Свидания 200 и 300 лет назад: как знакомились, что надевали и на что надеялись

Конфетно-букетный период, выходы в кино и романтические ужины в ресторанах – всё, что современным влюбленным кажется таким привычным и простым, было чуждо девушкам и юношам XVIII – XIX веков. Они встречались на балах и званых приемах и заключали брак с теми, кого одобряли родители. Корреспондент «Мосгортура» поговорил с научным сотрудником МВЦ «Музей моды» Анастасией Комаровской и узнал, как искали невест и женихов два века назад и к каким хитростям прибегали возлюбленные, чтобы обойти строгие законы общества.
Свидания 200 и 300 лет назад: как знакомились, что надевали и на что надеялись

Любовь не двигатель торговли

На свидания в современном понимании молодые люди XVIII – XIX века не ходили. Девушку зачастую отдавали замуж по сговору, и в некоторых случаях она виделась с будущим мужем 2-3 раза перед свадьбой. За выбор спутника жизни отвечали родители, иногда браки заключались и при дворе: правящий монарх решал, что этот юноша, например, фаворит, женится на этой девушке. Взаимная симпатия и расположение партнеров изначально роли не играли. Стерпится — слюбится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свидания в XVIII – XIX веке нужны были девушкам, чтобы оценить надежность партнера, его благосостояние и возможность прожить с ним в браке долгое время. Развестись в то время было сложно, поскольку церковь не одобряла подобных действий, поэтому к выбору спутника жизни подходили основательно. По коротким разговорам с молодым человеком и отзывам окружающих женщина должна была выяснить, не является ли будущий супруг плохим человеком и чего ожидать от него в семейной жизни. В то же время девушка на выданье представляла собой проекцию ожиданий, которые накладывало на неё общество и мужчины. Её личность и достижения как таковые не особо ценились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ярмарку за невестой

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спутников жизни искали на ярмарках невест. Из всех уголков страны в столицу ехали за будущими мужьями и женами. Главная ярмарка находилась в Москве – туда привозили девушек, которым не нашли супруга в своем городе, там же искали суженых и московские красавицы.

У высшего сословия ярмарками невест считались балы. На них можно было найти хорошую жену и выбрать мужа среди потомков знатных семей или иностранцев. Строгий бальный этикет отчасти регламентировал процесс знакомства — все танцующие дамы носили с собой маленькие бальные книжечки, куда записывали желающих с ними потанцевать. Для невест очень важно было, с кем, сколько танцев и каких именно они станцевали. Принимать приглашение одного кавалера больше двух раз считалось неприличным – после такого юноша как честный человек обязан был жениться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ярмарки невест становились целым событием для семьи девушки, ведь в случае заключения выгодного союза выигрывали и родители. Каждого пригласившего на танец рассматривали как потенциального жениха и внимательно следили за тем, чтобы поведение молодого человека никоим образом не скомпрометировало девушку в глазах общества и других кандидатов. Женихи за одну ночь могли посетить несколько балов-ярмарок, чтобы познакомиться с большим числом невест и выбрать ту, которая в будущем станет законной супругой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принадлежность девушек к определенному сословию давала свои преимущества. Дворянские дочки, например, должны были танцевать на балах постоянно — отказывать было запрещено. А вот купчихи легко могли не принять приглашение кавалера. Купеческие мамочки брали с собой на ярмарки конфеты и перекусы и проводили на балах как можно больше времени в поисках потенциальных женихов. Невест из купеческих семей можно было найти и на специальных летних гуляниях, которые проходили в садах и парках. Например, в петербургском Летнем саду такие «смотрины» устраивали в первый понедельник после Троицы. Обычай проведения подобных гуляний существовал до начала XX века.

Встречают по одёжке

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одежда в XVIII – XIX веках была символом статуса, именно она отражала и закрепляла сословное деление. На ярмарках невест внешнему виду девушки уделяли особое внимание. Девицу одевали так, чтобы в обществе ее сочли красавицей с хорошими манерами. Своим нарядом она показывала, что у семьи есть средства, а значит, и возможность дать правильное воспитание и обеспечить нужные для жизни в обществе навыки.

Одежда строго регламентировалась. Если дама не могла одеться уместно, это становилось проблемой. А женщина, которая слишком много времени и сил уделяла моде, считалась транжирой и вертихвосткой. Девушкам нужно было придерживаться золотой середины. Те, кто не мог вписаться в принятые рамки, из приличного общества выпадали. Либо так, либо никак. С помощью наряда женщина демонстрировала не только благополучие семьи, но и собственный вкус, поэтому ей следовало выглядеть как полагается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бальный наряд допускал слегка приоткрытую грудь, плечи и спину. Девушки на выданье носили платья светлых тонов. Белый, розовый, голубой предназначались для барышень, а синий, лиловый, тёмно-зелёный – для дам старшего возраста. Наряд девушек дополняли цветами и легкими украшениями, подчеркивая их юность и свежесть. В XIX веке яркий макияж не был в моде у высших слоев, невесты старались обходиться минимумом косметики, ведь они фактически демонстрировали «товар» лицом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушка на выданье являла собой обещание благостной супружеской жизни, она не могла выглядеть развязно. Женщина, которая вела себя с мужчинами очень открыто и раскованно, вызывала у общества настороженность. Жан-Клод Болонь в книге «О женской стыдливости» писал, что в XIX веке такой даме могли диагностировать несуществующую болезнь – истерию. Девушку могли показать врачу, если она сама знакомилась с мужчинами, приглашала их танцевать, трогала за руки и флиртовала слишком открыто.

Налаживание «торговых отношений»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поведение девушек и их возможность выезжать в свет тоже зависели от сословий. Купеческие дочки демонстрировали себя, когда вся семья ездила на гулянья или отмечала праздники. В это время все могли друг на друга посмотреть. Красота по-купечески подразумевала обилие всего – лучшая одежда, украшения, прическа. Существовало в те времена и купеческое собрание, где тоже можно было показать свой достаток.

Познакомиться молодые люди XVIII – XIX века могли и в приходской церкви. Храм был местом сбора и общения прихожан, его не воспринимали как ярмарку невест, однако присмотреть жениха для дочери можно было и там. Еще двести лет назад незамужние девушки не могли самостоятельно гулять по улице — дворянский этикет того времени диктовал: выход в свет допустим только в сопровождении родственника мужского пола или замужней дамы. Заговорить с девушкой на улице было практически невозможно. В книге Терезы О`Нилл «Это неприлично. Руководство по сексу, манерам и премудростям замужества для викторианской леди» можно прочитать, что, если к молодой женщине на улице подходил джентльмен, она должна была вести себя так, чтобы он даже не допустил мысли, что ему ответят. В то же время, если дама попадала в беду, согласно тому же этикету, ей следовало самой подойти к джентльмену, который казался ей достойным и респектабельным, чтобы попросить о помощи. По каким признакам можно было определить правильного кандидата, ни одно пособие не уточняло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Группу незамужних девушек выводила в свет замужняя дама. Этикет прописывал все мелочи: что делать, если незамужние девушки остались на улице одни, каков должен быть размер их группы, чтобы они могли продолжить движение, рассадка замужних и незамужних женщин в гостях – все четко регламентировалось. На званых приемах гостей нужно было разместить так, чтобы не возникало конфликтов, по этой причине хозяйка дома должна быть в курсе всех светских сплетен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контактировать двум полам было сложно и из-за отсутствия общих тем для приватной беседы – присутствующих специально рассаживали так, чтобы не образовывались отдельные группы по интересам. В разговоре должны были принимать участие все. Оставаться наедине или бурно выражать эмоции молодые люди не могли, однако им разрешалось прогуливаться под руку в сопровождении знакомых и обсуждать темы, не компрометирующие девушку, да и теплую переписку никто не запрещал.

Танцы были еще одной возможностью для юношей и девушек пообщаться. Молодые люди находились в толпе, на виду общества — взаимодействие подобного рода было допустимо.

Тайный язык флирта

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушки XVIII – XIX веков научились обходить запрет общества выражать чувства, и помогли им в этом аксессуары. Веера и зонтики стали неотъемлемыми орудиями женского флирта. Незамужние леди активно использовали аксессуары, чтобы показать молодым людям свои намерения. Язык веера можно было трактовать по-разному: какое-то движение – буква или знак что-нибудь сделать. Резкое раскрытие веера и его быстрое закрытие означало «Уйди, не хочу тебя видеть», обмахивание левой рукой – запрет на заигрывание, а веер, поднесенный к губам, говорил, что спутнику не доверяют. Язык веера автоматически отсекал кандидатов, не находящихся в одном сословии с дамой: они просто не могли считать подаваемые им знаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушки совершенствовали технику заигрывания с помощью специальных пособий, поясняющих тайный язык веера. Их выпускали в начале XIX века. Постепенно аксессуар перестал использоваться как орудие флирта и вновь стал просто частью женского образа. Более распространенным в тот период был язык украшений. Названия камней, например, могли образовывать некое слово. В XIX веке популярностью пользовались кольца с несколькими драгоценными камнями, которые дарили в знак помолвки. Их называли regard ring. Из первых букв названий камней можно было сложить слово regard (внимание, уважение): R – ruby (рубин), E – emerald (изумруд), G – garnet (гранат), A – amethyst (аметист), R – ruby (рубин), D – diamond (алмаз).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце XVIII века среди аристократов Европы и России были популярны украшения «с глазами возлюбленных». Кольца, броши, медальоны и кулоны с миниатюрными изображениями глаз любимых делали, чтобы сохранить анонимность объекта воздыханий. Посторонние люди не могли узнать обладателя очей, и влюбленные сохраняли свои отношения в тайне. Такие украшения считались оригинальным подарком – девушки часто награждали ими избранников, как и кулонами с собственными волосами. Если помолвка расторгалась, первое, что несостоявшаяся невеста просила вернуть, – украшения и письма, чтобы бывший жених не смог в будущем ее скомпрометировать. Принимать подарки до объявления помолвки нужно было с большой осторожностью. После обручения разрешалось делать небольшие презенты, а вот более серьезные вещи молодые люди дарили уже в браке, вкладывая средства в собственную жену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нравы и порядки XVIII – XIX веков сильно ограничивали возможности молодых людей высказать симпатию понравившимся девушке или юноше. Постоянный общественный «надзор» и следование нормам этикета не оставляли практически никаких шансов хорошо узнать будущего спутника жизни. Балы с их ярмарками невест и званые ужины для высшего сословия или народные гулянья для крестьян – какое место ни выбирали бы для знакомства молодые люди, цель их всегда была одна – найти подходящего мужа или жену, а в идеале – обрести взаимную любовь и семейное счастье.

Текст: Наталья Катерова

Материал подготовлен совместно с «МОСГОРТУР»