Театр глухих «Недослов»

Здесь все понятно без слов. Их заменяют музыка, тело, глаза, руки. Особенно руки — с их помощью неслышащие актеры театра «Недослов» общаются со зрителями и миром. А Cosmo очень хочет, чтобы мир узнал о них.

Театр глухих «Недослов»

  • Мария Железнова
    Мария Железнова
  • Мария Железнова
    Мария Железнова

Прежде чем пойти в «Недослов», я посмотрела на YouTube клипы с участием Алексея и вот что меня больше всего поразило: ладно, ритм, четкое попадание в него в принципе объяснимо. Но как можно с такой точностью передать характер произведения, не слыша его?! Если звучит легкая французская песенка, то Алексей и сам легок, ироничен, если «Он не вернулся из боя», то и тут проникновение в суть песни такое, что аж мурашки по спине. А рубящие жесты рук только усиливают силу слов и музыки Высоцкого.

Леша, как можно так чувствовать песню, не слыша ее?
Сейчас объясню: сначала я понимаю ее ритм, потом смотрю текст и узнаю, о чем она, потом начинаю фантазировать на заданную тему. Когда все это вместе сливается, получается такой результат.

А ты совсем не слышишь?
У меня есть остаточный слух. Я слышу голоса людей. Вот сейчас и твой голос тоже.

Зачем же нам тогда переводчик?
Я слышу голос, но не могу разобрать слов. То есть это такой шумовой фон больше. Хотя я, например, могу понять, кто ко мне обращается, не видя человека, тембр голоса у всех разный.

Как ты попал в «Недослов»?
Ну как-то пришел и все. Учился сначала здесь, в институте, и плавно «перетек» в театр. Сначала участвовал в массовке спектакля «Крылья», потом был Hand-made, ну и завертелось.

А какие планы на будущее?
Сейчас есть один проект — фильм. Я не буду о нем рассказывать подробно, мы только собираем материал. Еще мечтаю снять клип. Уже есть два, но хочу сделать целый цикл из песен на итальянском языке.

Почему на итальянском?
Он очень экспрессивный. Мне это нравится.

Но как ты понимаешь, что он экспрессивный?!
Мне подробно об этом рассказывали. И потом, смотришь ведь на певцов и все сразу ясно.

Скажи, а твой круг общения из кого состоит?
Из разных людей. Обычных и неслышащих в нем 50 на 50.

А как ты общаешься с теми, кто не знает языка жестов?
Смотрю на губы, изучаю артикуляцию — и потом мы общаемся без проблем. Сергей Лобан, режиссер «Пыли» и «Шапито-шоу», знает немного язык жестов и с ним мне разговаривать проще. Но понятно, что я все-таки больше контактирую с теми, кого понимаю.

О чем ты мечтаешь для своего театра?
О новых постановках, конечно. О своей площадке мечтаю, куда можно спокойно прийти и работать, ни от кого не зависеть.

Сколько сейчас в труппе актеров?
Ой, не считал… Точно не меньше двадцати.

А как люди к вам попадают? Актеры, я имею в виду.
Да из этого же института. Много выпускников к нам приходит — уже протоптанная дорожка.

День ангела

Во время прогона я с интересом наблюдала, как работают актеры. Спектакль, который сегодня идет — «Без права на ангела», создан на основе песни Вертинского «Желтый ангел» в исполнении самого Александра Николаевича, Елены Камбуровой и Дмитрия Хоронько. В постановке очень много танцевальных номеров. А это значит — много музыки, которую актеры не слышат. Я оглянулась назад и увидела рядом с режиссерским пультом хореографа спектакля Елену Бидную. Поднимая по очереди пальцы руки, она отсчитывала ребятам ритм.

Мария Железнова
Мария Железнова

Однако, даже видя это, было сложно поверить, что люди на сцене ничего не слышат — так слаженно они двигались, не сбиваясь даже на сложных музыкальных моментах. В паузах ребята привлекали внимание друг друга, топая ногами по полу, а во время прогона номеров даже успевали поспорить на языке жестов, мол, куда ты идешь, в другую сторону надо.

Но вот репетиция окончена, все уходят гримироваться.

Знание — сила

Пока актеры готовятся, Варвара Ромашкина продает билеты. Зал небольшой, на 40 мест, но сегодня и они не все заняты. «О нас мало кто знает, — пожимает плечами Варвара, — собирать зрителей в основном помогает цыганская почта. Люди приходят на спектакль, уходят довольные и рассказывают о нас знакомым».

Посмотрев «Желтого ангела», я теперь тоже с удовольствием рассказываю о «Недослове» друзьям. А теперь и вам. Потому что-то, что делают актеры, — театр. Настоящий. Без всяких скидок на особенности молодых людей. Глядя на то, как они несут песню Вертинского через непростую историю нашей страны, я думала: «Как жаль, что они не слышат музыку! Они бы точно ее оценили». А еще все время, пока шел спектакль, я видела в проеме двери силуэт Алексея Знаменского. И этот силуэт прыгал, размахивал руками, крутился вокруг своей оси и вообще всячески дистанционно помогал актерам. А после представления уже сам Алексей, а не его тень принимал заслуженные поздравления.

  • Мария Железнова
    Мария Железнова
  • Мария Железнова
    Мария Железнова

Маша Румянцева, актриса театров «Недослов» и «СинематографЪ»:

«В моей семья я, сестра, мама, папа, дедушка — все не слышат. Гены. Хотя я родилась с нормальным слухом. Потеряла его в детстве, в два года. Простудилась, поднялась высокая температура, мне сделали укол. После этого все и началось. У папы, кстати, похожая история.

Бабушка со стороны мамы слышит, а дедушка нет. Они познакомились во время войны. Все мужчины ушли на фронт, а дедушку не взяли. Глухой — кому он нужен. Вот так и получилось, что он остался единственным мужчиной в деревне. Бабушка его к рукам и прибрала (смеется).

Я из Ярославля. После школы приехала в Москву, поступила в Институт искусств на театральное отделение. Этим летом окончила его и теперь вот работаю в двух театрах. И они для меня — всё! Больше времени ни на что не остается. Друзья постоянно зовут куда-то, а я не могу. Сюда бегу. Что еще люблю? Кино! Но такое, со смыслом, которое думать заставляет.

Большинство моих друзей отсюда. Хотя слышащие ребята в моем окружении тоже есть. Я не делаю различий между людьми. Если мне нравится человек, то без каких-либо условий. Если нет, то нет.

В Москве я снимаю вместе с подругой квартиру. Перевезла из Ярославля сестру. Она совсем не слышит, ей сложно устроиться на работу. Она раньше футболом занималась, но по состоянию здоровья решила уйти. Сейчас работает на фармацевтическом складе. Мне даже в голову не приходило обижаться на родителей за то, что я не слышу. Я другой жизни просто не знаю и та, что есть у меня, вполне устраивает. Главное, чтобы человек был счастливым. Остальное мелочи».

Мария Железнова
Мария Железнова

Как можно помочь

Благотворительный медиапроект «Нужна помощь.ру» фонда «Мозаика счастья» создан для поддержки людей, выполняющих социально значимую функцию. Людей, которые вопреки всему спасают, развивают, социализируют, возвращают к жизни. Но самое главное, что «Нужна помощь.ру» не просто рассказывает истории этих героев, но и старается им помочь. Чтобы они, в свою очередь, помогли другим. Фонд не остался безучастным к судьбе театра «Недослов» и его режиссеру Алексею Знаменскому. Театр очень нуждается в постоянном помещении для репетиций и выступлений, а также в финансировании нескольких проектов, помогающих его развитию.

Чтобы узнать о том, как именно ты можешь помочь «Недослову» и его руководителю, зайди на сайт nuzhnapomosh.ru, либо напиши на почту mne@nuzhnapomosh.ru.

Текст: Юлия Решетова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить