагодарить их за отличную работу, но не деньгами, а национальным или сладким сувениром. За попытку же оставить премиальные представителям правоохранительных органов тебе вообще грозит судебное разбирательство.

Наша Russia

У нас в стране культуры чаевых как таковой не существует. В дореволюционной России было принято награждать швейцара, извозчика и официанта сверх жалованья или счета. Сегодня традиция денежной благодарности возвращается. Хотя четких правил пока нет.
Тем не менее в кафе и ресторанах больших городов следует оставлять по крайней мере 5% (а лучше 10%) от стоимости заказа. За обслуживание банкета чаевые будут включены сразу в счет. Но эта сумма уйдет в общую кассу заведения, поэтому, если тебе понравилось, что благодаря стараниям официанта у всех гостей бокалы своевременно наполнялись, а горячее не заставило себя долго ждать, скажи спасибо ему лично, сверх счета.
Не принято оставлять на чай мелочь. Это лишь обидит официанта. Стоит также учитывать, что во многих кафе и ресторанах чаевые поступают в «общий котел». В конце рабочего дня накопленная сумма распределяется между официантами, барменами, работниками кухни, кассиром и менеджером — словом, всеми, кто так или иначе участвовал в обслуживании гостей заведения.
Довольно сложно обстоит дело с чаевыми за косметические и парикмахерские услуги. Здесь, пожалуй, стоит ориентироваться на правило: осталась довольна результатом — отблагодари мастера. Кто-то оставляет вознаграждение на рабочем месте мастера, кто-то дает прямо в руку или аккуратно кладет ему в карман. На вопрос же, о какой сумме идет речь, нет однозначного ответа. Говорить о 10% не всегда уместно: вот, скажем, речь идет о коррекции бровей за 280 рублей. В то же время как быть, если стрижка с окрашиванием в хорошем московском салоне обошлась в 5500 рублей или это была SPA-услуга с массажем и обертыванием за 7000? В первом случае одна десятая от суммы — мало, во втором и третьем — много. Думаю, стоит заглянуть в свой кошелек и решить, какая сумма тебе самой кажется комфортной: 50, 100, 200 или 300 рублей. Учитывай и тот факт, что, возможно, в следующем месяце ты позвонишь мастеру на мобильный и попросишь найти для тебя окошко в его плотном графике.

От первого лица

«Я отношусь хорошо ко всем клиентам: вне зависимости, дают ли они мне на чай или нет. Как правило, те, кто заходит в салон случайно, часто не оставляют вознаграждения, но стоит клиентам перейти в разряд постоянных — обязательно благодарят. Я им отвечаю взаимностью — могу выйти ради них в выходной или засижусь допоздна. И сама, оказываясь в роли клиента, стараюсь говорить спасибо за оказанные услуги».
(Ольга) ВРАЧ-КОСМЕТОЛОГ

«Я"Как-то клиентка оставила мне больше на чай, чем стоил сам маникюр. Я с удивлением спросила, подозревая, что она по ошибке достала не ту купюру. Оказалось, никакой ошибки: „Ирина, маникюр, может, стоит и ­недорого, но ваше умение слушать и дать житейский совет стоит гораздо большего!“ Так что, выходит, иногда мне платят не только за маникюр, но и за сеанс психоанализа».
(Ирина) МАСТЕР ПО МАНИКЮРУ

«Я"Я отличный стилист-парикмахер. Клиенты меня любят. Если они оставляют на чай — мне приятно, значит, вечером приглашу жену на ужин в ресторанчик, нет — это не изменит моего настроения и не убавит профессионализма. Это все равно как если бы вам за какую-то работу приносили коробку конфет или тортик. Схожие эмоции, но не более. К счастью, я не чувствую зависимости от чаевых и не позволяю клиентам манипулировать мной. Вознаграждение принимаю с достоинством, а не с подобострастием, а с клиентами всегда говорю на равных — вежливо, дружески, без заискивания». (Алексей) СТИЛИСТ-ПАРИКМАХЕР

«Я машину почти всегда сама заправляю, поэтому и чаевых не даю».
ник Натулик-Лапотулик

«Всегда даю 10−20 руб. Мне почему-то стыдно становится, если не дать ему хотя бы десяточку».
ник Incanto

«Иногда оставляю, иногда — нет. В отличие от официантов заправщик не спешит и даже не улыбается. Вот если бы они сами ходили к кассе — давала бы на чай больше.
ник Pollinka

«Одному заправщику всегда оставляла 20 руб. Он и счастливого пути пожелает, и стекло протрет».
ник Клуния

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить