Интервью с психологом Андреем Юдиным: зачем одеваться для мужчин. Часть 1

Стилист, автор блога Vanda Style и наш модный эксперт Ванда Вонг взяла интервью у практикующего психолога, колумниста SNCmedia Андрея Юдина. Ванда поговорила с Андреем о том, нужно ли «одеваться для мужчины», так ли на самом деле важно быть женственной и зачем думать в первую очередь о себе.

Андрей, я начну без предисловий. От колонки психолога в глянцевом журнале ожидаешь успокаивающего мурлыканья. Ты же предлагаешь читателю полностью изменить картину мира, да еще и предупреждаешь, что процесс изменений, мягко говоря, не будет «устлан лепестками роз». Ты веришь, что пять тысяч печатных знаков способны изменить читателя?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Андрей: Амбиций изменить чью-либо картину мира одной колонкой в журнале у меня точно нет: полагаю, что это невозможно. Максимальный эффект, на который я рассчитываю, — что после прочтения моей статьи какая-то часть аудитории перестанет довольствоваться заготовленными чужими ответами на важные жизненные вопросы, начнет заглядывать в себя и потихоньку искать свои. Иногда это удается.

В этом мы похожи. Итак, к делу. Я пишу исключительно о моде и стиле, не о мужчинах, даже пограничных тем не затрагиваю, вроде «как одеться на свидание». Но напишешь «в моде oversize» и «интеллектуальная сексуальность» (то есть не декольте «до пупа» и мини), а в комментариях будет: «Мужчинам такое не нравится», «А не буду ли я выглядеть бледно на фоне девушек, которые подчеркнут свои прелести?», «Обожаю такой стиль, но мужчинам же нужно другое», «Мужчины на свидании не ожидают, что девушка придет в мешке из-под картошки»... Как думаешь, почему так происходит?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За такими реакциями могут стоять очень разные причины. Обычно они обусловлены картиной мира, жизненной философией, сложившейся у человека. Она состоит из множества разных кирпичиков.

Большинство из них как-то завязаны на родительских посланиях или культурных стереотипах, одобряемом обществом поведении: каждая «хорошая» женщина должна к определенному возрасту выйти замуж, родить детей, а для этого нужно нравиться мужчинам, а мужчинам нравится женственность.

Вся эта конструкция кажется ее обладателю нерушимой и логичной — до тех пор, пока в нее по-настоящему никто не вглядывался. В действительности картина мира, построенная на чужом опыте, всегда крайне противоречива и неустойчива.

Человек чувствует, что стоит одному кирпичику зашататься — и вот уже все здание рискует рухнуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда ты предлагаешь женщинам надевать что-то более современное, расслабленное, без прямой цели нравиться противоположному полу, хочешь ты того или нет, — ты затрагиваешь его систему взглядов целиком.

Ведь если можно одеваться так, как нравится мне, а не каким-то «сферическим мужчинам в вакууме», то, может, и маму можно не слушаться? И замуж не выходить до 30, 40 лет, а может, и вообще? И жить так, как хочу я?

Система шатается, женщина нервничает, ей страшно отказываться от знакомого и привычного.

Ты говоришь, что нравиться мужчинам — это одобряемое обществом поведение. А как же инстинкты, заложенные природой?

Слухи о том, что «заложено в человека природой», сильно преувеличены и к науке не имеют никакого отношения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек отличается от большинства животных тем, что его поведение в очень небольшой степени определяется генетикой и в большой — воспитанием. Люди, которые после рождения были на годы изолированы от человеческого общества (так называемые «дети-маугли»), напоминали скорее диких животных, чем людей.

Стремление найти партнера для спаривания обусловлено биологическими причинами, но стремление получать знаки внимания от большого количества мужчин — это в чистом виде социальное поведение, которому человек может научиться, только живя среди людей.

Слушай, мы с тобой, как мои читательницы, повторяем «мужчины», «мужчины», «нравиться мужчинам». Говорим не о конкретном человеке, а как будто обо всех мужчинах на свете, которым нужно нравиться — чтобы образовывались пресловутые «штабеля». То есть мы говорим не о том, что «Света хочет понравиться Сереже», а о том, что «Света просто хочет нравиться мужчинам». Два ее не устроят, например, или один? Почему девушки именно так формулируют свою цель?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, это снова устойчивый стереотип — женщина должна нравиться большому количеству мужчин. Только в этом случае она имеет право ощущать себя «настоящей женщиной».

Во-вторых, речь идет о недостатке самоуважения и ощущения собственной ценности. О нарциссических элементах характера, которые есть у всех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А при чем здесь самолюбование?

В психологии нарциссизм — это не самолюбование, а бессознательная привычка искать подтверждение своей ценности вовне.

Суть нарциссизма не в том, что человек себе нравится, а в том, что он «расщеплен на два полюса»: он то себя ненавидит, то считает гением. Если ему удается получить подтверждение своей значимости, он испытывает триумф. Если нет — впадает в самобичевание и страдает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек живет в тревоге: «Удастся ли найти подтверждение своей "хорошести" сегодня или нет?» Привычка получать подтверждение своей ценности извне чаще всего формируется в детско-подростковом периоде, когда родители приучают ребенка к тому, что их отношение зависит от результатов его деятельности.

Большинство людей в нашей стране воспитаны именно в этой разрушительной парадигме: «Я буду хорошим, если...(получу "пятерку", устроюсь на работу, куплю машину, буду нравиться людям)».

Когда человек попадает в социальную ситуацию, он пытается добиться похвалы и внимания. Если он в этом преуспел, тревога на время ослабеет. Восхищенные взгляды мужчин и внимание подруг в духе «как тебе хорошо в этом платье» — это тоже нарциссическое подкрепление, которое позволяет на время приглушить мучительные сомнения относительно себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как себя чувствуют те самые мужчины, встречая женщину, которая пытается «нравиться всем мужчинам вообще»?

Мне кажется, мужчины обычно избегают женщин с предустановленным набором программ.

Обычно желание нравиться каждому встречному существует не само по себе, а как часть далеко идущего «бизнес-плана».

Безусловно, существуют мужчины, которых воспитывали в духе «настоящий мужик должен», которые приучены воспринимать себя как функцию. Они вполне могут быть готовы стать частью чужого жизненного сценария. Но, мне кажется, большинству мужчин в таких случаях свойственно задаваться вопросом: «А вообще, какова будет моя роль в этих отношениях? Я для этой женщины живой человек или просто банкомат, водитель и открыватель дверей?»

Больше материалов о моде и стиле ты можешь найти в блоге Ванды Вонг Vanda Style.

Андрей Юдин
Андрей Юдин 17 Января 2017, 16:19
Давайте. Я, безусловно, за откровенность. 1. Я не рассматриваю корпоративы как удачное место для знакомств и не хожу на них. 2. Я дружу с такими людьми, которые верят в мою способность выбрать себе партнера и уважают мои решения, даже если они им не до конца понятны. 3. В моем понимании самодостаточность и независимость - это не атрибуты какой-то особой категории женщин, а базовые качества любого взрослого человека. Разумеется, всегда были и будут мужчины, зацикленные на "секси-бейби" и стыде перед друзьями, как существуют люди, зацикленные на футболе. Но это еще не повод целыми днями тренировать крученые удары из опасения не устроить свою личную жизнь.
susu vatari
susu vatari 16 Января 2017, 02:50
Немного странно такое слышать от мужчины. Давайте будет откровенны, товарищ психолог. Придя куда-нибудь на корпоратив, кого вы пригласите на танец - девушку в красивом платье на шпильках, или креативную футуристическую особу в оверсайзе и меховых слиперах? Кого вам не стыдно будет представить друзьям? С кем вы захотите прокатиться на уик-энд в Ниццу? Все рассуждают о самодостаточных независимых женщинах, а предпочтение отдают банальным сэкси-бэйби. А самодостаточные независимые женщины сидят по углам и попивают коньячок в компании таких же самодостаточных. Я не говорю, что они обязательно страдают от этого. Но их НЕ выбирают мужчины.