В Мультимедиа Арт Музее прошли Пионерские чтения

Грядущее настигло «Русский пионер» 15 марта в Мультимедиа Арт Музее. Накануне там прошли первые в этом году Пионерские чтения, посвященные теме мартовского номера «Грядущее», но так как в феврале чтений не было, многие колумнисты читали свои колонки из предыдущего номера, «Одиночество».
В Мультимедиа Арт Музее прошли Пионерские чтения

Одиночества собравшиеся зрители и слушатели при таком аншлаге точно не ощущали: затылок в затылок, один журнал на двоих. И селфи нормальное не сделаешь — вокруг столько людей, что кто-то обязательно попадет в кадр или справа, или слева. Хотя, может быть, это и есть одиночество, когда мы делаем селфи и обсуждаем чтения в соцсетях вместо того, чтобы поделиться впечатлениями с соседом справа. Но это уже тема для какого-нибудь другого журнала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда гости заняли все места в зале, в проходах и на лестнице, когда опоздавшие вернулись с осмотра фотовыставок, главный редактор «Русского пионера» Андрей Колесников объявил первые в 2016 году Пионерские чтения открытыми:

Мы специально не проводили чтения в январе и феврале, чтобы все хоть немного друг по другу соскучились. Лучшие из лучших пришли не только читать, но и слушать. Но лучшие из лучших и не пришли тоже, потому что мне не достает сегодня Ирины Антоновой с ее колонкой про грядущее да и Максима Галкина тоже.

В этот раз Пионерские чтения открывала хозяйка «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова со своей колонкой из мартовского номера о том, как ей удалось предсказать путч 1991 года благодаря современному искусству:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Писать колонки — это какое-то отдельное счастье. Для меня радость, что второй раз благодаря Пионерским чтениям я умудрилась высказаться. Я с радостью согласилась порассуждать на тему «Грядущее», потому что мне всегда будущее интереснее настоящего, а прошлое — это только поле для того, чтобы думать о будущем.

Следующий колумнист в этот раз уступил место первого чтеца хозяйке МАММ, но второе место он уже не мог уступить никому, потому что это был Андрей Бильжо:

Дорогие друзья! Немного психиатрии, как обычно. Сейчас нужно увлекаться психиатрией.

Андрей Бильжо прочитал колонку о различных фобиях: представил целый набор. О многих зрители даже никогда не слышали, хотя не факт, что не испытывали: «Агиофобия, иерофобия — боязнь священных предметов, святынь, священников; акриофобия — боязнь не понять смысла прочитанного; аллодоксафобия — боязнь собственного мнения; венустрафобия — боязнь красивых женщин; дейпнофобия — боязнь обеда, разговора за обедом. Это только сотая часть описанных фобий».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Композитор Александр Журбин рассказал в своей колонке про грядущее очень много нового — не только про самого себя, что логично, но и, например, про Иосифа Бродского. А знаменитые строки процитировал, можно даже сказать, с благословения их автора: Александр Журбин в свое время в знаменитом нью-йоркском ресторане «Самовар» договорился с Иосифом Бродским, что положит их на музыку. И положил:

...и при слове «грядущее» из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска

памяти, что твой сыр дырявой.

Андрей Макаревич первым решился прочитать про одиночество — добровольное и вынужденное. От последнего вида одиночества человека на самом деле можно спасти, уверен музыкант:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если говорить о настоящем одиночестве, вот как я это вижу: мы все — много-много, человек же, в сущности, стадное животное — плаваем по поверхности жизни. Мило беседуем, собираемся в стайки, шутим, плещемся даже. Мы, как правило, не замечаем, когда кто-то начинает медленно тонуть. Он пока не жалуется — он еще даже не понимает, что с ним происходит. А мы, как правило, не замечаем — он же не кричит, не зовет на помощь. Твиттер, фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и прочий интернет очень помогают не замечать. А он уходит все глубже. Можно спасти? Можно. Но тут мало быть просто внимательным: он будет отбиваться и еще быстрее пойдет ко дну — может, именно вы ему опротивели. Только одно поможет — надо обязательно его любить. Тогда есть реальный шанс вытащить. Вы его любите?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующего колумниста Андрей Колесников представил как главного врача Российской федерации. Марк Курцер, основатель клиники «Мать и дитя», прочитал колонку о таком одиночестве, о котором он точно знает лучше всех — о 9-ти месяцах одиночества плода в утробе матери:

И вот в результате таких наблюдений я пришел к выводу, что все люди чрезвычайно одиноки в утробе матери. Да, у наблюдаемого нами плода есть сердечная деятельность, он может испытывать болевые раздражения, у него проявляется тактильная чувствительность. Хотя мы и не можем это доказать, но предполагаем, что ему снятся сны. Когда мы проводим ультразвуковое исследование, то мы замечаем, как плод улыбается. В один момент у него может быть хорошее настроение, в другой момент, наоборот, у него такая гримаса, что мы понимаем, что он плачет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глава аппарата Госдумы, поэт Джахан Поллыева по традиции не стала читать колонку из номера, а предпочла высказаться в свободной форме о том, какая гигантская пропасть между будущим и грядущим:

Я не чаяла оказаться на этой сцене и высказаться на такие важные темы. Путь в грядущее — это особая вещь. «Грядущее настало» — так называется моя колонка. Я говорю это совершенно осознанно, так как вижу, как вас здесь много. Когда наши новости будут новостями культуры, литературы и искусства, мы можем смело сказать, что грядущее стало нашим светлым будущим.

Главный редактор «РП» Андрей Колесников так и не решил, как ему относиться к следующей колонке:

То ли это большая литература, то ли просто человек написал по-честному. Скорее всего, и то, и другое. Режиссер Константин Богомолов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Константин Богомолов прочитал колонку об одиночестве, которое у него оборачивается свободой. Кажется, что все колонки режиссера на самом деле о поиске веры. А если вчитаться повнимательнее, то видишь, как автор пытается преодолеть страх перед Богом и наконец поверить.

Для продолжения серьезного разговора на сцену вышел писатель Виктор Ерофеев с рассказом «Майор Калининградов». Зрители, быть может, даже подумали: а имеет ли отношение этот рассказ к главной теме номера, о грядущем ли идет речь? Все выяснилось, но не сразу.

Диана Арбенина не смогла присутствовать на чтениях, так как в это время снимала клип на Мосфильме. Пробки помешали доехать до Остоженки, но ничто не помешало прочитать колонку по телефону для всех зрителей из гримерки. Сеанс связи состоялся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постоянный колумнист «РП» Ольга Аничкова уходит постепенно от своих фирменных «четверостиший-пирожков», но если и уходит, то в нужную сторону — нужную и для читателей, и для самой «малоизвестной актрисы». Такая пронзительная колонка об одиночестве должна была быть в этот вечер, иначе бы он не состоялся.

А завершил Пионерские чтения писатель Дмитрий Быков:

Время позднее, поэтому я колонку читать не буду. Но я прочту вам стишок, который имеет отношение и к теме грядущего, и к теме одиночества — «Сказка о старике и старухе». Это из цикла «Песни славянских западников» -

Выживать сухо да коряво —

Это наша давняя привычка.

Была у нас курочка Ряба,

Золотое нам снесла яичко,

Слова не выбросишь из были:

Так его били, что устали,

Били мы его — не разбили,

Разве облупили местами.