Сядь ему на лицо: почему одиозная реклама Reebok не только плоха, но и хороша

Такого количества самовоспламенившихся юзеров русскоязычного сегмента «Фейсбука (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)» история, пожалуй, не помнит. Создательница Telegram-канала «Женская власть», паблика Breakingmad и Twitter-аккаунта «Маячок Антихриста» Залина Маршенкулова ненадолго стала новым лицом марки Reebok и предложила женщинам садиться на лицо мужчинам. Ольга Карчевская внимательно наблюдала за скандалом и считает, что Залине удалось сделать многое для женского эмпауэрмента.
Сядь ему на лицо: почему одиозная реклама Reebok не только плоха, но и хороша
Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

Вышел Reebok на крыльцо...

На днях кроссовочный бренд выложил в свой официальный Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) российскую адаптацию кампании Be more human, в русском варианте она превратилась в #нивкакиерамки. Фото быстро удалили, но было уже поздно: происшествие породило беспрецедентное количество шуток и мемов, в спорах об этом жарко, как в аду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, как реклама кроссовок – это провал (хотя такой частоты упоминаний бренда наверняка не было ещё никогда), потому что нельзя просто взять пару твитов из панковского микроблога для понимающих и пересадить их — прошу прощения — на лицо бренда. Смешно будет только тем, что знает, кто такая Залина (впрочем, более-менее на это изначально и был расчет: предполагалось, что фото пойдут в личные блоги инфлюенсерок, но что-то пошло не так), а остальные только придут в недоумение — что они и сделали. О плохом качестве леттеринга и фотографий в русской адаптации уже не сказал лишь ленивый.

Залина Маршенкулова широко известна в узких кругах, и людям за пределами этих кругов сильно не хватило контекста. Сложно дать его в паре предложений, но я попробую. Удивляться Залилиному юмору — это примерно как пригласить в гости... не знаю... Сида Вишеса и удивляться, что он наблевал в прихожей. Она так шутила всегда, в ушате, корыте и ванне, и маркетолог Reebok Александр Голофаст позвал её стать лицом бренда именно как её саму, как маячок Антихриста, бунтарку, эпатажницу, провокаторшу, «ни бога, ни мужа, ни господина», любительницу абсурдистского юмора, клоунессу и коллекционершу трешовых ситуаций. С точки зрения маркетинга, вероятнее всего, этот ход был ошибочным, но он дал очень интересный общественный резонанс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пошла вприсядку

У большинства шаблоны разошлись по швам от того, что они увидели в рекламе мирового бренда женщину немодельной внешности. При этом она даже не Тесс Холлидей, у неё довольно конвенциональная внешность, просто стандарт для моделей выше, чем для простых смертных. Ужасно много комментариев о «лице из лего-набора» или «лице-телевизоре», сравнений с актрисой из англоязычного оригинала кампании, игравшей Миссандею в «Игре престолов». Особенно на эту тему бомбило у тех мужчин, кто ни сном ни духом, кто такая Залина, — им показалось, что российскому отделению бренда не хватило денег на «нормальных моделей». С этой точки зрения широкий резонанс этой истории хорош для нормализации и видимости «обычных женщин», для смещения глянцевых стандартов красоты. Я радуюсь каждый раз, когда вижу в рекламе, кино и на обложках журналов изображения женщин, приближенных к реальной жизни, а не невротизирующих женщин всех возрастов (и особенно девочек-подростков), изображения недостижимого идеала. До недавнего времени Голливуд создавал иллюзию, что в Америке живут исключительно невероятные красавицы, потому что в актрисы брали только «выигравших» в генетическую лотерею. Женщины нестандартной внешности были только в амплуа «смешная девчонка». Сегодня стандарты начали меняться, появились сериалы вроде Girls, где женщины — разные. То, что вот уже несколько дней мы бурно обсуждаем эскападу Голофаста и Маршенкуловой, хорошо тем, что многие люди получают послание «В рекламе могут быть не только модели». К слову, в мировой моде тенденция на «неконвенцию» во внешности началась уже давно, парижские подиумы покоряют «гопники» из русского агентства Lumpen, и это сейчас — высший шик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преступления залинизма неисчислимы

А что же в этой ситуации хорошего? Она попала в очень болезненный для постсоветского общества нерв: вскрылся какой-то невероятный пласт ненависти и пугливости по отношению к активной женской сексуальности со стороны мужчин, второе пришествие vagina dentata. То, с какой интенсивностью большинство мужчин признало Залину доминой, едва ли не матриархиней в царстве разъярённых валькирий и амазонок, всего лишь на основании её предложения перестать искать одобрения у мужчин и насладиться куннилингусом в той позиции, в которой им будет удобнее контролировать процесс, очень симптоматично. Фейсситинг (сексуальная практика, когда женщина –впрочем, пол неважен – садится гениталиями на лицо партнёра или партнёрши) не делает из женщины домину, а позиция «сверху» не назначает её автоматически «верхней». Казалось бы, о каком доминировании и унижении речь, речь о добровольном сексуальном взаимодействии двух или более людей, получающих взаимное удовольствие от происходящего? Есть, конечно, БДСМ, но эта практика широко используется за его пределами и не связана ни с причинением боли, ни с попытками лишить человеческого достоинства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну и кто-то должен был сделать зеркалку на все эти «сосу за копейки» и «жарим по кругу», на которые уже почти никто, кроме феминисток, давно не обращает внимания. Когда поборницы женских прав поднимают хай вокруг очередной рекламы, сравнивающей женщин с домашними питомцами или нормализующей гендерное насилие, мужчины хором отвечают: «Да у вас просто нет чувства юмора». Но когда они сами чувствуют себя ущемлёнными рекламой, чувство юмора почему-то скукоживается. Реклама в норме объективирует женщин, сводя все их качества к секс-игрушке, но, стоит только игрушке заявить о своей субъектности, сверхновая хрупкой маскулинности мгновенно взрывается. Нет, я не считаю, что ответом на сексизм должно становиться точно такое же отношение — только наоборот, но этот кейс наглядно демонстрирует, кто у нас в обществе считается людьми, а кто нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты садишься на моё лицо, но делаешь это без уважения

Говорят, что «в России нет никакой зоны комфорта, есть только зона». И отнюдь не эрогенная. Этой эстетикой пронизана вся культура, потому что в силу политических репрессий в лагерях оказывались не только маргинализированные люди, но и интеллигенция. Только у нас шансон означает то, что он у нас означает. Даже молодежный сленг в настоящее время использует «феню». Про куннилингус большинство мужчин так и говорит: «это зашквар» (слово, используемое в тюрьмах). Fragile masculinity («хрупкая маскулинность») так устроена, что мужчина по кодексу чести может только получать оральные ласки, но не дарить их. Лучше выпить пива литр, чем сами знаете что.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта поза хороша для женщин, испытывающих миотонический оргазм при напряжении бёдер (а таких женщин немало, потому что один из самых распространённых способов мастурбации в юности — достигать оргазма, сжимая бёдра), кроме того, в этой позе под воздействием гравитации клитор и половые губы лучше наполняются кровью, что усиливает ощущения. Это подходит не всем, потому что сексуальность индивидуальна, но для многих именно такая поза для куннилингуса наиболее выгодная.

В животном мире секс используется не только для удовольствия и размножения, но и для установления иерархии. Хотелось бы видеть, что люди ушли несколько вперёд от животного мира и от зонарьской риторики, но жизнь показывает, что это чрезмерно оптимистичное предположение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Текущий сексуальный дискурс фаллоцентричен. Секс кончается, когда кончил мужчина, нормальная добрая женщина может и сымитировать, если не успела. Миллионы курсов минета и ни одного, где учили бы прилично делать «куни». Женщины парятся о том, как выглядят во время секса (что не способствует оргазму), мужчины — нет. Самой распространенной сексуальной практикой является обслуживание мужчины женщиной. Этот «слоган» призывает перестать всегда думать лишь о нем и вспомнить о себе. В патриархальном дискурсе женщине в сексе отводится лишь одна роль — быть достаточно хорошей любовницей для мужчины. Если получится в качестве побочного эффекта получить своё удовольствие или даже оргазм — ну ок, но это не цель. Соответственно, хороший секс — это когда мужчине достаточно хорошо, а женщина — достаточно хороша. И на смену патриархальному идёт дискурс равенства, где любая сексуальная практика, укладывающаяся в Concent culture, не про доминирование, подчинение и унижение (как в патриархальном со всеми его «нагну», «опущу», «обесчещу» и «поимею»), а про взаимное удовольствие, форму общения и выражение чувств друг к другу. Этот твит Залины (почему-то ставший слоганом, ну ок, допустим) — про эмпаурмент («обретение силы»), мол, да хватит уже думать исключительно о том, насколько ты хороша в своей роли, настало твоё время.

Говорят, что сайт Pornhub зарегистрировал всплеск интереса к разделу Facesitting в русскоязычном сегменте. Похоже, россияне открывают для себя новый дивный мир. Учитывая, что порно в большинстве случаев нормализует насилие над женщинами, это лучше, чем ничего.