«Оскар 2015»: киноэксперт Мария Лемешева о лучших фильмах года

Главный редактор российской версии The Hollywood Reporter Мария Лемешева изучила список номинантов в главной категории премии «Оскар» «Лучший фильм», высказала свое мнение по каждому из кандидатов и выбрала своих фаворитов в гонке.

«Оскар 2015»: киноэксперт Мария Лемешева о лучших фильмах года Alloverpress

Мария Лемешева
Мария Лемешева
главный редактор журнала The Hollywood Reporter

Мария Лемешева: «Рассуждая о фильмах, претендующих в этом году на „Оскар“, не могу не признать, что 2014 год стал для Голливуда на редкость успешным. Объясню почему: нередко главный приз Американская киноакадемия вручает картинам спорным, что в профессиональной среде вызывает разочарование. И дело не только в политической подоплеке, так или иначе довлеющей над кинопремией. Не раз случалось, что однозначно лучшего фильма, чья победа не вызвала бы бурю негодования, просто не было. Но в этом году есть, как минимум, три номинанта, которые устроят всех».

Считаю несправедливым, что в шорт-лист лучших фильмов года не попал «Охотник на лис». Лично я, не задумываясь, поменяла бы его на «Снайпера» или «Сельму».

Бердмэн

Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, продюсеры: Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джон Лешер и Джеймс В. Скотчдопоул

Майкл Китон и Эдвард Нортон в фильме
Майкл Китон и Эдвард Нортон в фильме «Бердмэн»
Двадцатый Век Фокс СНГ

На мой взгляд, лидер гонки — и по количеству номинаций (у фильма их девять), и по числу уже выданных Иньярриту авансов. Да, на «Золотом глобусе» его обошел Уэс Андерсон, так что «Бердмэну» (кстати, господа прокатчики, откуда все-таки это «э», если в именах Супермен, Бэтмен и т. д. его нет?) достались лишь призы за лучший сценарий и мужскую роль в комедии (Майкл Кимтон). Зато картина получила приз Гильдии продюсеров.

Впрочем, дело не в регалиях. История про стареющего актера, когда-то сыгравшего супергероя, а теперь пытающегося доказать всему миру и себе, что он способен на большее, снята вне четко очерченных жанров, канонов и форм. Иньярриту, сделавший себе имя довольно мрачными драмами, неожиданно для всех снял комедию с двойным дном. Причем сделал это настолько изящно (оператор Эммануэль Любецки год назад получил «Оскар» за «Гравитацию»), что кажется, что фильм снят одним дублем.

В картине прекрасно практически все, и прежде всего, актерский состав. Неслучайно Майкл Китон, сыгравший тут фактически свое альтер-эго (ведь когда-то он прославился ролью Бэтмена), впервые в своей жизни получил «Золотой глобус» и, не исключаю, что получит «Оскар», а Актерская гильдия наградила фильм в номинации «Лучший актерский ансамбль». И это первый из фаворитов и оскаровской гонки, и мой лично.

Вселенная Стивена Хокинга

Режиссер Джеймс Марш, продюсеры: Тим Беван, Эрик Феллнер, Лиза Брюс и Энтони МакКартен

Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс в фильме
Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс в фильме «Вселенная Стивена Хокинга»
Universal

Биографический фильм Джеймса Марша, снятый по мотивам мемуаров бывшей жены английского физика-теоретика Стивена Хокинга, которого без сомнения можно назвать самым известным в мире современным ученым (британец известен работой над теорией большого взрыва и изучением черных дыр), во многом, мне кажется, напоминает «Игры разума».

Хорошо это или плохо, учитывая, что картина Рона Ховарда получила в 2001 году четыре «Оскара», включая главный, — большой вопрос. Все-таки многие могут счесть, что при всех очевидных достоинствах фильм об еще одном серьезном ученом, страдающим серьезным недугом (у Хокинга боковой амиотрофический склероз, парализовавший его практически полностью), выглядит несколько вторично. А за сочувствие главному герою, каким бы сильным оно ни было, награды не дают.

С другой стороны, это очень сильная постановка с выдающейся игрой Эдди Редмэйна в заглавной роли и невероятной красоты саундтреком Йохана Йоханнссона. Кстати, оба заслужено претендуют на персональные статуэтки. Уверена, не проникнуться этим фильмом может только человек с черной дырой в сердце.

Игра в имитацию

Режиссер Мортен Тильдум, продюсеры: Нора Гроссман, Идо Островски и Тедди Шварцман

Бенедикт Камбербетч в фильме
Бенедикт Камбербетч в фильме «Игра в имитацию»
Централ Партнершип

Если «Вселенная Стивена Хокинга» вызывает ассоциации с «Игрой разума», то «Игра в имитацию» — совершенно ненужные параллели с «Вселенной Стивена Хокинга». С другой стороны, что делать, если оба фильма замечательные? А то, что на экраны регулярно парами появляются ленты на одну и ту же тему, уже давно не новость.

Мортен Тильдум так же, как и Джеймс Марш, посвятил свой фильм истории жизни выдающегося ученого. И тоже, кстати, с очень непростой судьбой. Английский математик Алан Тьюринг вошел в историю, взломав код Энигмы (он обеспечивал секретность переговоров немецкого командования с капитанами подлодок), чем во многом поспособствовал поражению фашистской Германии во Второй мировой войне. Однако стать живой легендой Тьюрингу было не суждено. Его подвиг был засекречен — и только потому, что Алан был посажен в тюрьму по обвинению в гомосексуализме. И в конечном счете, покончил с собой.

Фильм удостоился высоких оценок критики, единогласно превозносивших игру Бенедикта Камбербэтча (актер претендует на «Оскар»), однако коммерческие успехи ленты невысоки. Все-таки математический взлом кодов — не самая зрелищная вещь на свете, да и есть у меня ощущение, что от темы Второй мировой зрители подустали. Как оценят картину киноакадемики? Думаю, ставить на победу «Игры в имитацию» не стоит.

Одержимость

Режиссер Мортен Тильдум, продюсеры: Джейсон Блум, Хелен Эстабрук и Дэвид Ланкастер

Майлз Теллер и Дж.К. Симмонс в фильме
Майлз Теллер и Дж.К. Симмонс в фильме «Одержимость»
Премиум Фильм

Фильм Мортена Тильдума удостоился одновременно Гран-при и приза зрительских симпатий фестиваля «Санденс» — самого престижного смотра независимого кино в мире. То есть «Одержимость» оценили и профессионалы, и простые зрители, что о многом говорит.

В чем секрет успеха картины (прокатавшейся, впрочем, в России из рук вон плохо, что для независимых драм — у нас в стране обычное дело), объяснить несложно. Она являет собой симбиоз из прекрасно написанной истории о близком очень многим желании стать в своем деле лучшим, невероятно красивой картинки и потрясающих музыкальных сцен. В центре повествования — ударник Эндрю, мучимый собственными амбициями и инфернальным дирижером, более всего напоминающим сержанта Хартмана из легендарной «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика.

Картина полностью оправдывает свое название, поскольку наряду с одержимостью главного героя, пропитана одержимостью влюбленных в кино режиссера и актеров, которые играют центральные роли. Дж. К. Симмонс уже получил за роль дирижера Флэтчера «Золотой глобус», что же до сыгравшего роль Эндрю Майлза Теллера… Известно, что он так исступленно работал палочками, что вся барабанная установка была запачкана кровью из его стертых рук.

Отель «Гранд Будапешт»

Режиссер Уэс Андерсон, продюсеры: Уэс Андерсон, Скотт Рудин, Стивен Рейлс и Джереми Доусон

Тони Револори, Райф Файнс и Тильда Суинтон в фильме
Тони Револори, Райф Файнс и Тильда Суинтон в фильме «Отель „Гранд Будапешт“»
Двадцатый Век Фокс СНГ

Уэс Андерсон по праву считается одним из главных современных визионеров, каждый фильм которого словно специально заточен на целый отряд первоклассных актеров. Неслучайно постер его новой картины «Отель «Гранд Будапешт» украшен портретами аж семнадцати звезд (подозреваю, что это своеобразный рекорд). Причем их игра, в меру комичная и в своей, скажем так, кукольности явно отсылающая к эпохе немого кино, настолько завораживает, что сюжет фильма играет второстепенное значение. Да его в двух словах и не расскажешь.

Андерсон настоящий демиург. Он обожает создавать новые миры, слепленные из осколков реальности. Вот и тут все происходит в вымышленной республике Зубровка, в которой совершенно бессмысленно пытаться узнать какую-то существующую в действительности страну. Даже герои подобраны так, что принадлежность Зубровки к Восточной Европе над происходящим довлеет слабо. Достаточно сказать, что главный герой — портье Зеро Мустафа, очевидно арабской наружности.

Точнее всего работу Уэса могу назвать псевдоисторическим карнавалом, посвященным памяти Стэфана Цвейга. В этом ярком, полном жизни фильме, можно утонуть, как в картинах импрессионистов. И хотя творчество Андерсона все-таки вещь в себе и, прямо скажем, на любителя, это настоящее кино и, пожалуй, второй серьезный претендент на главный приз.

Отрочество

Режиссер Ричард Линклейтер, продюсеры: Ричард Линклейтер и Кэтлин Сазерленд

Эллар Колтрейн и Итан Хоук в фильме
Эллар Колтрейн и Итан Хоук в фильме «Отрочество»
IFC Productions

По сети до сих пор бродит материал о необычном фотопроекте «Сестры Браун», который включает в себя 40 групповых портретов четырех женщин, сделанных на протяжении 40 лет — с 1975 по 2014 год. Примерно по этому же, почти документальному принципу снята игровая картина Ричарда Линклейтера, которую страшно хочется назвать беспрецедентной.

Согласитесь, форменное безумие — затеять кинопроект длиной в 12 лет, на протяжении которых актерский ансамбль играл семью мальчика, на глазах зрителей превращающегося из 7-летнего мальчугана в 18-летнего подростка! Если бы по какой-то, абсолютно любой причине кто-то из основного состава выбыл из проекта, все труды оказались бы напрасными. Все-таки это независимое кино, а не «Властелин Колец», чтобы заменять кого-то 3D-проекцией.

Впрочем, дело не концепции, а в реализации, поскольку это, прежде всего, грандиозная режиссерская работа. Под чутким руководством Линклейтера его любимый актер Итан Хоук и ставшая на долгие годы его экранной женой Патриция Аркетт сыграли свои лучшие роли. Лично я буду стоя аплодировать, если приз достанется «Отрочеству», и потому не могу не сказать, как мне жаль, что этот шедевр так и не добрался до российского проката.

Сельма

Режиссер Ава ДюВерней, продюсеры: Кристиан Колсон, Опра Уинфри, Деде Гарднер и Джереми Клейнер

Опра Уинфри в фильме
Опра Уинфри в фильме «Сельма»
Cloud Eight Films

Политкорректность в США достигла такого уровня абсурда, что в фильме о скандинавских богах «Тор» одного из них играет чернокожий актер. Организации, отстаивающие права афро-американского населения, готовы на полном серьезе и весьма успешно бороться за бойкот проката любой большой картины, если в ней не будет черного героя.

Вот и «Сельма» выглядит в этой восьмерке фильмом, попавшим в нее по квоте. Безусловно, талантливым и зрелищным, но уж слишком очевидно проигрывающим остальным. Я отнюдь не хочу сказать, что любое кино о чернокожих американцах, попавшее в оскаровский шорт-лист, априори слабое, — скорее, тут обратная связь. На такое кино есть спрос, им всерьез занимаются, и ничего удивительного, что, по крайней мере, один из фильмов оказывается достойным вершины. В 2012-м это была «Прислуга», в 2013-м — «Линкольн» (еще «Джанго освобожденный», но это все-таки немного другая история), в 2014-м — «12 лет рабства», ставшие лучшим фильмом года, и отчасти «Капитан Филлипс», хотя негры там вполне себе африканские.

Ава ДюВергей сняла картину о маршах протеста, инициатором которых стал правозащитник Мартин Лютер Кинг. Происходило это в местечке Сельма, штат Алабама. Сюжет актуальный, как ни печально, даже для нашей страны, однако награды вручают, слава богу, не за это. И потому здорово, что в прошлом году были «12 лет рабства»: академики могут выдохнуть и с чистой совестью подвинуть Аву ДюВерней, вручив приз кому-то другому.

Снайпер

Режиссер Клинт Иствуд, продюсеры: Клинт Иствуд, Роберт Лоренц, Эндрю Лазар, Брэдли Купер и Питер Морган

Брэдли Купер в фильме
Брэдли Купер в фильме «Снайпер»
Каро-Премьер

Пожалуй, самый противоречивый фильм в предоскаровской гонке, а потому и шансы его на победу предсказать весьма сложно. Они в первую очередь зависят от того, насколько сильны среди членов Американской киноакадемии ура-патриотические настроения, а также как они относятся к военным действиям США в Ираке (а Голливуд, как мы знаем, в своей массе весьма либерален) вообще и профессии снайпера в частности. Ведь многие считают, что снайперы — наряду с противопехотными минами, один из самых подлых способов ведения войны.

Кто не в курсе, Крис Кайл, по автобиографии которого поставлена эта картина Клинта Иствуда, убил из своей винтовки в Ираке 255 человек, став самым эффективным солдатом в современной истории войн. Сомнительность этого достижения, как и причины, лежащие в корне того военного вторжения, очень хочется оставить за скобками, сконцентрировавшись на художественной составляющей ленты. Однако сделать это непросто.

Режиссер, снявший до этого кровавые «Письма из Иводзимы» и «Флаги наших отцов» назвал «Снайпера» своим самым антивоенным фильмом. Брэдли Купер, номинированный за роль Кайла на «Оскар», поправился ради него на 18 кг. К чему были эти жертвы? На мой взгляд, в конечном итоге, самая большая беда этой, без сомнения, не лучшей работы Иствуда — деление всего происходящего на экране на черное и белое. А если в фильмах о Второй мировой войне это уместно, то в случае иракской кампании, думаю, стоило бы избрать интонацию в духе «Морпехов» Сэма Мендеса.


В заключение не могу не сказать, что считаю несправедливым, что в шорт-лист лучших фильмов года не попал великолепный «Охотник на лис» Беннета Миллера. Лично я, не задумываясь, поменяла бы его на «Снайпера» или «Сельму».

голосование

Кто достоин статуэтки, на ваш взгляд?

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить