О дизеле

…подробно. Его достоинства, недостатки и мифы о нем.

О дизеле

…подробно. Его достоинства, недостатки и мифы о нем. Cosmo разбирается, кому стоит покупать машины с дизельным мотором, а кому — нет.


У дизеля в нашей стране, как в анекдоте, плохой пиар. Мы считаем, что дизель — это тяжко, неповоротливо, а зимой заводится или с толкача, или с помощью костра под двигателем. Во всяком случае, так всегда делают водители КамАЗов, для которых и придуманы дизельные моторы. В Европе, однако, картина иная. В 2001 году уже каждая пятая новая машина имела под капотом дизель, в 2002 году эта цифра выросла до 30%, а среди авто, проданных в 2004 году, 70% дизельные… В общем, практически каждый мировой автомобильный бренд непременно предложит покупателям несколько дизельных моторов на выбор. Еще недавно Россия была исключением, но сейчас многие дилеры предлагают одну и ту же модель с бензиновым и дизельным моторами. Что выбрать?

Для всех и каждого

В наше время дизельный двигатель ставят на автомобили любого класса — от здоровенных угловатых пикапов до изящных малолитражек класса «А». Так что о принадлежности дизеля исключительно грузовому миру ты можешь благополучно забыть. Давай же попробуем разобраться, кому и зачем нужен дизель, а кому он категорически противопоказан. Это позволит сделать правильный выбор самостоятельно — не очень прислушиваясь к сладким напевам менеджеров автосалона. Главное преимущество — дизель значительно экономичнее бензинового мотора. А значит, на те же сто км пробега солярки сгорит меньше, чем бензина. Да и сама солярка гораздо дешевле бензина. Заманчиво? Еще бы! Однако разумный человек легко сообразит, что всякая монета имеет оборотную сторону, у каждой палки два конца… Если все так замечательно, почему дизель не вытеснил остальные моторы? Да потому, что наряду с достоинствами он имеет и недостатки. Некоторые из них реальны, другие относятся к области потребительских мифов, но все влиют на статистику продаж.

Мифы и недостатки

Для начала несколько мифов:

Дизели ненадежны, часто ломаются.

Типичная ошибка, основанная на впечатляющем зрелище «склонивших голову» КамАЗов на обочинах… На самом деле ресурс дизеля как минимум не меньше, чем у бензинового мотора, а часто и больше. Менее жесткий тепловой режим дает дизелю явное преимущество в долговечности, да и более низкий рабочий диапазон оборотов снижает износ деталей. Кроме того, отсутствие зажигания снимает все вопросы к этой самой сложной и капризной системе автомобиля.

Дизель не заведешь зимой. Действительно, если в баке летняя солярка, а на улице -10°, попытка пуска бессмысленна: при -5° уже выпадают парафины и топливо теряет текучесть. То есть зимой дизель требует иного топлива, нежели летом. Однако на зимней солярке исправный дизель заводится без дополнительных средств подогрева до -20°. Если этого не происходит, либо солярка плохая, либо мотор неисправен.

Дизель шумный и вонючий. Отличить по звуку современный дизель от бензинового мотора можно на холостых оборотах, когда он издает характерное постукивание. При движении разницы нет. Шумными они были раньше, пока не изобрели систему непосредственного впрыска высокого давления. Что до «вонючести» — смрадный черный дым стелется только за неисправной машиной. Сравнительные же ароматические достоинства солярки и бензина — из области личных предпочтений. Но ни то ни другое розами, безусловно, не пахнет.


Реальных недостатков у дизеля куда меньше, но именно они должны сравниваться с достоинствами и в конечном итоге определять выбор покупателя.

Недостаток первый и главный — дизель дороже. Разница в цене с бензиновым мотором той же мощности существенна, и именно о ней надо вспоминать, раздумывая об экономичности двигателя и ценах на солярку.

Недостаток второй — обслуживание дизеля дороже, ТО чаще и весомее по расходникам и по нормочасам. Не забудь уточнить расценки до покупки автомобиля.

Недостаток третий — качественная солярка (евросолярка) есть далеко не на всех заправках, а заправлять современный дизель неизвестно чем нельзя. Если в крупных городах проблем с нормальным топливом нет, то во время путешествия в глубинку случается, что предлагаемым топливом поперхнется и трактор.

Недостаток четвертый относится к подержанным машинам — запчасти для дизеля дороже, а специалистов по их ремонту мало. Тех, кто покупает новый автомобиль с гарантией, это не коснется, но при выборе машины с пробегом задумаешься — дизель не переберешь «на коленке».

Выбираем правильно

Сравнение достоинств и недостатков дизеля выводит проблему выбора из технической плоскости в плоскость чисто финансовую. Прикинув разницу в цене между бензиновым и дизельным моторами, вспомни свой среднегодовой пробег — как быстро ты окупишь эту дельту? А с учетом более дорогого ТО? От этой печки и будем плясать.
• Для любителей здоровенных внедорожников дизель просто идеален. Даже при небольшом годовом пробеге прожорливый полноприводник окупит разницу в цене малым расходом топлива. Еще дизельный мотор с большим крутящим моментом прекрасно покажет себя там, где надо месить грязь.
• Тем, кто предпочитает практичность семейных универсалов, дизель можно рекомендовать, если дача далеко, — тогда поездки с детьми и рассадой за 30−40 км от городской черты за сезон дадут существенную экономию. Ровная «тракторная» тяга мотора прекрасно подходит для равномерного движения на нагруженной урожаем машине.
• Самым массовым потребителям, выбирающим машины гольф-класса, стоит хорошо задуматься и проанализировать свои автопотребности. Годовой пробег твоей машины 20−30 тысяч км? Ты ничего не выиграешь, но и не проиграешь. За средний срок эксплуатации машины вернешь разницу в цене. В этом случае стоит думать о личных предпочтениях и помнить, что солярка труднее отстирывается с одежды, чем бензин. 30−50 тысяч в год и более? За пару лет отобьешь разницу и начнешь экономить. Дизель тебе подходит, но при одном условии: если ездишь по трассам, хорошо обеспеченным качественными заправками. Менее 20 тысяч пробега в год? Продашь машину раньше, чем окупишь дизель.
• Машины класса «А» с дизелем до сих пор скорее маркетинговая причуда, чем востребованный товар. Малолитражка, безусловно, будет иметь фантастически малый расход солярки (иногда менее трех литров на 100 км!), но и бензина потребляет не так уж много. Кроме того, маленькие машины эксплуатируются преимущественно в городах и не набирают большого пробега.

Итак: чем больше расход топлива и пробег, тем больше оснований перейти на солярку. Если волнуешься за экологию или бензинового мотора на понравившуюся модель нет в наличии, бери дизель, не бойся. Техническая разница для потребителя ничтожна, а финансовая — преодолима. Главное — не забывай, что твоя колонка отныне помечена буквами ДТ!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить