Стоп! Снято!

Наталья Куликова, режиссер экспериментальных фильмов, расскажет, как записать и смонтировать видео, которое сделает тебя как минимум локальным оскароносцем.

Стоп! Снято!

На показе ролика ко дню рождения друга, который ты снимала полгода, именинник отблагодарил тебя восторженным храпом? Наталья Куликова, режиссер экспериментальных фильмов, расскажет, как записать и смонтировать видео, которое сделает тебя как минимум локальным оскароносцем.

Первое — определиться, зачем тебе это нужно. Лично я собираюсь показать своим будущим детям, как их родители впервые ели улиток в Париже, мчались на велосипедах к Северному морю по голландским дюнам или искали пруд с черепахами. А кто будет твоим зрителем? Если твое видео — подарок на день рождения, важно снять его в стиле, который понравится имениннику, и только ему. Собираешься осветить в блоге общественную проблему? Снимай так, чтобы было интересно многим.

ШАГ 2: Есть тема!

…и она должна быть тебе близка. Хуже того, полностью захватить твои мысли. Темой одного из моих фильмов были особенности ведения бизнеса иностранцами в России. Я общалась с экспатом, который часами рассказывал забавные, абсурдные и странные истории о своей работе. Как же мне был интересен его опыт! То же самое должно произойти с тобой: чтобы заразить идеей остальных, сначала придется заболеть самой.

ШАГ 3: Ты мой герой!

Кажется, какая проблема: вокруг полно людей, о которых не то что один фильм — сериалы можно снимать! И все же нужно четко сформулировать, что в твоем ключевом персонаже есть такого, чего нет в других. Я считаю, что отталкиваться нужно именно от героя. Найди по‑настоящему харизматичного человека, в жизни которого присутствует интрига, есть конфликт, — и половина успеха в кармане.

ШАГ 4: Ваши идеи?

Твоя лента должна оставить четкое послевкусие: конкретную мысль или идею, которая придаст фильму цельность. Идею нужно сузить, сделать ее острой, как отточенный карандаш. Фильм о друге Пете — скучно. Кино о том, как Петя делает жизнь других людей ярче, совсем другое дело (правда, подобное уже было в «Амели» — но ведь Петя гораздо круче!). Кстати, придумать идею еще не значит ее раскрыть. Ищи ей подтверждение не только в рассказах героя, но и во всем, что его окружает. Не бойся утрировать. Твое видение вопроса — одна из возможных точек зрения. Делай акцент на всем, что ее доказывает.

ШАГ 5: По сценарию

У документального кино нет жесткого сценария, но полная импровизация закончится тем, что перед тобой окажется груда разрозненного материала. Предсказать, что произойдет в фильме, нельзя, но обязательно нужно делать предположения. Если ты плохо знаешь героя, пообщайся с ним до съемок. У каждого есть круг интересов, есть темы, в которых он дока, в конце концов, есть забавные черты характера! Твоя задача — подметить это и продумать, как персонаж поведет себя в той или иной ситуации.

ШАГ 6: У микрофона

В моем первом фильме почти все интервью были испорчены: я перебивала героя, договаривала за него предложения, не давая бедняге закончить. А ты хочешь доминировать в своем ролике? Если нет — учись терпению. Выслушивай ответы, даже если кажется, что интервьюируемый болтает попусту. Иногда люди думают вслух и лишь после этого формулируют свою точку зрения. Не бойся пауз. Возможно, благодаря твоему молчанию герой вспомнит новые интересные подробности. И всегда помни: ты берешь интервью, чтобы узнать мнение героя, а не изменить его.

ШАГ 7: Камера, мотор

Съемочный день — это тандем с камерой. Я не выпускаю ее из рук. В какой-то момент герой может сделать или сказать нечто такое, что станет второй сюжетной линией или просто ярким моментом. Я считаю, документальное кино нельзя строить на одних интервью. Зритель устает слушать — и (глядите!) уже с интересом рассматривает часы или пиджак спикера. Лучше «прожить» с героем какое-то время. Снимайте как можно больше: пусть персонаж устанет от камеры и перестанет на нее играть. Ведь поначалу любой человек во время съемки ведет себя неестественно.

ШАГ 8: В движении

Каким будет ритм снятого тобой фильма? Даже если плавным, помни, что статика утомляет зрителя. Пусть герой отвечает на вопросы, гуляя по улицам, раскачиваясь на качелях, потягивая эспрессо — да пусть хоть морковку в супермаркете выбирает, лишь бы была динамика. Но двигаться должен он, а не камера. Используй штатив или, если рука твоя тверда, держи камеру в ней. А знаешь, что самое важное? Титаническим усилием воли побороть страсть к бесконечным наездам и отъездам. Чтобы сделать крупный план, просто нажми «паузу» и подойди поближе.

Хороший монтаж может совершить невозможное: сделать событие ярче, чем оно было на самом деле.

ШАГ 9: Все правильно?

Типичная ошибка — снимать так, что горизонт ровно делит кадр пополам, а персонаж стоит прямо в центре. Скукотища! Экспериментируй, разнообразь картинку, меняй точки съемки. Пусть на первом плане колышется цветок, а герой «отдыхает» на заднем. Надо продемонстрировать высоту дома? Присядь на корточки и сними его снизу вверх: небосвод займет большую часть кадра и здание «вытянется». Снимая людей, сидящих на ступеньках, опустись до их уровня. Аналогично — с детьми и собаками.

ШАГ 10: История в деталях

Большинство любителей забывают о деталях. Однако лучший способ раскрыть образ героя — это обратить внимание зрителей на нюансы. Книга, наряд, изгиб губ (ироничный, а может, презрительный), манера сидеть — все это расскажет о персонаже куда больше его слов. А еще детали нужны для перебивок. Направь камеру на стакан, столик, что-то необычное в интерьере. Потом наверняка используешь.

ШАГ 11: Вас не слышно!

Место для беседы с героем должно быть безветренным и в идеале не рядом с трассой (шум машин будет забивать слова твоего героя). Если снимаешь чье-то выступление, никогда не болтай сама и шикай на сидящих рядом: в записи вас будет слышно гораздо лучше, чем оратора. Строго говоря, для таких случаев нужно использовать выносной микрофон или диктофон, а потом сводить звук с изображением. А еще хорошо бы иметь отдельные записи на все случаи жизни: стук колес поезда, шум дождя. Пригодится при монтаже.

ШАГ 12: Сбор урожая

Монтаж конструирует реальность твоего фильма. Отсмотри материал, отбери необходимые кадры и занеси их в тетрадку (продолжительность и описание). Так ты легко найдешь нужный кусок, когда он понадобится. Затем создай монтажный лист — окончательный план фильма. Определи линию повествования и держись сюжетной схемы: завязка, развитие, кульминация, развязка и некий итог.

Необязательно придерживаться хронологии: наоборот, ты можешь варьировать комбинации. При последовательном временном монтаже кадры сменяют друг друга по логике сюжета. Но не менее интересен монтаж параллельный. Скажем, мы хотим сравнить жизнь Ивановых и Петровых. Сначала можно показать, как собирается в школу девочка из первой семьи, а сразу после — из второй. Здесь важно создать иллюзию одновременности. Что бы ты ни выбрала, помни, что хороший монтаж позволит совершить невозможное, а именно: сделает событие в твоей памяти гораздо ярче, чем оно было на самом деле.

Записала Екатерина Конюшкова
ФОТО: ACP

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить